Удивительные по красоте и сложности изящные мозаичные узоры, украшающие средневековые строения в мусульманских странах, являют собой прекрасный пример слияния искусства и науки - геометрии. Причем, как предполагают современные ученые, уровень знаний геометров того периода был очень высок и на Западе его достигли только через 5 столетий - в середине 70-х годов прошлого века, открыв квазикристаллические структуры.
Такую гипотезу высказали на страницах авторитетного журнала «Сайенс» американские физики Питер Лу и Пол Штейнхардт, изучив геометрию узоров на мечетях, усыпальницах и других строениях от Турции до Индии.
«Это может служить доказательством того, что математика играла большую роль в средневековом исламском искусстве, или, что это был способ, позволявший мастерам легче создавать свои творения. Невероятно, чтобы это было простым совпадением, - говорит физик из Гарвардского университета Питер Лу, увлекшийся этой проблемой после того, как он провел отпуск в Узбекистане. - По меньшей мере, это показывает нам, что эта культура... была куда более развитой, чем считалось ранее».
Невероятно сложные геометрические мозаичные узоры являются отличительной чертой средневековой исламской архитектуры Ближнего Востока и Средней Азии. Искусствоведы давно пришли к выводу, что простейшие из узоров были созданы с помощью линейки и циркуля.
Однако никто не мог объяснить, как художникам и архитекторам удавалось создавать сложнейшие мозаичные узоры. «Линейка и циркуль - это прекрасное объяснение для повторяющейся симметрии простейших узоров...», - говорит Лу. Вместе с тем, считает он, для создания более сложных из изучавшихся мозаик требовались куда более совершенные орудия и знания.
Создававшиеся средневековыми мастерами мозаики имеют узор, состоящий из пяти различных многогранников. Они позволили создавать невероятное многообразие неповторяющихся сложнейших узоров, обладавших так называемой симметрией дальнего порядка и напоминавших квазикристаллы.
Математически описать построение таких квазикристаллических «плиточных» структур сумел в 1973 году выдающийся английский математик и космолог Роджер Пенроуз. Его открытие развили позже Дов Левайн и Пол Штейнхардт, который является соавтором нынешнего исследования.
Труд Лу и Штейнхардта ярко демонстрирует, сколь значительного развития достигла геометрия в исламских странах. «...Художников, видимо, вдохновили математики-теоретики», - прокомментировал данное открытие один из ведущих американских специалистов в области исламского искусства Олег Грабарь.
www.islam.ru/