С некоторых пор я с вниманием отношусь к тому, что и, главное, как рисуют дети. Их картины и рисунки вызывают во мне живой интерес, восхищение и, не скрою, зависть. Зависть взрослого человека, который пытается нарисовать тоже что-то удивительное. Хотя, приступая к новому рисунку, я не думаю: вот, надо сделать что-то, чтобы все удивились. Скорее, я пытаюсь выразить то, что меня интересует в данный момент, что я хочу видеть в этой картине в данный момент. В итоге хорошо бы, если бы результату удивилась я, но это уж как получится. Однако хватит про себя.
Рисунки, нарисованные детьми, изумляют своей безыскусностью и не-манерностью. Неумелость руки, искренность творческого позыва и спонтанность выражения дают удивительные результаты. Понятно, что для детей это игра, одна из игр. Но они играют так, как будто это их естественное состояние. Они не притворяются играющими. Эта игра им необходима. Как необходимым для жителей долины Куллу является разрисовывать вход в коровник безыскусным орнаментом и фигурками. Как для жителей Уттар Прадеша необходимо наносить узоры на домики из навоза.
Дочке моей подруги 7 месяцев. Недавно подруга написала мне в письме: «Пробовала красками рисовать с Анной. Замешала муку со всякими пищевыми красителями и давай ей показывать как руки макать в чашки с красками и как потом это все размазывать по листу. У неё шары на лоб полезли, рот разинула... ну, и пошло поехало, потом день отмывались. Теперь не можем нормально есть из тарелки - лезет рукой в пюре, оно же цветное, зеленое или оранжевое, - полощет в нем свои рученки». Мне трудно представить, что переживает ребенок, когда открывает для себя краски и линии, когда понимает, что с ними можно также свободно обходиться, как и с игрушками. Из своего детства не помню подобных переживаний. Хотя, конечно, я рисовала.
Кажется, дети буквально воспринимают двухмерное пространство листа. Поэтому они – лучшие в мире художники-абстракционисты. Там нет обманной перспективы и объема. Их композиции раскованны. У них есть даже свое представление о законченной картине. Дочь моих друзей, когда ей было года 2, изрисовывала стопки листов. И каждый раз, изобразив что-то на листе, она с уверенностью откладывала его в сторону, и принималась за другой.
Когда я смотрю на картины, нарисованные детьми, я недоумеваю: Ну чем эти картины хуже картин профессиональных художников? Совершенно ничем. Они даже лучше, ведь дети, когда рисуют, не думают о гонорарах и о том, чтобы попасть в историю искусств.
Я пытаюсь учиться у детей рисовать. Как бы мне хотелось научиться рисовать так, как это совершенно естественно и играючи делают они!