28 июня 2012г.
Туртук.
В Дискете долго ленились, завтракали, ели арбуз с дыней и выехали только часов в 11, и по хорошей дороге за 4,5 часа доскакали до Туртука. Хорошая дорога включала участки бездорожья, немного каменистых осыпей и один победоносный брод вдоль (!) русла реки метров 20 в длину и сантиметров 20-30 в глубину. Но и это я проехал. По дороге природа менялась сказочным образом. Мы ехали навстречу сильному ветру, сквозь каменистую пустыню, песчаные дюны, временами шел дождик. Потом по берегу реки, по дну каньона, и, наконец, приехали в зеленую долину Туртука. Это в 7 км от границы с Пакистаном. Тут живут мусульмане, суфии. Выращивают рожь, пшеницу, огородничают, у всех капуста, морковка, картошка, а еще персики, яблоки и шелковица. Причем, последняя стоит вся в черных ягодах, и хозяин геста позвал нас на крышу, чтоб мы полакомились после ужина. Крыша плоская, глиняная. Ветки прямо над ней, протяни руку и еш. Ужин национальный. Названий блюд не помню, ингредиентов не понимаю. Хозяин сказал, что все у него растет рядом с домом.
Туртук устроен, на мой взгляд, очень странно - трехэтажно. Первым этажом течет речка, видимо разливистая по весне, и рядом с ней ничего нет. Дорога проходит чуть выше речки. Вдоль дороги находятся палаточные кемпинги для туристов, причем, 2-х местная палатка стоит 3600 рупий, вместе с едой, что составляет 72$. Сама деревня находится выше метров на 50, на широченном уступе скалы, но туда нет дороги. Только козьи тропы по скале. Там мы нашли гест за 500 рупий (10$). Милейший хозяин Хусейн, его семейство, меня сразу именовали Абдулла Ибрагим и приняли, как родного. Хозяин повел нас показать деревню и гомпу на скале. Вся деревня зеленая, везде в каналах течет вода. Местные приветливо говорят "салам". Предзакатное время в горах всегда красиво, солнце рисует на скалах узор светотени, зелень светится внутренним светом, а тут этой зелени просто море: деревья, поля с колосьями, огороды. Тут, как рассказал Хусейн, есть зима 4 месяца с декабря по март, со снегом, с -15 градусами, а сейчас лето. Однако, лето вполне наше, ночью градусов 12, днем 20. Если сесть в тени - холодно, если лечь загорать - сгоришь нафиг мгновенно. Высота все же 2900м.
Комната в гесте новая, зеленые стены, ковры на полу, большое окно.
Вечером хозяин геста представил меня гостю как Хасан Али Бухара. Гость не простой, работает портером в армии на пакистанской границе. Рассказал, что прямая дорога на другую сторону Ладакского хребта есть, но закрыта, потому, что заминирована. Пешая тропа тоже есть, тоже заминирована, но он может провести, всего лишь 8 часов трекинга через перевал, не высокий, 4600м. Основная дорога ровная, только первых 3 часа горы. Если ехать на машине, то из Туртука через перевал Кардунг, через Лех 2-3 дня пути.
На второй день Хусейн повел нас к водопаду Sangzear. Дорога меня сразила. Дело в том, что это не просто дорога, а канал для воды, чтоб от водопада провести воду в деревню. То есть, у этого сооружения постоянный наклон, чтоб вода могла течь. И прилеплено это сооружение к стене скалы, местами непонятно как. Хусейн сказал, что, когда его отец начинал делать этот канал, никто не верил, что это возможно, и называл его сумасшедшим. Я, глядя на проделанную работу, тоже считаю, что это не возможно сделать, вернее возможно, только если отец Хусейна умел летать. Канал не вполне завершен, Хусейн делает цементный желоб, и доводит канал до полей, говорит, что через 50 лет закончит работу. Ему сейчас 30 лет. Я потрясет, тем, что человек, способен планировать дела на такой долгий период. В том числе на период больше своей жизни, как отец Хусейна. На пути этого канала была скала, толщиной метров пять. В течение семи лет люди делали в ней проход для воды. Без взрывчатки и спецоборудования. Приносили дрова, жгли, камень грелся, приносили воду, остужали. Камень трескался. 7 лет. 5 метров. Боги, а не люди. Вот для них время не имеет значения. И они действительно продолжают себя в детях. Никто никуда не торопится, все знают, что будет. 19 век.
|