Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Moony › Артхаус и нетленка: лучшие фильмы всех времен

Карма 2105
25.04.2021
181. ОСЕННЯЯ СОНАТА (Höstsonaten), Ингмар Бергман, 1978. Оскароносный артхаус от шведского "Тарковского". Интеллектуальная драма о тотальном непонимании в семье, сложных, травматичных отношениях между матерью и дочерью. Непростое кино с надрывом и самый часто упоминаемый фильм в кабинете психотерапевта. Мать - рушит жизнь дочери, так как сама глубоко несчастна. Дочь в свою очередь неистово пытается заслужить ее любовь и одновременно ненавидит. "Мама, мое горе это твой триумф". Всем поколениям, между которыми зияет пропасть, посвящается эта мясорубка человеческих душ Бергмана.

Карма 2105
15.05.2021
182. О, СЧАСТЛИВЧИК! (O Lucky Man!), Линдсей Андерсон, 1973. Фильм, с триумфом прошедший в советских кинотеатрах, но замалчиваемый на своей родине - в Великобритании. Приключенческая философская притча с Малкольмом Макдауэллом в главной роли. Моментально даёт понять почём фунт изюму и чашечка кофе на вашем столе. Взлёт на недосягаемые высоты и падение в адовы бездны. Вертеп со шлюхами, судья-флаггелянт, добрая самаритянка, не давшая хлеба, но допустившая до соска, собачье сердце в элитной частной клинике. Музыка Алана Прайса из первого состава The Animals. Надпись "Революция - это опиум для интеллигенции!" на стене погрязшего в нищете лондонского Вест Энда. Всё по Шекспиру: каждый - актёр и играет множество ролей. Всё по Станиславскому: Если в начале герой слушает по радио лекцию Алана Уоттса о Дзен-Буддизме, то в конце Просветление гарантировано.

Карма 2105
4.06.2021
183. 21 ГРАММ (21 Grams), Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2003. Три жизни, три боли, три иллюзии спасения. Вина, искупление, тяжелый выбор и невозможность собственного очищения чужими руками. Рваный монтаж, крупные трясущиеся планы и открытый конец, в котором, не смотря на огромный экзистенциальный ком вопросов, все-таки теплится надежда. Бонусом - потрясающий актерский состав.

Карма 2105
17.06.2021
184. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ (Last Days), Гас Ван Сент, 2005. Фильм рассказывает о последних днях жизни вымышленного музыканта по имени Блейк, который прибывает в состоянии затяжного кризиса, оторванности от стихии творчества, в которой действительность постепенно превращается в недействительность, а бытие в небытие. Главная фишка - длинный план, особенно когда камера неотступно следит за персонажем (иногда даже вплоть до преследования). Эффект реального времени - фирменный вансентовский стиль. Ему мало просто наблюдать за происходящим, он наблюдает за одним и тем же событием дважды, с двух разных точек зрения, неожиданно смещает ракурсы, вставляя фрагменты в фильм так, что получается временная петля. Он не может отвести взгляд от каких-то простых вещей, отсюда замершие планы, томительно проплывающие картинки. Режиссер длит момент, пытаясь придать такому, казалось бы, динамичному искусству как кино - статичность картины.

Карма 2105
22.06.2021
185. АРОМАТ ЗЕЛЕНОЙ ПАПАЙИ (The Scent of Green Papaya), Чан Ань Хунг, 1993. Вьетнамский артхаус. Сайгон 50-х годов. Милая сердцу аутентичная эстетика Юго-восточной Азии. Окунись в пар стряпни, погрузись в жизнь и быт небедной азиатской семьи. Весь фильм не покидало ощущение, что протискиваешься по узким улочкам Сайгона и наблюдаешь за такой простой и одновременно экзотической жизнью. Медитативно, расслабленно. Вот муравей несет кусочек сладости и девочка с интересом наблюдает за целой вселенной, заключённой в этом миге. Вот мужчина под вентилятором перебирает струны дандая, пока дети спят в полуденный зной под москитной сеткой. Вот женщина сыпет рис. Дрожащие капли дождя на листьях. Рассеянный солнечный свет сквозь зелень за окном. Тёплый запах папайи. Калейдоскоп деталей, длинные крупные планы, бесконечно тягучее наслаждение поэзией повседневности на фоне разыгрывающейся драмы. Первый фильм из так называемой «вьетнамской кинотрилогии» Чан Ань Хунга.

Карма 2105
4.07.2021
186. ПРИКЛЮЧЕНИЕ (L'Avventura), Микеланджело Антониони, 1960. Фильм-пророчество, ещё 60 лет назад предрекший приход эпохи постмодернизма, но не предугадавший появления электронных устройств с вмонтированными спутниковыми трекерами. Пропал человек. Сначала на острове, который оказался не таким уж необитаемым. А потом на протяжении почти двух с половиной часов до зрителя медленно доходит понимание. Пропали ВСЕ! Все главные и даже эпизодические персонажи - пропали. Пропала красота. Раньше, строя здание, люди могли рассчитывать на столетия, а теперь на 10-20 лет, и что дальше? Пропали любовные отношения по той же самой причине. Пропали причинно-следственные связи. Почему? - Нипочему! Пропали и не нашлись. И не найдутся никогда! По крайней мере никто на самом деле не верит, что найдутся. А что осталось? А осталось приключение!

Карма 2105
11.07.2021
187. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ЦИРК (Circus Fantasticus), Янез Бургер, 2010. Безмолвная притча в стиле Феллини, где цирк предстает как метафора жизни на фоне страха войны. В полуразрушенном доме живет семья и опасается новой атаки. Но вдруг рядом останавливается бродячий цирк. В фильме отсутствуют диалоги, только завораживающий визуальный ряд. Абсурдистский магический реализм, когда на фоне ужасов войны происходит что-то невероятно прекрасное. Не просто кино, а произведение искусства балканского режиссера.

Карма 2105
22.07.2021
188. ТАКСИСТ (Taxi Driver), Мартин Скорсезе, 1976. Как человек, раздираемый одиночеством и депрессией, сходит с ума и становится Героем. Картина широкими мазками, от которых через какое-то время сам начинаешь ощущать мир сквозь призму недосыпа, разговаривать с собой в зеркале, пытаясь смыть грязь с улиц большого города. И обязательно под психоделическую музыку. Без неё галлюциноз героя не столь впечатляет. Тут все моё любимое экзистенциальное: "тварь ли дрожащая...", мрачная Нью-Йоркская достоевщина и архетипический Путь Героя, который через 20 лет очень убедительно дописал Балабанов в "Брате".

Карма 2105
3.08.2021
189. В УКРОМНОМ МЕСТЕ (In A Lonely Place), Николас Рэй, 1950. Вечные вопросы в жанре нуар. Фильм, повлиявший на творчество Джима Джармуша и Яна Кёртиса. Совместны ли гений и злодейство? Может ли патологический психопат не стать преступником, или это только вопрос времени? Пишет ли профессиональный голливудский сценарист в исполнении великого Хамфри Богарта сценарий собственной жизни, или сценарий пишет его самого, согласуясь с принципом Сенеки, что покорных судьба ведёт, а непокорных - влачит? Заслужил ли апологет несчастливых концов unhappy end для себя самого? Название, не имеющее отношения к сюжету. Укромного места нет, всё происходит на людях, даже во времена отсутствия камер наружного наблюдения! Триста долларов от Мистера ДеБилла никому не помогут и ничего не спасут!

Карма 2105
26.08.2021
190. ПАРЕНЬ ВСТРЕЧАЕТ ДЕВУШКУ (Boy Meets Girl), Леос Каракс, 1984. Если попытаться рассказать, как ныне модно говорить, plot этого фильма, то получится советская "чернуха" эпохи Перестройки. Он - парень маленького роста и невзрачной внешности. Сидит на стимуляторах и безвкусно одевается. Живёт в общаге с удобствами в конце коридора. Промышляет мелкими кражами. Героиня - лимитчица из глубокой провинции, понаехавшая в столицу, чтобы стать актрисой. Верх её мечтаний - сниматься в рекламных роликах для ТВ. Она живёт с мажором, вхожим в круги высшего бомонда, но уже надоела ему, от чего страдает, что твоя Сонечка Мармеладова. Они встречаются у бездны на краю, их отношения заведомо обречены, даже не успев начаться. Но сделать фильм чёрно-белым, перенести место действия в Париж, снабдить рваным годаровским монтажом и разбавить песнями авторства Сержа Генсбура, раннего Дэвида Боуи и Dead Kennedys и вуаля! Вот вам дебютный фильм Каракса, который спустя 37 лет получит Приз за лучшую режиссуру в Каннах.

Следить за новыми рецензиями лучших фильмов удобно в нашем телеграм-канале артхауса и авторского кино «Артхаус & Нетленка». У нас также есть чат для обсуждений.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики