Гуляя по живописным холмам Варшаны, мы совершенно случайно попали на представление Раса-лилы. Мы проходили мимо очередной бабаджинской хижины, возле которой какой-то баба беседовал с деревенскими детьми. Приглядевшись, поняли – отлично говорящий на хинди бабаджи не был индийцем. Он был белым, но уже настолько забабевшим, что на первый взгляд его было не отличить от многочисленных индийских бабов. Попросили разрешения сфотографировать, разговорились, и выяснилось, что это тот самый баба из Австралии, с которым Муни познакомился еще в прошлый приезд.
Он живет в Индии уже 25 лет. Бабаджинствует тут вовсю, ни в какую Австралию возвращаться не хочет. У него были даже как-то проблемы с визой, но местные жители настолько уже с ним свыклись как со своим, что вступились за него. Он очень здорово помогает местным театральным труппам устраивать представления Раса-лилы: шьет костюмы, поет, играет на инструментах.
Раса-лила – одна из многочисленных игр Кришны, когда он танцевал в лесу при полной луне со своими подругами. Чтобы каждая из них была удовлетворена, Кришна размножил себя, и таким образом танцевал одновременно с каждой пастушкой. Традиция театральных представлений раса-лилы насчитывает 500 лет и идет именно отсюда, из Вриндавана. В труппах играют дети, и только мальчики. Существует два типа представлений: Раса-лила, когда исполнители просто танцуют и поют и Лила, когда разыгрываются определенные сюжеты из юношеской жизни Кришны во Вриндаване. Причем, говорят и поют не на санскрите, матери всех языков, и тем более не на современном хинди, а на особом диалекте - языке жителей Вриндавана "враджа-бхаш". Именно на этом деревенском языке и разговаривает Кришна и его окружение. Представления эти даются несколько раз в году по праздничным или каким-то еще особенным дням.
Так вот, на такое представление попали и мы, когда встретили австралийского бабу. Был тот самый особенный день Деревенские мальчишки гримировались и повторяли слова песен, солнце клонилось к горизонту, спеша уступить место полной луне, обезьяны прыгали по деревьям, а игры Кришны, пока невидимые, готовы были воплотиться на небольшой площадке под сенью дерев Варшаны. Мы, конечно, остались, тем самым лишив себя надежды поймать последнюю рикшу домой.
Мы были чуть ли не единственными зрителями. Разве что кто-то из паломников, проходя мимо, присаживался посмотреть. Детки пока еще не столь искусны в исполнении, это была группа начинающих артистов. Австралийский баба, видимо, взял их на свое попечение, и может, через несколько лет они уже не будут запинаться на сцене и будут обходиться без суфлеров. Но само осознание того, что это настоящие бриджабаси (жители Вриндавана), мальчики впитали все эти "лилы" с молоком матерей, что для них имя Радха-Кришна как вдох и выдох, что под вечер они возвращаются домой, все в пыли Вриндавана, на которую медитируют очень многие йоги. Да еще и волшебная атмосфера сумеречной рощи, где когда-то, 5 тысяч лет назад Радха и Кришна танцевали, обратившись в павлинов...
Пусть это было немного безыскусно, но зато по-настоящему! Святые люди говорят, что во время таких представлений в артистов действительно вселяются божества. То есть, на самом деле, это даже не театр, а какая-то мистерия. Проходящие мимо паломники кланялись артистам, как божествам в храме. И был даже один очень забавный и символичный момент.
Три девушки из очередной группы паломников забежали на сцену и давай плясать, оттеснив самого Кришну куда-то на задворки. Он, бедный, метался по краю, не зная, где развернуться. Мне пришла в голову мысль, что ум духовного искателя зачастую занят самолюбованием, а не, грубо говоря, объектом медитации. Вот и получается, что Кришна (или бог, или... кому как нравится) рад бы открыться каждому, да негде.