Экономист Дэвид Хью-Джонс из Университета Восточной Англии (Великобритания) провел экспериментальное онлайн-исследование честности и склонности к обману у представителей 15 стран мира.
Хью-Джонс обнаружил, что наиболее склонными к обману и нечестному поведению в условиях, когда это может принести финансовую выгоду, являются китайцы и индийцы. В отдельном эксперименте по числу обманов лидировали турки. Противоречивые данные были получены по японцам, в первом из экспериментов они обманывали почти так же часто, как и китайцы, однако в другом были лидерами по честности. Самыми же честными оказались жители Великобритании.
Ученый провел большой онлайн-опрос, который включал в себя два эксперимента. Всего в исследовании приняли участие более 1500 добровольцев из 15 стран с разным уровнем экономического развития: Бразилии, Китая, Греции, Японии, России, Швейцарии, Турции, США, Аргентины, Дании, Великобритании, Индии, Португалии, Южной Африки и Южной Кореи.
В первом эксперименте испытуемым предлагалось подбрасывать монетку. Если она выпадала решкой, то респондентам выплачивали $5, если же орлом, то всего три. При этом сам экспериментатор не видел подбрасываний и полагался лишь на ответы испытуемых онлайн. Количество проб было достаточно велико, чтобы считать, что пропорция выпадений обоих вариантов была близка к 50 на 50. Если эта пропорция сдвигалась в сторону выпадения «решки» больше чем на 50%, то экспериментатор полагал, что испытуемый ведет себя нечестно. Соответственно, чем больше был сдвиг в более «прибыльную» сторону, тем более был склонен тот или иной испытуемый обмануть и нажиться в ходе эксперимента. По окончании всех экспериментальных проб подсчитывались средние значения по подвыборкам респондентов из разных стран.
Второй эксперимент был более изощренным. В нем предлагалась небольшая викторина, посвященная музыке. Она содержала шесть вопросов типа «Какое настоящее имя у Леди Гаги?» или «В каком году родился Клод Дебюсси?». Если респондент правильно отвечал на все шесть вопросов — ему полагалось достаточно крупное денежное вознаграждение. При этом испытуемых просили не гуглить правильные ответы. Под каждым из вопросов в онлайн-анкете был специальный пункт, где участник исследования должен был поставить «галочку», подтверждая, что он ответил на вопрос сам, без помощи каких-либо интернет-ресурсов. При этом три из шести вопросов содержали очень малоизвестную информацию и ответить на них без помощи поисковиков было практически невозможно. Ответ хотя бы на один такой вопрос считался ложью, на все три — явным обманом.
Выяснилось, что в эксперименте с подбрасыванием монетки наиболее честными себя показали англичане — всего 3,6% респондентов пытались обмануть экспериментатора, тогда как среди китайцев таковых было 70%. Сразу же за ними шли японцы, корейцы и индийцы. К удивлению исследователей, греки, которые стереотипно воспринимаются представителями других наций как хитрецы и обманщики, в итоге также были среди лидеров по честности в этом эксперименте, передает N+1.
Отметим, что россияне в обоих экспериментах заняли почетное шестое место. Доклад с графиками обнародован на сайте Университета Восточной Англии .
‹тыц›