После крушения в Средиземном море итальянского пассажирского лайнера Costa Concordia российские туристы - единственные из всего числа иностранцев, бывших на борту, - фактически целые сутки оставались без помощи посольства своей страны. Российские дипломаты приехали к попавшим в беду соотечественникам последними. Россиянам оставалось только наблюдать, как за своими гражданами прибывают представители консульств других стран.
Пассажирка Ирина Гарнова рассказала в воскресенье телеканалу НТВ: "Через несколько минут был развешен французский флаг, японцы с флагами приехали, корейцы, филиппинцы. Три чеха было на теплоходе, приехали представители их консульства. Я не знаю, наверное, за ними приехали. Всех разобрали, понимаете. Мы остаемся одни". Россиян при этом на судне было очень много - 111 человек. В воскресенье вечером, напомним, посольство РФ в Италии сообщило, что связь со всеми российскими туристами установлена и что они живы и здоровы.
На налетевшем на прибрежный риф судне оказался и журналист петербургского телеканала "ВОТ!" Сергей Алфимов, коллега которого опубликовал в СМИ его sms-рассказ. Телефонные сообщения он передавал в течение субботы - напомним, именно в ночь на субботу произошло крушение.
Сергей тоже свидетельствует, что, вопреки официальным заявлениям российского МИДа и "Ростуризма" о том, что все россияне, находившиеся на борту лайнера Costa Concordia, своевременно были обеспечены жильем, питанием и всем необходимым, ему и значительной группе сограждан, спасшихся с лайнера, долгое время никто не помогал.
По словам журналиста, всю ночь несколько десятков пассажиров из более чем четырех тысяч человек, бывших на борту, провели на одном из ближайших к месту крушения островов, где они нашли приют в местной церкви. А утром итальянцы на пароме перевезли их в город Порто-Санто-Стефано, и там спасшиеся россияне видели, как помогают своим согражданам другие страны.
Японцев эвакуировали на вертолете, французов и немцев - на специально прибывших за ними кораблях. От российского же посольства в течение суток после аварии не было никаких вестей, передает петербургский информационный портал МR7.
Вот sms Алфимова, где рассказывается об этих событиях (орфография сохранена):
"Нас на острове продержали ночь, в какой-то церкви холодной, утром на паромчике перевезли в Порто Сан Стефано! Итальянцы работают слаженно и четко..."
"Мы одеты - в чем были, в том и выскочили. Грязные, конечно, но это все херня по сравнению с событием..."
"Нас повезли в Рим в аэропорт Фьюмичино в отель. Обещают представителей консульства!..."
Рассказал журналист и непосредственно о катастрофе и самых страшных моментах, которые ему и другим пришлось пережить и наблюдать.
"Очень много людей первый крен на левый борт застал за ужином, поэтому после того, как крен резко поменялся на правый бок, многие бросились в праздничной одежде на 4 палубу, в чем были..."
"После первого крена первый раз отключилось электричество, и по трансляции передавали, что неполадки в генераторе и все под контролем..."
"Потом включили аварийку и почти сразу пошел второй крен, и опять объявили, чтобы не беспокоились - все под контролем..."
"И выключилось электричество, и тут многие поняли, что что-то не так, мы пошли на 4 палубу к спасательным шлюпкам..."
"Паники не было, как сообщали в российских СМИ! Но когда крен на правый борт усилился, наконец прозвучал сигнал бедствия, но многие уже были на палубе у шлюпок и, несмотря на старания команды сдерживать натиск все прибывающей толпы людей на 4 палубу, стали грузиться в шлюпки, тут то и стало тревожно..."
"Далее события моими глазами развивались таким образом: Нас натиском толпы утрамбовали в шлюпку, она была переполнена! Команда начала пытаться ее спустить, но долго не получалось. Потом случилось следующее: крен был на правый борт уже градусов 20, мы висели слева и, когда резко сорвали стопора, шлюпка, полетев вертикально вниз, ударилась о леера нижней палубы и завалилась градусов на 45 внутрь! Естественно, все полетели друг на друга! Вот тут начался первый ужас - все пытались друг по другу вылезти, через борт уже не получалось, потому что он лежал внизу, а другой борт висел вверху, потому все полезли через люки на крыше - ППЦ..."
СМИ строят версии крушения, а судовладелец уже установил виновника
Причины крушения гигантского лайнера, в котором погибли, по последним данным, шесть человек, официально еще не названы, но похоже, что главным виновником объявят капитана - итальянца Франческо Скеттино. Ранее компания-судовладелец Costa Crociere ("Коста крочере") заявила, что капитан допустил многочисленные "ошибки в принятии решений": в частности, повел судно слишком близко от берега, где оно вновь напоролось днищем на подводные скалы, а также "не следовал стандартным процедурам, выполнение которых предусмотрено в случае чрезвычайных ситуаций".
Позже в понедельник на пресс-конференции в Генуе председатель совета директоров Costa Crociere (в англоязычных источниках Costa Cruises) Пьер Луиджи Фоски заявил: "Компания окажет капитану всю необходимую поддержку, но мы должны признать факты и не может отрицать, что причиной крушения стал "человеческий фактор", - цитирует его Reuters.
Ранее стало известно о недостойном поведении капитана судна. Сообщалось, что капитан в момент катастрофы ужинал в компании молодой женщины и пил вино. По словам свидетелей, Скеттино видели на берегу за два часа до окончания эвакуации, что является нарушением морского устава, однако сам капитан утверждает, что, как и положено, последним покинул борт тонущего судна. Сообщается также, что команда и капитан так и не дали сигнала морской тревоги SOS. Франческо Скеттино арестован по обвинениям в халатности, причинении ущерба и непреднамеренном убийстве. Ему грозит до 10 лет тюрьмы.
Как замечает The Daily Mail, в 80% катастроф пассажирских судов на море причиной является "человеческая ошибка". Взвешивая возможные причины случившегося, британская газеты называет еще две помимо приоритетной.
Первой придерживается сам капитан, сообщивший, что, когда лайнер в первый раз наткнулся на подводный риф, он решил вывести судно на безопасное мелководье у острова Джильо на Тосканском архипелаге. Там лайнер вновь напоролся на скалы и перевернулся на бок.
Вторая версия состоит в том, что судно слишком близко подошло к берегу из-за сбоя в электронике. В частности, в пользу этой теории говорит то, что на судне отключилось электричество. Возможно, именно поэтому не был подан сигнал тревоги.
В настоящее время итальянские следователи проверяют бортовые регистраторы записей, которые по аналогии с самописцами на самолетах называют "черными ящиками". Свои выводы о причинах катастрофы они обещают представить в течение ближайших дней, передает CNN.
http://www.newsru.com/world/16jan2012/costasms.html