И снова здравствуйте, дорогие индостанцы
У меня большая статья про что бы почитать. Статья честно перепечатана из "Мира фантастики".
Книга номера журнала «Мир фантастики» № 10 (октябрь 2006 г.)
Рецензия Василия Владимирского
Йен Макдональд, Река богов
Ian McDonald, River of Gods
«Аст» и «Транзиткнига» в серии «Альтернатива. Фантастика», 2006 г., 672 стр.
Конец Света начнется незаметно. Просто однажды девушка с оленьими глазами захочет узнать, куда делись ее настоящие родители, и отправится в путь, уповая на богов, которые не оставят ее. Поначалу никто не поймет, что в мир вступает Кали-разрушительница информационного века – та, которой предстоит погрузить в хаос и безумие Землю 2047 года. Тем более что спалить этот мир ко всем чертям не составляет особого труда: чиркни спичкой – и он вспыхнет, как порох…
Действие романа Йена Макдональда разворачивается преимущественно на берегах Ганга, реки, где зародилась одна из самых древних и самых необычных цивилизаций нашей планеты. К середине двадцать первого века страна, известная нам как Индия, успела распасться на множество независимых штатов. Население этих государств, и без того весьма неоднородное, с каждым годом дробится на все новые касты и сословия. Среди них появляются ньюты (представители «третьего пола») и генетически измененные «брахманы», однако главная местная достопримечательность – сарисины, Искусственные Интеллекты, жестко контролируемые во всем остальном мире, но на берегах Ганга развивающиеся почти безнадзорно. Говорят, здесь обитают даже сарисины третьего поколения, значительно обогнавшие человека по уровню интеллекта.
Индия у Йена Макдональда вообще становится землей обетованной для ученых, работающих на переднем крае науки. Крупнейшая местная компания, например, нашла способ выкачивать энергию напрямую из параллельной Вселенной. Но в то же время небывалое социальное расслоение, экологический кризис (засуха) и ужасная демографическая обстановка (мужчин в несколько раз больше, чем женщин) создают благоприятную атмосферу для религиозного фанатизма и экстремизма. А также для войны, предательства, преступления и измены. В общем, адская смесь: бабахнет – костей не соберешь. И ведь бабахнет, еще как бабахнет!
«Река богов» - сложный по композиции роман, где множество якобы независимых сюжетных линий сплетается в единую ткань повествования. Вор из трущоб и личный секретарь премьер-министра, «сыщик Кришны», преследующий нелицензированных сарисинов, и эстрадный комик, унаследовавший огромный капитал, молодая журналистка и великий мыслитель своего времени, - что может быть между ними общего? Не больше, чем между бессчетными богами индуистского пантеона или героями «мыльной оперы», заменившей религию гражданам Независимого Бхарата. В почти семисотстраничном томе Йен Макдональд проводит множество неожиданных параллелей, убедительно доказывая, что традиционное мировоззрение и революционные технологии связаны гораздо теснее, чем может показаться на первый взгляд.
Книга порадует читателей, падких на восточную экзотику: что ни страница, то какие-нибудь «адиваси», «гарбхагриха», «дхарамшала», в крайнем случае – храм Падманабхасвами в Тируванантапураме. Роман завершается небольшим глоссарием на полторы сотни слов, который позволяет полнее вникнуть в суть происходящего. И все же автор в очередной раз подтверждает справедливость киплинговских строк: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут». Индия – страна, где европеец никогда не почувствует себя дома, какие бы тепличные условия для него не были созданы. Это страшный, непонятный, отталкивающий мир. Йена Макдональда, как и его американского коллегу Дэна Симмонса (роман «Песнь Кали»), Индия ужасает – но одновременно и притягивает. Копошащиеся в грязи калеки, нищета, голод и изощренная жестокость сочетаются здесь с древней мудростью и сверхчеловеческим стоицизмом. И союз этот приносит самые причудливые плоды. Именно в Индии, среди неприкасаемых и осыпанных бриллиантами раджей, среди безумных ученых и святых отшельников вызревает будущее целой Вселенной – ну, и нашей цивилизации заодно. Штрих, не слишком характерный для переводной научной фантастики: как правило, Будущее на страницах таких произведений куется где-нибудь в стенах НАСА, в Силиконовой долине или, на худой конец, в Академии Наук Великобритании и английском Королевском Обществе.
Журнал Village Voice пишет о «Реке богов»: это «Махабхарата в жанре киберпанк». На мой взгляд [Василий Владимирский], книга Макдональда напоминает скорее «Князя Света» Роджера Желязны. Только все здесь наоборот: не новейшие технологии используются, чтобы воплотить индуистский миф, а древний миф подсказывает, как поступить с величайшими достижениями человеческого разума. Но поклонники Желязны, думаю, разочарованы не будут: Йен Макдональд развил тему вполне достойно.