У крупнейшей коллекции художников и философов по факту до сих пор нет наследника
Законным наследником семейства Рерихов может стать Музей Востока. Об этом «Известиям» сообщили в КА «Инюрколлегия», специалисты которой наблюдают за ходом спора возможных правонаследников семьи знаменитых художников и философов.
С момента написания завещания Святославом Рерихом, последним представителем династии, прошло 24 года, однако наследник всё еще не определен, а имущество семьи в данный момент поделено между Государственным музеем искусств народов Востока и общественной организацией «Международный центр Рерихов» (МЦР).
В 2011 году Хамовнический суд Москвы после судебного разбирательства, длившегося более 9 лет, признал факт принятия наследства МЦР. Но поскольку это решение было принято без участия владельца 282 картин Рерихов — Музея Востока, последний в Мосгорсуде и Верховном суде обжаловал это решение. В итоге 20 июня 2014 года Мосгорсуд решение Хамовнического суда отменил, отказав МЦР в признании факта принятия наследства Рерихов.
Последним событием этой тяжбы стал ответ Министерства культуры РФ на заявление МЦР «Медлить нельзя!», опубликованное в «Известиях». В заявлении МЦР содержится просьба о финансовой помощи, а также упоминается «разрушительная власть» Минкультуры.
«На словах чиновники заявляют, что культура является «объединяющей основой российского общества», а в реальности же развязали настоящую войну против Международного центра Рерихов в целях изъятия у него наследия Рерихов, что приведет к разрушению общественного музея», — говорится в тексте.
— Судя по всему, под двойными стандартами подразумевается то, что Минкультуры и Музей Востока открыты к диалогу об изучении и популяризации наследия Рерихов, но при этом не поддерживают МЦР в его стремлении отдать ему картины Рерихов, которые находятся на законных основаниях в Музее Востока, — пояснил «Известиям» советник министра культуры РФ Кирилл Рыбак.
По его словам, примечательно, что ни Министерство культуры, ни Музей Востока не предъявляли исков к МЦР, а в судах с 2002 года рассматривается только одно дело, и оно инициировано самим МЦР.
Истоки спора уходят в советские времена. Суд учел отсутствие доказательств правопреемства между двумя организациями: Советским фондом Рерихов (СФР) и МЦР. Именно советской общественной организации Святослав Рерих завещал около 700 картин, библиотеку и архив. 282 полотна Святослава и Николая Рерихов на тот момент находились на временном хранении в Музее Востока. Впоследствии приказом Минкультуры они были переданы музею на постоянное хранение и включены в государственный архив.
СФР перестал существовать с момента распада СССР, в 1991 году, и на его месте возникла новая организация — Международный центр Рерихов. МЦР полагает, что полномочия новой организации подтверждает Святослав Рерих в письме от 22 октября 1992 года (имеется в распоряжении «Известий»).
«Я, доктор Святослав Рерих, [...] подтверждаю, что Международный центр Рерихов, созданный по моей инициативе, является правопреемником Советского фонда Рерихов», — говорится в тексте документа.
Однако, как объяснила «Известиям» адвокат КА «Инюрколлегия» Анастасия Сивицкая, представляющая интересы Музея Востока и Минкультуры (учредителя музея), данный документ не является дополнением к завещанию Рериха — в тексте письма нет ни слова о завещании, не содержится никаких распоряжений относительно имущества Рериха и передаче его МЦР.
Более того, экспертиза подписи, проведенная Минкультуры совместно с Центром независимых экспертиз, нашла, что «подпись, вероятно, выполнена другим лицом». Кроме того, по законодательству РФ невозможно вступить в права наследования частично. Таким образом, если МЦР в судебном порядке не будет признан наследником СФР, то и права на имеющуюся у него часть наследства можно оспорить.
— Одним из возможных вариантов в этом случае будет поиск того, кто мог бы унаследовать имущество Рерихов. Им мог бы стать один из учредителей СФР, но никак не сторонняя организация, каковой является МЦР, — заключил председатель КА «Инюрколлегия» Семен Мельницкий.
В таком случае велика вероятность, что законным наследником окажется всё тот же Музей Востока: в 1989 году он был одним из учредителей СФР наряду с Советским фондом культуры, Советским фондом мира, Союзом писателей СССР, Академией художеств СССР, Союзом художников СССР и др.
Как отметил замдиректора Музея Востока по научной работе Тигран Мкртычев, отбирать что-либо у МЦР музей не хочет, но и отдавать картины готов лишь законному наследнику. Раскладом, при котором МЦР подружился бы с Музеем Востока, замдиректора был бы доволен.
— Мы с удовольствием вели бы общие проекты. Наша задача — проводить серьезную консолидированную научную работу по анализу произведений искусства, делать выставки, научные конференции. В частности, наконец можно было бы создать полную биографию Рерихов, которая сейчас сильно мистифицирована, — считает Тигран Мкртычев.
Вместе с тем собеседник «Известий» сомневается, что МЦР на самом деле «общественная организация, где картины находятся в общественной собственности».
— Большая часть наследия Рерихов на самом деле принадлежит группе частных лиц, — заметил Тигран Мкртычев. — Меня как музейщика и человека науки это настораживает.
В МЦР «Известиям» пояснили, что не хотят идти на уступки. И сослались на последнюю волю Святослава Рериха, согласно которой Музей Рериха должен обязательно быть общественной организацией — такие организации до принятия в 1996 году закона «О музейном фонде» могли обладать большими возможностями, нежели государственные музеи.
Однако упомянутый закон полностью уравнял права и обязанности государственных и негосударственных музеев, что, по мнению ответственного секретаря МЦР Павла Журавихина, сняло вопрос о частной собственности.
— Все наши картины включены в негосударственный музейный фонд РФ, а согласно уставу организации, ни члены правления, ни учредители не имеют на них права собственности. Главное различие между нами и государственными музеями — свобода от управления чиновниками и возможность реально подключать и заинтересовывать общественность. К госмузеям у нас в обществе выработалась иждивенческая позиция: зачем помогать, если государство поможет? Нам же важен каждый взнос, — пояснил Павел Журавихин.
МЦР готов сотрудничать с Музеем Востока и оставить там картины Рерихов, но, подчеркивает Павел Журавихин, центру «нужен статус наследника, владельцем должны быть мы».
МЦР готовит апелляцию на решение Мосгорсуда — спор за наследие Рерихов продолжается.
Справка «Известий»
Наследие семьи Рерихов в данный момент находится в Музее Востока (282 полотна Николая и Святослава Рерихов) и в музее МЦР (полотна, духовные реликвии, рукописные и художественные раритеты, книги и монографии из мемориальной библиотеки Рерихов; личные вещи, фотодокументы, коллекция старинной бронзы из индийской долины Кулу и др.)
Глава династии Николай Рерих (1874–1947) — художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». С 1917 года жил за границей, участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях.
Жена — Елена Рерих (1879–1955) — философ, писательница, почетный президент-основатель института Гималайских исследований «Урусвати» в Индии, Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.
Сыновья Рерихов — Юрий (1902–1960; востоковед, искусствовед, этнограф, автор работ по диалектологии тибетского языка, составитель многотомного тибетского словаря, директор института «Урусвати») и Святослав (1904–1993; художник, общественный деятель, почетный член Академии Художеств СССР, с 1931 года постоянно проживал в Индии).
http://izvestia.ru/news/573968#ixzz386wM4WRF