Гуджаратцы производят впечатление спокойных людей. Как-то сравнительно мало вот этих приставаний с извечными индийскими вопросами. Никто не орет как ненормальный тебе в лицо «ХЭЛЁ!!!!!». Вспомнился наш разговор с hime, она говорила, насколько безопасно ощущаешь себя в джайнистском Гуджарате, что, мол, ненасилие у гуджаратцев в крови. Ой, странно получилось – «ненасилие в крови» - ну, в общем, так она и сказала. Очень может быть, хотя помимо джайнов тут дофига и индуистов, и мусульман.
В каждом индийском штате есть свои особенности национальной моды. Вот и у гуджаратцев есть свои приколы. Национальная одежда мужчин - полностью белого цвета, от штанов до тюрбана. Исключение составляет лишь красный тюрбан у некоторых представителей мужского пола (видимо, это связано с кастой). Штаны напоминают брюки-голифе – узкий, плотно облегающий икры низ и широкий, со множеством складок верх. У отдельных модников на нижней части имеется разноцветная вышивка, выглядит это очень стильно. Рубашка гуджаратца – это своеобразная распашонка: рукава, плечи и грудь плотно облегающие, а от линии груди до пояса ткань свободно спадает множеством складок и сборочек. Лицо гуджаратского мужчины – усатое и простоватое, но не без некоторой важности. В ушах большие золотые серьги-полусферы, продетые не сквозь мочку, а прямо в середине уха. Смотрится эта красота как золотые затычки в ушах.
Женский национальный костюм Гуджарата тоже имеет свои удивительные особенности. Во-первых, женщины здесь носят татуировки. Причем, это не просто одинокие значки «ОМ» на кисти руки, которые встречаются и в Уттар Прадеше, а характерная часть внешнего облика. Полностью татуируются руки до локтей, ноги до колен и шея. Может быть, татуировки есть и еще где-то под одеждой. Хотя, возможно, татуировка как раз и выполняет роль одежды на открытых частях тела. Рисунок состоит из множества точек, которые складываются в определенный орнаментальный рисунок. У основания шеи различаются изображения павлинов, а на кистях рук даже встречается изображение якоря. Одежда либо красного (или бордового) либо черного цвета. Наверное, тоже из-за кастовой принадлежности. Юбки напоминают лунги, то есть – кусок ткани, обернутый вокруг бедер. Блузка представляет собой топ до талии, завязывающийся на спине тесемками. И обязательно – накидка на голове (дупатта) со все тем же точечным орнаментом. Но самое главное – это золотые украшения. Я уж не говорю о массивных серебряных браслетах на ногах и руках. Гуджаратские серьги – это что-то! Такую трайбальную ювелирку я встречала только в Тамил Наду. Одни серьги напоминают огромные золотые шестеренки, другие – золотые ключи (кольцо с приваренной к нему палочкой), третьи – что-то среднее между гирей и мини-вазой в 10 сантиметров в высоту, четвертые – все те же золотые полусферы. Шестеренки и гири, скорее всего, полые, ибо будь они цельные внутри, то оттягивали бы уши будь здоров, как у той тамильской бабушки на фото внизу. Но гуджаратские женщины не обременяют себя лишним грузом.
А еще все говорят про удивительный гуджаратский текстиль с вышивкой и зеркальцами, но увидеть это чудо в повседневной жизни удается редко. Может быть, потому, что эти одежды надеваются по неповседневным случаям? По крайней мере, здесь, в Гуджарате, я видела такое лишь однажды в храме на острове Бет Дварка около Двараки. Это были две юбки, вернее, две женщины в вышитых - от и до - разноцветными нитками юбках, совершенно шикарных. Что-то подобное я замечала в туристических лавках, но одно дело – пылящийся кусок ткани в лавке, и совсем другое – юбка, украшающая реальную жительницу Гуджарата, которая, может быть, своими собственными руками все вышивала. Говорят, район Каччх на северо-западе Гуджарата славится такими мастерицами.
Короче, не устаю я удивляться разнообразию индийской жизни во всех ее проявлениях.