Книга «Шантарам», изданная еще в 2003 году, до России добралась только в 2010-м. За это время она успела разойтись по миру миллионными тиражами, принеся своему автору славу и известность. Книга во многом автобиографична: ее главный герой - наркоман, сбежавший из австралийской тюрьмы, пробравшийся по фальшивому паспорту в Индию и коллекционирующий там опасные приключения. И в чертах персонажа легко угадываются детали биографии самого писателя – Грегори Дэвида Робертса.
В знаменитом кафе «Леопольд», в котором происходит чуть ли не половина всех событий описанных в романе «Шантарам» с писателем встретились Людмила Горчакова и Виктория Заволжская – авторы программы «С миру по нитке».
- Ваша книга - это автобиография?
- Описанный в книге опыт реален. Я действительно сидел в бомбейской тюрьме, воевал в Афганистане, работал с мафией - это все было в моей жизни. Я жил в трущобах, жил в индийской деревне – все это реальные события, которые я трансформировал в цельное повествование.
- Вы приехали в Бомбей в 1980?
- Нет, в 1982. В 1980-м я сбежал из австралийской тюрьмы. Это была тюрьма строгого режима – я перелез через центральную стену между двумя вышками с автоматами в час дня. Я сбежал и сначала поехал на западное побережье Австралии, а оттуда бежал в Новую Зеландию. Там у меня было много приключений – я пытался спасти гору, которую хотела разрушить компания по производству бумаги.
- То есть вы были в розыске и одновременно пытались участвовать в общественной деятельности?
- Да! Я оказался на севере Новой Зеландии, местные жители мне помогли, я прятался у них. Они рассказали, что одна из компаний собирается вырубить девственный лес - ради производства туалетной бумаги. И мы пытались спасти эту гору, которая у местных жителей считается священной. Я дрался вместе с местными, но, в конце концов, силы полиции и компании оказались сильнее и мы проиграли. Но люди, которым я помогал, решили меня отблагодарить. Денег у них не было и они дали мне пакет семян. Сказали, это волшебные семена, из которых вырастет марихуана. Они выросли очень быстро и очень-очень высоко - я собрал 50 кг! Положил их в рюкзак и поехал через всю Новую Зеландию - на самый юг к моим знакомым. Там я продал этот рюкзак, а на вырученные деньги сделал фальшивый паспорт, купил авиабилет и прилетел в Индию. Вот так я оказался здесь.
- А чем вас покорил Бомбей?
- В 1982 году уровень жизни в Бомбее был куда ниже, чем сейчас - трущобы были повсюду, люди жили на улице, кругом бедность. Мое первое впечатление – это шок от того, сколько вокруг нищеты, страдания, горестей и лишений. Это было трудно принять. Но потом я начал присматриваться к людям и увидел, что они улыбаются, что они очень опрятны, что они выглядят так, как будто живут счастливой жизнью! И ты думаешь - ого! Они не плачут! Тогда почему я жалуюсь на жизнь?
Меня поразила здесь сочетание красоты и свободы. С одной стороны, люди здесь очень красивы. Даже когда они не красивы – они красивы! И второе – свобода. Я приехал из страны, где все зарегулировано. Когда ты идешь по улице, ты должен идти по левой стороне, а не по правой. Все контролируется. И я приехал сюда, а здесь – это просто хаос, который работает. И я полюбил эту свободу – быть тем, кем ты хочешь, делать то, что ты хочешь. Единственное правило в Индии – если ты никому не причиняешь вреда, ты можешь делать все что угодно. Так что две вещи – красота и свобода – заставили меня остаться.
- В 80-е вы жили в трущобах и даже работали там доктором!
- Не то чтобы доктором – я просто первую помощь оказывал...
– Как этот опыт повлиял на вас, как на личность – и как на писателя?
– Хороший вопрос! Мне его раньше никогда не задавали. Мы оказывали помощь людям с травмами и болезнями – укусами крыс, собак, насекомых, ранами, которые надо было промывать. И чаще всего раны были в ужасном состоянии – потому что воды почти не было, мыла было мало и в организм очень быстро попадала инфекция.
Все эти простые повседневные болячки – боль в животе, к примеру – от которых люди страдают и которые тебе надо вылечить – все эти вещи делают тебя приземленным. В хорошем смысле – они помогают тебе понять, что на самом деле важно для тех, у кого нет денег. Я сейчас работаю консультантом по философским вопросам - компании нанимают меня, чтобы я помог им определить моральные ориентиры. Это те компании, которые хотят делать правильные вещи, хотят сделать мир лучше – в основном это богатые люди, у которых есть частные самолеты, два-три дома, они путешествуют по всему миру и всегда первым классом. Они пытаются сделать что-то хорошее, но они понятия не имеют что это такое – когда у тебя нет денег и нет власти.
Как раз недавно они говорили о моральном, духовном благополучии для сотрудников компании – давайте, мол, сфокусируемся на этом. Я сказал им - да, это важно, но куда важнее людям – у которых нет денег и нет власти – чтобы им вылечили зубы, помогли оплатить аренду, счет за электричество и положили еду на стол. Это базовые потребности. И если мы не помогаем им в этом, мы отрываемся от реальности.
Проще говоря, опыт управления трущобной клиникой – одной на 25 тысяч человек – помог мне навсегда запомнить то, что это такое – когда у тебя нет денег. И если мы хотим выжить – я имею в виду человечество как вид – нам нужно поучиться у людей из трущоб, а не у тех, у кого есть деньги и власть.
– А вы сейчас общаетесь, встречаетесь с людьми из трущоб, когда приезжаете в Бомбей?
– Да, постоянно! Я все еще работаю в трущобах, стараюсь предоставить людям работу. И я оплачиваю операции людям, которые в них нуждаются. У меня небольшая благотворительная организация – моя собственная, я ни у кого не прошу денег, я использую свои деньги. Она называется Ассоциация гангстеров и разбойников на пенсии – АГРП. Мы только что выяснили, что нам нельзя зарегистрироваться как ассоциации, потому что у ассоциации должны быть правила и регламент. Так что мы изменили название на Альянс. Мы уже организовали и оплатили две пересадки почек. Кроме того, мы помогаем оплачивать обучение детей и помогаем людям из трущоб найти работу.
- Почему вы решили начать работать на бомбейскую мафию? Что заставило выбрать этот путь?
- Поначалу я его не выбирал. Я делал дела на черном рынке, работал сам на себя и все было нормально. Но потом я попал в тюрьму, причем попал из-за ревнивой женщины, которая меня подставила. Меня закрыли и избивали четыре месяца: я весил 90 кг, а когда вышел, то весил 45 и весь был покрыт шрамами и синяками. Вот тогда меня и завербовали. Один из боссов бомбейской мафии – мы были знакомы – приехал ко мне и сказал: если ты будешь работать на меня, этого никогда больше не повторится, никто тебя не тронет в Бомбее. Я согласился, и так оно и было. У нас были драки с другими группировками, но полиция меня никогда больше не трогала. Так что работа с бомбейской мафией давала мне безопасность.
К тому же это очень большой соблазн – власть. А когда ты в мафии, то у тебя есть и власть, и сила. В банде тебя окружают люди, которые готовы умереть с тобой и за тебя. И когда вы выходите на улицу - все убираются с вашей дороги. Единственные, кто может с вами связаться – другие банды. В этом есть сила и власть, и это очень сексуально, и очень соблазнительно. И тебя затягивает.
Но, в конце концов, я ушел. Потому что старых боссов убили, а молодые начали похищать людей. Они говорили – почему мы должны делать такую трудную работу – фальшивые паспорта, фальшивые деньги... Лучше мы похитим пятерых богатых людей, одного убьем, а остальные четверо дадут нам много денег, чтобы откупиться. Я сказал, что не хочу этого делать и ушел. Мне дали уйти, потому что у меня не было семьи, и они не могли меня никак контролировать.
- Вы рассказали историю вашей жизни довольно искренне, несмотря на то, что там много неприятных страниц. Каково это - рассказывать всему миру о себе?
- Ну, во-первых, это все-таки роман. Он основан на реальных событиях моей жизни, но там же есть и писательское мастерство. Так что - события реальны - но персонажи и диалоги вымышлены. И я думаю, что очень важно попытаться объяснить людям, в чем суть раскаяния и вины. Мы живем в обществе, которое слишком часто говорит: никаких сожалений, никакого чувства вины, никакого стыда, никаких угрызений совести. Я думаю это неправильно. Я думаю, эти чувства в определенном количестве очень важны - чтобы дать нам моральный компас, чтобы двигаться вперед.
- Ваша прошлая жизнь кажется очень противоречивой. С одной стороны, вы работали доктором и пытались спасать жизни, а, с другой стороны, делали то, что может эти жизни отнять – вас же арестовали в 90-м, когда вы пытались ввести героин во Франкфурт...
- Наверное, тот же самый вопрос вы можете задать банкирам, которые устроили глобальный финансовый коллапс. А это люди, которые не были в отчаянном положении. Я между тем был как раз в отчаянном положении, за мою голову была назначена цена. У полиции был приказ – стрелять на поражение. Если бы они могли поймать меня – они бы меня убили и им бы за это дали денежную премию. У банкиров же были бонусы, а, тем не менее, они разрушили мир в глобальном финансовом коллапсе... Люди – сложные существа. И нет хороших или плохих людей, есть хорошие или плохие поступки. Я совершал в жизни и те, и другие.
Но в 1990-м я сидел в тюрьме в Германии и решил бросить все плохое: никаких больше преступлений, никакого алкоголя, никаких наркотиков и даже сигарет. Я решил изменить свою жизнь в новом направлении, стать положительным человеком, совершать хорошие поступки. И с тех пор я стараюсь только так и поступать.
– Что случилось в тюрьме, что повлияло на это решение?
- Я планировал побег и даже уже все организовал. И в последнюю минуту перед побегом я сел помедитировать – чтобы собраться с силами и, правильно направив энергию, обезвредить охранника. И в момент медитации я увидел лицо моей матери. Я увидел, как полиция рассказывает ей о том, что я убит при попытке побега. Я увидел маму, которая хватается за сердце, как будто у нее приступ. Я открыл глаза и понял – я должен остановиться. Я не могу продолжать жить такой жизнью. Я убиваю свою мать, я убиваю свою семью, я всем делаю больно. Я должен вернуться в тюрьму, отсидеть срок. Я знал, что будет трудно, но при этом знал и то, что я выживу, напишу книгу и она будет успешной.
Меня экстрадировали в Австралию. Там я провел два года в одиночной камере, а потом еще четыре года в общей камере в тюрьме строгого режима. Когда меня выпустили, у меня в кармане был 1 доллар и 41 цент. И все.
- Это в Австралии вы начали писать «Шантарам»?
- Да.
- А с охранниками проблем не было?
- Они дважды уничтожали рукопись! В первый раз я потерял 400 страниц, во второй раз почти 600. Но, кстати, среди охранников были очень разные люди. Более того, одни из самых достойных людей, которых я встречал в своей жизни - это тюремные охранники. Были среди них мужчины и женщины, которые настаивали на том, что с заключенными надо обращаться по-человечески. При этом в ответ они не получают ни уважения со стороны заключенных, ни поддержки коллег. Так что это очень достойные люди
- Кстати о фильме - когда мы уже увидим экранизацию «Шантарама»?
- Права на экранизацию купили Джонни Депп и Уорнер Бразерс - у них есть время до сентября 2015 года, чтобы снять фильм. Если они не сделают его к этому времени, то права вернутся ко мне, и я сам его сниму. Но я думаю, они справятся к этому времени.
- А они уже начали съемки?
- Нет, они дважды пытались договориться с разными режиссерами, но что-то не заладилось. Они не достигли консенсуса в том, как делать фильм, ведь это большая книга и ее непросто экранизировать. К тому же съемки в Индии трудно организовать. Но у них все равно еще есть время, а если они не успеют, то я буду рад сделать эту работу.
- Получается, что Джонни Депп будет играть главную роль?
- Нет. Джонни купил права в 2004 – в то время он мог сыграть роль 32-летнего парня. Но с тех пор прошло уже много времени и он мне сам недавно сказал, что не чувствует себя достаточно молодым для этой роли. Так что они выберут нового актера.
- А кого бы вы хотели видеть в главной роли?
- Я не имею отношения к подбору актеров, но лично я бы выбрал Тома Харди – думаю, что у него есть все шансы стать актером поколения. И еще Сэм Уордингтон - он австралиец и очень талантлив, думаю, он прекрасно бы справился с этой ролью.
- Вы сейчас приехали в Мумбаи, потому что работаете над новой книгой...
- Шантарам – это вторая книга трилогии, тема которой – изгнание. Первая книга – когда я ее напишу – будет про конфликт. А третья, которую я пишу сейчас – про поиск, который приводит тебя домой. Такова структура моей трилогии.
Есть философ по имени Джозеф Кэмбелл – не уверен, что вы о нем слышали – он написал книгу: «Герой с тысячью лиц». Он исследовал мифы народов мира – начиная от индейцев и до австралийцев, от Индии до Норвегии. И он обнаружил, что все мифы имеют общую структуру. Есть конфликт, который заставляет девушку или парня покинуть родной дом, деревню. Потом – тяжелый опыт, испытания во время изгнания. Ну и потом – поиск, который приводит их домой. Возвращение. И эту структуру: конфликт, изгнание, возвращение – я использую для своей трилогии.
– А как насчет первой части вашей трилогии?
– Если я проживу достаточно долго, то напишу и первую часть – о том, что было с Шантарамом до Индии. Как он жил в Австралии, как стал преступником, попал в тюрьму, бежал, отправился в Новую Зеландию. Книга закончится на его приезде в Индию.
- Если бы вы могли начать жизнь заново, что бы вы сделали по-другому?
- Я бы старался изо всех сил не причинять никому боль. Я жалею о каждом случае, когда я причинял кому-то страдания. Я помню все ночные драки, помню, как я продавал наркотики, помню все преступления, которые я совершил. Так что если бы я мог начать жизнь заново, я бы постарался не причинять никому боль и жить как достойный человек.
Беседовали Людмила Горчакова и Виктория Заволжская.
http://mir24.tv/news/smiruponitke/7928506