Хороша и красива страна Непал. Зелены ее долины, высоки горы, бурны ее реки. Приветливы люди. И одна из самых замечательных вещей для усталого путника – это непальская печка! Придешь, бывало, холодным декабрьским вечером в непальскую деревню, зайдешь в гостевой дом, и – сразу к печке!
Первым делом растопыриваешь пальцы покрасневших от холода рук, через них тепло тонкими струйками постепенно проникает в тело. Потом устраиваешься поудобнее на лавке, снимаешь ботинки (да вы не пугайтесь, это всего лишь второй день трека) и с наслаждением шевелишь пальцами ног. Тепло! Оглядываешь соседей. Пара портеров-непальцев, непалец-гид, какой-то бледнолицый бывалого вида (с Аннапурны, должно быть, идет), чья бледность лица уже давно покрылась краснотой из-за горного солнца и ветров, семейка русоволосых скандинавов с детьми. Повезло мелким с родителями!
Начинаешь изучать устройство печки. На невысоком, в двадцать сантиметров высотой, возвышении из камней, обмазанных глиной, установлена жестяная бочка, тоже обмазанная тонким глиняным слоем. В бочке вырезана дверца и щель для поддува. Вверху к бочке приварен небольшой бак, из него идет труба наверх. Сверху над печкой висит конструкция из деревянных палок и веревок, на которых сушится белье – трусы там всякие, носки, подштанники, лифчики. Очень домашний вид. На какие-то несколько часов мы, собравшиеся у печки незнакомые друг другу люди из разных стран, становимся похожи на большую семью, сидящую у огня.
Тепло уже растопило всю напряженность в членах тела и ты, сев по-турецки (потому что у печки уже так жарко, что ноги жжет), наблюдаешь за разговором непальцев. Такое чувство, что ты хорошо понимаешь, о чем они говорят. Хотя спроси тебя, о чем это они – и не ответишь. А чувство понимания есть. Все же люди, одну землю ногами топчем. У одной печки греемся. И уже шуткам их непальским смеешься, хотя по-непальски только «намасте» и «дал-бхат» умеешь говорить. Тепло растопило границы.
А в голове – ни мысли. Нирвана полная. Так бы и сидел вечность и глядел в огонь через щель поддувала, наблюдая, как сгорают последние часы этого дня.
PS В Мустанге (на четвертый день неспешного Джомсом-трека оказываешься в области, именуемой Мустанг) - другой способ обогрева. Под большой стол, накрытый коврами и другими плотными тканями, ставится жаровня с углями. Все садятся за стол, накрывая колени свисающими с края стола тканями, и жар от углей греет снизу. Все по Суворову: держи голову в холоде, ноги – в тепле!