Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Философия йоги › Смирнов Борис. Санкхья и йога

Карма 5092
8.05.2007
Смирнов Борис: Санкхья и йога

Индийская философская традиция учит, что истина одна, но рассматривать её можно с разных сторон, под разным углом зрения, что и создаёт иллюзию множественности теорий.

В Индии насчитываются шесть правоверных философских "точек зрения" (даршан), в число которых входят Санкхья и Йога, хотя первая считается атеистическим учением. Включение Санкхьи в число правоверных воззрений было возможно потому, что "правоверность" в Древней Индии определялась не столько с точки зрения верований, убеждений, сколько с точки зрения социальной, политической: от правоверного требовалось точное соблюдение правил общественных взаимоотношений, законов варн, ведических обрядов. Правоверность это скорее çila, поведение, нежели çraddha, что означает благочестие, почитание предков жертвами и лишь потом "вера". По философским взглядам Санкхья и буддизм часто весьма близки друг к другу, иногда гораздо ближе, нежели "безбожная Санкхья" и "безусловный монизм" (анирбхедаадвайта), и всё же оба эти течения причислены к шести правоверным учениям, тогда как буддизм, считается ересью, и в шесть правоверных "взглядов" не включен, хотя исторически он относится к VI в. до нашей эры и мог бы быть включен в "даршаны".

В кн.: Махабхарата (Философские тексты). Вып. VII, часть 2.

Изд. 2-е. Ашхабад: Ылым, 1981, с.79-214
Помощь сайту
Случайные топики