Батавия.... Когда я впервые услышал это слово? Попробую вспомнить.
Это было в 98-м, в мой третий приезд в Визакхапатнам на очередную сессию JIRWOG (Joint Indo-Russian Working Group for Shipbuilding). У меня выдался свободный день и я решил посетить старое пиратское кладбище - Old Dutch Cemetry в небольшом городишке Бимали, что 40 км от Визака. На старом раздолбанном "амбассадоре", нанятым в Парк Отеле, к полудню я приехал в Бимали. Ворота кладбища оказались заперты на ржавый висячий замок. В принципе можно было бы сбить его камнем или перелезть через ворота - я как раз раздумывал какой вариант предпринять, но водитель подсказал, что ключи от ворот есть у смотрителя кладбища - местного фазера. Да, он так и сказал: "ключи есть у фазера". Переговорив с местными рыбачками, торгующими рыбой прямо у ворот кладбища я выяснил, что фазер живет где-то неподалеку.
Домик фазера я нашел минут через 30 ленивых поисков.
Фазер, грузный седовласый пожилой мужчина в клетчатой рубашке и ковбойской шляпе, сидел на веранде в соломенном кресле-качалке и читал местную газету на английском языке. Я представился, объяснил цель своего визита. Фазер предложить мне выпить с ним по стакану чая и попросил рассказать о стране, откуда я приехал. Я что-то долго с энтузиазмом рассказывал о России - мне ведь надо было произвести впечатление с тем, чтобы получить заветный ключик. Мой рассказ ничуть не заинтересовал старого миссионера, он так и не отвлекся от своей газеты с местными новостями. На прощание он протянул мне ключ, попросил вернуть его после посещения кладбища. Я не удержался и спросил его, как долго он миссионерствует в здешних краях. Оказалось, что родители его родом из Ирландии, миссионерствовали еще в Батавии, там он и родился. Лет 30 назад они всей семьей переехали в Хиндустан, вскоре после переезда родители скончались и были похоронены на этом же пиратском кладбище - Old Dutch Cemetry....
Тогда я не придал значения этому странному слову – "Батавия" и лишь иногда, в своих последующих посещениях Визакхапатнама в памяти всплывали какие-то обрывочные смутные воспоминания о том, что произошло в далеком будущем.