Величенко А.Е. Реконструкция учения Шри Ауробиндо об эволюции мира и человека
Многогранная личность Ауробиндо Гхоша, более известного под именем Шри Ауробиндо (1872–1950), продолжает привлекать к себе внимание исследователей из самых разных стран. Его сопоставляют с Патанджали, Шанкарой, Платоном, Плотином, Марксом, Ницше, Бергсоном, Тейяром де Шарденом, Хайдеггером, Юнгом, Уайтхедом, а его учение называют интегральной философией, интегральной психологией, интегральной социологией, интегральной ведантой [1], и тем не менее в отношении его творчества высказываются самые полярные оценки: одни исследователи считают его тексты вершиной философской мысли XX в., а другие видят в них лишь бесформенное нагромождение интуитивных прозрений и бессмысленных построений.
Последнее мнение связано с тем, что в книгах Шри Ауробиндо действительно много противоречий, а мысль (или композиция главы/книги) трудно улавливается в потоке речения. Основной корпус текстов был написан им для философского обозрения "Арья", которое издавалось с 1914 по 1921 год. В этот период вышли в свет "Жизнь Божественная", "Синтез йоги", "Эссе о Гите", "Тайна Веды", "Идеал человеческого единства", "Человеческий цикл".