начало тут
Касоль 25 мая 2013 г.
Окончательное решение покинуть деревню Касоль, где я прожил пару недель в ожидании открытия дороги Манали-Ле, было принято 25 мая в 23 часа 15 минут. Вещи собраны и упакованы в кофры уже три дня назад, но умиротворенная атмосфера долины Парвати, развеселые друзья израильтяне, невероятные виды гор и бушующей горной реки, каждое утро как- будто уговаривают остаться еще на день. Следующее утро не будет исключением, а цель поставлена четко, Ладак, горы, бездорожье, снежные вершины, весь последний год я видел это во сне, начитавшись отчетов путешественников. Надо ехать прямо сейчас, до Манали всего 80 километров горных серпантинов, ночью они совсем не загружены. В Манали есть вписка, жилье ночью искать не придется, там живет Настя, ее контакты мне дали друзья, она ищет попутчика в Ле, а значит нам по пути.
В Манали приехал далеко за полночь, разрядился телефон, к счастью проходит какой-то чемпионат и на главной улице Олд Манали работает ресторан Шеш-Беш, в котором все смотрят очень важный матч. Я даже не обратил внимания, какой вид спорта транслировал телевизор, не говоря уже о том, кто с кем сражается, но матч точно был важным, потому что и индийцы и иностранцы громко болели, восклицая в опасные и напряженные моменты матча. Местность напоминала долину Парвати, та же шумная река, круглосуточная как океан, вокруг горы, только заметно холодней и более влажный воздух. Я заказал чай с имбирем и медом, такой чай всегда помогает мне поднять настроение, когда холодно и дождь, зарядил телефон, связался с Настей и заселился в тихий семейный гостевой дом Ап Кантри Лодж.
Ап Кантри Лодж расположен в стороне от главной улицы, на плоском плато, среди яблочных и грушевых деревьев, вдоль тропинок растет клевер и подорожник, в огородах картофель и вишня, все напоминает деревню в центральной России, за исключением пятитысячников вокруг, горных рек и водопадов. Ману - хозяин дома, его Жена и повар-непалец, это весь персонал небольшой семейной гостиницы, поэтому ни кто не шумит, да их и не видно вовсе, если они не перебирают миндаль во дворе или не сушат какие-то крупы. Сразу стало понятно, что пары дней для осмотра окрестностей и подготовки к экспедиции через Гималайские хребты вполне достаточно, осталось найти взаимопонимание с попутчицей.
Для укрепления взаимопонимания решаем устроить тестовую поездку до перевала Ротанг, 3900 м над уровнем моря. Едем налегке, временами моросит дождь, впереди над горами туч нет, можно ехать. Настя одесситка, именно такими я и представлял одесситов, энергичная, на все имеет свое твердое мнение, в котором ее трудно переубедить, отличное и специфическое для меня чувство юмора. Я сразу понял, что она не будет ныть в дороге и не будет обузой, но мне совсем не нравится когда «второй номер» начинает рулить, я не имею ввиду, только то, что пассажир мотоцикла, участвует в выборе траектории движения, что на горных дорогах не очень приятно, но и то, что я предпочитаю самостоятельно решать технические, бытовые и разные другие вопросы в пути, касающиеся перемещения в пространстве, потому что в момент когда сзади садится пассажир, я становлюсь ответственным не только за себя и будет лучше если все решения принимаю я сам. Настя же стремилась , в виду характера и корней, «взять вожжи в свои руки», что приводило к постоянному напряжению между нами. Еще возможно она ждала принца на стальном коне, который отвезет ее на крышу мира, а приехал я, одержимый лишь идеей доехать до снежных вершин, к своей мечте, во что бы то ни стало. До перевала Ротанг около пятидесяти километров, с учетом загруженности и без того трудной, местами грунтовой, горной дороги поездка предполагалась на целый день. Отъехав десять километров от Манали, встречный туристический минивен, избегая столкновения с трактором в повороте меньше 90 градусов с подъемом, вытесняет меня на обочину, за которой обрыв, и как это принято на индийских дорогах, без какого либо ограждения. Места для маневра совсем нет, избегаем лобового столкновения, но задним колесом машина цепляет мотоцикл за подножку. На подножке стояла моя нога, она неестественным образом изгибается назад, острая боль, но надо ловить дорогу. Дальше все произошло очень быстро, когда я обнаружил что поставить правую ногу некуда, подножка оторвана, как и педаль заднего тормоза, оцениваю ситуацию на дороге и паркуюсь на встречной обочине.
- Настя, цела?
- Да.
- Держи мотоцикл, я не могу встать на ногу.
Минивен остановился, водитель вопросительно смотрит в нашу сторону. Понимая, что он битком набит индийскими туристами и вряд ли сможет нам помочь, жестом показываю, что он может ехать дальше. Оценив повреждения: нет подножки, заднего тормоза, ботинок разорван в клочья, а нога ужасно болит при попытке на нее опереться, решаем оставить мотоцикл у ближайшего магазина и поймать такси до больницы. Все это произошло в каком то безымянном населенном пункте у дороги, поэтому Настя довольно быстро нашла помощников, чтоб откатить байк и найти такси. В клинике сделали рентген, перелома не нашли, проблема с суставом, доктор похожий на якута назначил мазь, бинт и костыли, следующие пару недель я просил прохожих дернуть кик старт на Роял Энфилде, если ездил куда-то и обязательно везде возил с собой костыль или позже трость.
Манали – Ле пришлось отложить на неопределенный срок, Настя вовсе решила, что ей не время ехать в Ладак, и через какое-то время улетела в Одессу. Через пару дней из Дарамсалы приехал Арчи, фотохудожник на буддисткой волне, москвич с армянскими корнями. Арчи просит научить его ездить на мотоцикле и взять с собой в экспедицию. Ему на руку сыграло, что я передвигаюсь с костылем, есть куча времени для нескольких уроков, к тому же опыт управления скутером в Гоа у Арчи есть. Мой железный Роял Энфилд оказался тяжеловат для обучения в горах, усложнял обучение загруженный трафик в Манали. Решили взять для начала мотоцикл поменьше, нашли винтажный Ямаха RX100. После недолгого инструктажа едем в Нагар, тестовая поезка показала, что Арчи справляется, а вот мотоцикл не надежный в виду возраста. Наггар особо не впечатлил, а Рерих показался очень загадочным типом, да и вообще нам мотопутешественникам не до достопримечательностей, не до мелочей в общем. Еще пару раз меняли мотоцикл, ругались с индийцами не желавшими возвращать деньги за ремонт арендованной техники. Все вокруг указывает на то, что нам тут не рады и пора ехать дальше.
Накануне намеченного старта в Ле у Артура случается приступ эпилепсии, о которой он мне не говорил. Может, стеснялся, может просто не думал ни о чем и как я был одержим мечтой, доехать до Ладака. Говорил только что есть проблемы с нервной системой, из-за которых он вынужден принимать лекарства. Но все произошло по Индийски вовремя, на парковке около гэстхауса, в момент когда я рассказывал как лучше сидеть на мотоцикле и что не надо держаться за руль, мой друг падает на щебеночную дорогу, а я к этому оказываюсь не готов. Понимая, что он не контролирует свои движения, сажусь на землю, прижав его голову к своим коленям, забираю из руки шлем, чтоб он ни повредил свою голову. Через несколько минут он начинает ровно дышать, а чуть позже приходит в себя и выслушивает мои причитания по поводу его беспечности. Конечно же, речи о том, что бы ехать дальше на двух мотоциклах нет. Едем на моем, оставив часть багажа в Манали.