Путешествие неразрывно связано с различными видами искусств: фотографией, кино, литературой, живописью и т.д. Среди людей искусства было и есть немало путешественников. Вспомним хотя бы Верещагина. Но давайте рассмотрим путешествие как независимое искусство, как искусство в себе.
Художник берет холст, кисти и краски. Начинает рисовать эскиз будущей картины. Путешественник берет карту, карандаш и начинает чертить маршрут. Когда эскиз готов (или еще до этого момента), начинается творчество как таковое – художник / путешественник отдает себя в руки вдохновения и начинает творить. Начинается интимный акт творчества, когда рукой художника (или ногой Путешественника) ведет некий Замысел, который он не может назвать исключительно своим. Ведь творчество – это нечто большее, чем наши способности, чем сами мы.
Художник-творец не может точно сказать, куда повернет его кисть в следующее мнговение. Путешественник не знает точно, где он будет завтра. Вдохновение движет обоими, ведет непредсказуемыми, извилистыми тропами, подсказывая новый поворот сюжета или пути, новые решения, обещая радость неожиданной находки, иногда ставя перед нелегким выбором, ввергая в пучину творческих мук.
Художник и путешественник не знают, что их ждет в конце – всеобщее признание или полный провал, шедевр или посредственность, прорыв или топтание на месте. Но и тот, и другой знает, что в этой работе, в этом творчестве – его жизнь, его Путь, его призвание. Он не может жить иначе.
Что оставляет после себя настоящий художник? Нечто новое, доселе неизведанное, нечто открывшееся в тяжелых трудах и легких снах, в беге наперегонки с вдохновением, в уединении со своим Даром. То, что будут копировать копиисты, чему будут подражать подражатели и последователи, что будут тиражировать ремесленники.
Что оставит после себя путешественник? В наше время полной и окончательной победы над белыми пятнами на карте, на этот вопрос не так просто ответить. Да, он оставит после себя извилистые линии на карте, новые маршруты, по которым пойдут туристы. Но будет еще что-то – внутренний прорыв, расширение возможностей, яркий пример вхождения в мир «невозможного», осуществление вдохновенной Мечты.
Можно часами рассматривать старые и новые карты с маршрутами великих путешествий. Возможно, когда-нибудь появится Музей Путешествий, где посетитель замрет у очередной карты с маршрутом странствий великого странника и на миг почувствует что-то новое, несущее в себе запах моря и степи, пустыни и гор, запах пыльной дороги – и вдруг он ощутит, как внутри него что-то меняется. Наверное, в этом и есть цель искусства, если у него вообще есть какая-нибудь цель.