Последнее время я все чаще чувствую тревогу перед грядущим. И не потому, что страшусь его, а потому что подходит время «разбрасывать камни». Я окунаюсь с головой в круговорот исторических поисков и работы над своими страхами, периодически сублимируя последние в длительные посты на просторах интернета. А чтобы эта рефлексия была интересна еще и читателям, я заправляю полный бак своего дизельного малыша и отправляюсь в дорогу.
Я недавно за рулем, но несмотря на маленький стаж, я начал наматывать сотни км за сутки в поисках интересных мест и пейзажей своей скифской родины. Так моя очередная поездка на Деревянное озеро (которое правильней будет назвать «комариной лужей») очень легко превратилась в двухдневное, почти непрерывное движение по святым местам Алматинской области, открыв для меня несколько интересных наблюдений.
Прежде всего, в очередной раз убедился в невероятном кайфе не следовать плану, сформированному до поездки, а позволить поездке случиться с тобой. Сколько раз открывал подобную благость и, тем не менее, не перестаю удивляться и радоваться. Значит, не старею)
Следующее наблюдение — это ислам степного происхождения. Еще в заметке о Туркестане я писал о том, что он очень отличается от арабского ислама (который у нас сейчас как-то болезненно популярен). В особенности тем, что он, смешавшись с древним Тенгрианскими верованиями, развился во вполне самостоятельное явление, которое уж очень не по духу апологетам жестокого и карающего Аллаха. Они, в свою очередь, всячески сопротивляются попыткам правоверных мусульман молиться у святых камней и деревьев. Слава богу, подобных эстремистов-фанатиков у нас мало, но тем не менее подобной гоп-компанией была предпринята попытка сжечь древний 700-летний Карагач, к которому вовсю катает народ с просьбами и благодарностями. Слава Аллаху, безуспешно.
Подобный анимизм разлился по всем древним языческим святилищам, с той лишь разницей, что сейчас на них читают Коран, вместо исполнения древних ритуалов.
Вышеописанное древнее дерево приютило и нас, став пунктом назначения вместо спланированного озера. Милый и чистый оазис, с доброжелательной хранительницей Раей и ее помощником Алешей, которые напоили нас чаем и уложили спать в гостевом домике. Тут же, в процессе беседы с местным народом, выяснилось, что всего в 20 км отсюда, в городе Жаркенте есть очень интересная мечеть, отстроенная китайским мастером в начале 19 в. Приехав на след.день к мечети, мы очень тщательно ее обследовали, обнаружив кучу свастик, не только на стенах самой мечети, но еще и на более поздних постройках. Внутри самой мечети — изображения скрещенных Ваджр, узлов сансары и кучи свастических узоров. (По приезду, мы изучая историю этой мечети, так и не наткнулись на замечания о таких очевидных совпадениях. Видимо, предыдущие искатели свастик не искали).
В километре от мечети нашелся православный храм (при этом, Жаркент — почти на 100 процентов заселен уйгурами) с мощами местного святого Василия Жаркентского, о деяниях которого нам с большим энтузиазмом рассказала настоятельница храма. В начале 20 века в дальние казачьи деревни так же добралась красная чума, расстреливая всех неугодных. Не обошла эта судьба и Василия, мощи которого в 2000 году были обретены этой церковкой. Под стеклянной крыжкой, во гробу, под саваном угадывалось очертание головы (и судя по рассказам настоятельницы, в этом же гробу лежат черепа и других расстрелянных в тот день казаков), на уровне груди из-под савана выглядывала мертвая рука святого, почерневшая от времени. Вид иссушенной мертвой десницы святого вздрогнуть меня не заставил, но навеял далекие мысли о бренности человеческого тела и неприходящих ценностях.
Хапнув святых энергий мы направились-таки к оз.Деревянному, которое представило собой достаточно унылое зрелище — болота да гнус. Единственным достоинством озера оказались песчанные барханы. Ясно, что радости от гипотетической ночевки это место не доставило.
Дальнейший путь — это 600-км нон-стоп через 3 перевала, почти опустошенный бак, лагман в уйгурском кафе, индийская влажность в прикапчагайских степях и внезапно рухнувшая усталость в пределах города. Фотографии и дополнения чуть позже;)