"REMEMBER SHAKTI, в любом случае, похоже на интеллектуальную игру, - говорит Джон Маклафлин, - потому что я не могу оценить эту группу с точки зрения других проектов, так как это было лучшее, что я мог сделать в то время. То же самое касается REMEMBER SHAKTI. Мы давали телевизионное интервью в Париже и первый вопрос был: "Какой смысл было восстанавливать SHAKTI?" Я подумал: "Что за глупости!" и ответил: "Какой смысл было приходить на интервью с нами?".
Расскажите, с чего началось Ваше увлечение индийской культурой... Я стал интересоваться сопоставлением религий году в 60-м, когда мне было 20 лет. Я вырос без какого-либо религиозного образования вообще. Я вступил в Общество теософов, потому что у них была превосходная библиотека. Мой аппетит разыгрался, когда я обнаружил удивительную глубину в индийской мысли и философии. Я узнал о Рамана Махарши, личность которого произвела сильное впечатление и продолжает оказывать большое влияние на меня. Далее я прочитал Рамакришна, Вивекананда, Премананда и Шри Нисаргадатта Махарадж. Когда же я услышал индийскую музыку, это также стало откровением для меня. В первую очередь меня поразила ее красота и мастерство импровизации - значимость этого для моей джазовой музыки была огромной - я понял необходимость овладеть этим.
Как Вам удавалось находить баланс между математически выверенной индийской ритмикой и неакадемической, склонной к хаотическому движению джазовой музыкой? На самом деле, в этом много общего. Математика лежит в основе – ее формулы ритма универсальны. Они не принадлежат какой-то одной культуре. Это правда, что чувственность ритма соединяется с математическим складом ума в Индии. Это не случайность, что эта страна дала миру великих атомных инженеров, математиков и астрономов - особенно в двадцатом столетии. Там есть обсерватория, в которой много сотен лет назад были вычислены орбиты планет. Так что можно сказать, что здесь музыка развивалась на более интеллектуальном уровне, чем в джазе, например. Но, будь-то Африка, Китай, Бразилия или Бомбей - ритм остается ритмом. Если вы попытаетесь импровизировать в джазе без должного мастерства в понимании математики ритма, вы потеряете темп и собьетесь, запутаетесь.
Альбом REMEMBER SHAKTI гораздо сильнее погружен в классическую индийскую традицию, нежели представляет какие-либо формы Западной музыки. Да, все развивалось естественным индийским путем. Что, конечно же, включает рага, различные методы коллективной игры и основные импровизации солистов. Как музыканты, мы играем ноты, музыку и ритм, и мы надеемся сыграть верную мелодию в правильном стиле, но это лишь часть общего процесса. Что не менее важно, так это взаимодействие музыкантов, а также игра и легкость, которые получаются из этого взаимодополнения – они так же важны, как ноты. Можно задать кому-то музыкальный фон и он сыграет идеально на фоне этого отрывка. В джазовых импровизациях есть много примеров, когда солист играет под постоянный ритм ударных. По-моему, это ужасно скучно, потому что я хочу слышать обмен фразами между двумя людьми. Я хочу узнать, каким воображением они обладают, насколько спонтанно они умеют выразиться. Только так мы становимся открыты и можно увидеть настоящее "я". Идея сделать пластинку пришла позднее. Я обсуждал с Закиром идею о том, чтобы оставить наши выступления во время репитиций на пленке - которых и было-то всего три часа для всей группы. Я сказал Закиру: "Возможно, мы уже никогда не соберемся в таком составе. Разве плохо будет оставить на память для самих себя такой сувенир?". Он ответил, что эта идея ему страшно нравится. Хорошо оставлять воспоминания, потому что время идет и ты не знаешь, повторится ли такое вновь. Итак, мы арендовали цифровой рекордер и записали выступления. Прослушав эти записи, мы поняли, что получилась действительно изумительная музыка. Также нам пришла в голову мысль: " А неплохо будет, если эти записи выйдут на диске".
Расскажите, как формировался нынешний состав REMEMBER SHAKTI. При подготовке этого турне я сказал: "Почему бы не попробовать привлечь Шанкара?" Мы попытались это сделать, но безуспешно. Мы оставляли сообщения для него, отправляли факсы и делали все возможное. Но пришлось сказать: "Давайте искать другие варианты". Мы пригласили сына Викку - Сельваганеша и теперь Shakti начал обретать свою историю. Двадцать лет назад Закир и я сидели на сцене напротив его отца, а теперь на том же месте сидел его сын. И когда вы слышите, как играют Закир и Сельваганеш, это сильно отличается от того, как играли Викку и Закир. Главный инструмент Сельваганеша - канджира, еще он играет на хатаме. Шринивас также неподражаем. Я впервые увидел его в качестве молодого исполнителя на мандолине 16 лет назад. Должно быть тогда ему было 14 лет. Уже тогда он был феноменом, а сейчас он исключителен в еще большей степени. Эта группа восхитительна. У нас есть электромандолина и гитара, что представляет собой прекрасную комбинацию контрастов и гармонии с двумя типами ударных. Получается такая жизненная сила и радость создания нового, которые невозможны если не вкладывать в игру всю душу. Каждый этого ждет и надеется. В некоторых отношениях эта группа похожа на оригинальный SHAKTI, но все-таки она совсем другая. Дух, радость и ощущение счастья присутствуют и здесь. Я имею ввиду, что Закир и я вернулись в 69-й год. Мы знаем друг друга на протяжении 30 лет. Он мне почти как брат, которого я глубоко люблю и к которому испытываю огромное уважение. Он превосходный музыкант и ему нет равных в игре на табле. Люди реагируют на нашу игру потрясающе. Нечто подобное происходило и раньше, но тогда мы были менее заметны. Сплетение восточной и западной музыки было абсолютно неизвестно. И мне никогда не приходило в голову мечтать о таком признании, которое мы получили сегодня.
Какую роль, по-вашему, сыграл Shakti в становлении и признании мировой музыки?Наверняка, он сыграл определенную роль. Я очень горжусь SHAKTI, так как до него было очень мало контактов индийской музыки Севера и Юга. Shakti сыграл объединяющую роль в музыкальных отношениях Севера и Юга. После Shakti взаимное проникновение Севера и Юга выросло в тысячи раз. Сейчас регулярно проходят встречи Север-Юг. Что же касается влияния Shakti на западного слушателя, мне сложно оценить, каким образом и в какой мере это влияние проявилось. Мы появились очень вовремя, если говорить о нашей музыке. И в дальнейшем, в 80-х, этническая музыка и мировая музыка стали намного популярнее. Люди стали искать новый звук. Глобализация мира - это часть того же самого процесса. Сокращение дистанций и возрастающее общение между странами и культурами также сыграли свою роль.
Для альбома REMEMBER SHAKTI Вы выбрали полый электрический "Gibson", но не акустические гитары, на которых играли с оригинальным составом. Ирония в том, что Вы выбрали электричество, чтобы сыграть в гораздо более деликатной и чувственной манере, чем это было с группой образца 70-х. Я адаптируюсь к тому окружению, в котором оказываюсь. REMEMBER SHAKTI с Харипрасадом (Hariprasad) сильно отличается от группы с Сельваганешом и Шринивасом. Эти две различные сущности. Стоит поменять одно действующее лицо, как меняется вся картина. Так что есть некоторая пиротехника на записи, но благодаря плачу и полному чувств звуку флейты банзури Харипрасада, все адаптировались автоматически, не задумываясь: "Делать мне так? А может делать мне так?" Это естественный процесс. В тот момент, когда вы начнете обсуждать, как играть музыку, вы разрушите ее. Об этом нельзя говорить. Музыку можно только играть, наслаждаться игрой, и слушать.
Расскажите, какое значение имеет коннакол (konnakol) для понимания и познания индийской классической музыки. Существенное. Коннакол - это прекрасная система индийского ритма, который задается без инструментов. При этом используется голос и руки, то есть не надо учится игре на ударных инструментах для того, чтобы полностью понять простоту и глубину индийских ритмических традиций. Это система, которую я настойчиво рекомендую своим студентам, хотя при этом я не считаю себя мастером коннакола. Но, как я сказал, ритм - понятие универсальное и если вы сможете понять коннакол - наиболее совершенную в мире систему изучения ритма - вам станет доступным любой ритм любой страны на этой планете. Например, если мне надо обратиться к одному из играющих на ударных в REMEMBER SHAKTI, я могу пропеть ему ритмический рисунок и наоборот. Это может быть: "Ta-ka ta-ka ta ta-ka tin day ta". Тут же просматривается математическая формула. И если вы можете пропеть ритм, это значит, что вы его понимаете, и остается лишь приладить его к своему инструменту.
Ваш альбом 1995 года, "The Promise", содержит элементы джангл. Как близко Вы следуете за электронным движением?Я слушаю многое из английского андерграунда, будь то джангл, причудливый транс или техно. Многое из этого - откровенный мусор, но есть очень неплохие вещи. Например, D*Note, Lemon-D и Grooverider. Мне это по-настоящему нравится.
Вы как-то сказали: "Музыка - это лицо Бога". Можно конкретизировать это высказывание?
Как и многие другие люди, я уверен, что все мы имеем божественное происхождение и что практически все вокруг является божественным. Мы все вышли из одного, мы все остаемся объединены этим и мы никогда не сможем отделиться друг от друга и от этого единого. Это персональное убеждение. Все это сводится к интеллектуальной игре, если рассматривать отдельно истину, благо и красоту, которые вероятно являются существенными атрибутами того, что мы называем Богом. Если что-то истинно, оно должно быть прекрасно. А музыка прекрасна, значит она должна быть истиной. Бог - самое прекрасное из всего прекрасного и источник всей красоты, поэтому музыка должна быть тайными нитями связана с Богом. Другими словами - истина без красоты - это атомная бомба. Поэтому я абсолютно и безоговорочно верю в музыку. Я чрезвычайно взволнован и возлагаю большие надежды на ее будущее.
Сайт:
Рок-н-Ролл.Ру