Не успев закончить первый отчет, принимаюсь за следующий. Посвящен он будет путешествию по великолепному городу. Еще только приближаясь к которому, ты чувствуешь, как западный мир уплывает из-под твоих ног и становится пеной у бортов корабля, и в котором Восток стремится засунуть свою свободолюбивую голову в молох западной цивилизации. Этот город, расположенный в двух частях света – Европе и Азии, является величайшим памятником истории, архитектуры и культуры. Имя ему - Стамбул.
Стамбул разросся по обе стороны пролива Босфор, который соединяет Черное море с Мраморным. Городские берега омывают воды моря, пролива и бухты Золотой Рог. И первое, что я увидел, находясь на территории турецкого государства, была именно вода.
Способов добраться в Стамбул из Москвы множество. Авиакомпании несколько раз в неделю осуществляют прямые авиарейсы, плюс регулярные чартеры. Билеты на самолеты есть практически всегда, и купить их не составит труда. Однако какому истинному путешественнику интересно смотреть на мир сквозь пелену облаков из иллюминатора авиалайнера?! Если хочется по настоящему насладиться дорогой, такая возможность предоставляется: до Стамбула, по сути, можно добраться любым видом транспорта.
Под впечатлением романа Агаты Кристи «Восточный экспресс», поначалу я был заряжен идеей доехать до Стамбула по железной дороге. Но сделать это оказалось не так-то просто. Во-первых, прямого сообщения нет. Из Москвы можно сесть на поезд, который следует в Софию, а там пересесть до Стамбула. Путешествие займет практически 60 часов, что, ограниченные во времени, позволить себе не могли. Да и обойдется это дороже, чем прямой перелет. На момент поездки (июль 2007 года) за такое передвижение пришлось бы заплатить приблизительно по 240 долларов каждому. Самолет в кассах S7 стоил 5000 рублей, то есть чуть меньше двухсот долларов.
В итоге остановился на пароме. Вариантов несколько. Однако описывать какие паромы и откуда ходят, я не стану. Скажу лишь, что из России есть прямой паром из Сочи. Но стоимость билета на него чрезмерно высокая (около 250 долларов). Мы решили плыть из Одессы. Тем более в этом славном городе у меня есть друзья, которых очень хотелось повидать. Да и с самой «жемчужиной у моря» у меня связаны исключительно теплые воспоминания, люблю этот город всей душой, и перспектива побывать там еще раз не могла не радовать.
Паромов из Одессы на Стамбул выходят два: «Каледония» и «Южная Пальмира». Первый - менее комфортабельный, более долгий, но очень колоритный кораблик. Второй - большое судно, предназначенное, судя по виду, для походов по океанам. И, естественно, передвижение на нем выходит дороже. Мы выбрали понравившийся нам паромчик «Каледонию» и поселились в двухместной каюте с иллюминатором, который, правда, выходил прямо на какую-то внушительную опору. Так что морскими пейзажами мы могли любоваться, только находясь на палубе.
Билет на человека в один конец стоил где-то 140-150 долларов (если берешь билет в обе стороны, то можно сэкономить 50 долларов). Плюс траты на дорогу до Одессы. По деньгам, в сравнении с самолетом, экономия сомнительная. Зато новых эмоций и драйв от поездки мы получили такие, что за 30 баксов не купишь.
Итак, билеты на поезд куплены, на паром – заказаны. Что нас держит в Москве? Уже ничего. В путь!
Одесские впечатления оставим за скобками, как к теме этого отчета непосредственно не относящиеся. Перейду непосредственно к посадке на корабль.
Так получилось, что на него мы чуть было не опоздали. Сидя за праздничным столом у друзей, решили, что приедем за часик до отплытия и все успеем. Никто из нас не знал, когда начинается и заканчивается регистрация на морские виды транспорта. Ведь это был для нас первый опыт. Слава Богу, что в процессе проводов кому-то пришла гениальная идея - позвонить в службу регистрации и спросить, когда завершается посадка на теплоход. Девушка на том конце провода весьма удивилась, что ей звонят с другого конца города всего за полтора часа до отправления. Уже совсем не милым голосом она сообщила, что, вполне вероятно, наше путешествие отложиться, ибо еще предстоит пройти паспортный контроль, таможню, а капитан судна ждать никого не станет.
Не успев проглотить последнюю ложку салата, мы на машине помчались в морской пассажирский порт.
Как оказалось, паника была совершенно напрасной. Таможенный досмотр еще даже не начинался. Так что если решите плыть до Стамбула на пароме из Одессы, знайте: в порт следует прибыть за два часа до отправления теплохода. Таким образом, вы сможете обезопасить себя и от опозданий, и от трепки нервов с местным персоналом, и скучать в ожидании начала посадки не придется.
Еще один совет, основанный на собственном горьком опыте – не налегайте в жарком климате на закуски, щедро приправленные майонезом. Я вот попался на салатике... Таможенный рубеж прошел еще относительно спокойно. А вот, протянув паспорт пограничнику, думал, что не пропустит - лицо на мне было уже не мое. Мутило все сильнее, хотя на борт пока даже не поднялся. В итоге первым помещением, с которым я познакомился на пароме самым тесным образом, оказался гальюн. Насладиться видами вечерней Одессы с моря я не получилось. Их я увидел только на фотографиях, сделанных спутницей.
Когда наконец-то смог выйти на палубу, вокруг была только необозримая водная гладь. И весь день пейзаж не менялся. Даже обещанных дельфинов мы так и не увидели. Зато смогли сфотографировать нефтяную или газовую вышку посреди морской пучины. Примерно такие я когда-то видел на Каспии.
На следующее утро, когда открыл глаза, меня уже окружала загадочная Османская земля. Наше судно плыло по Босфору, а вокруг красовались пригороды Стамбула. Я очутился в Турции.
Перед тем, как сойти на берег, необходимо самым тесным образом пообщаться с местной таможней. Судя по отзывам, которые я читал на форумах до поездки, процедура эта не самая приятная. Особенно для одиноких девушек – их нередко, если верить откровениям на сайтах, в страну просто не пускают. Борцы за нравственный облик стараются тормознуть прибывших «Наташ».
Для нас все прошло спокойно. 20 баксов и в загранпаспорт приклеена марочка. И все - гуляй по Стамбулу.
Прежде всего, невзирая на ранний час, все-таки стоит озаботиться ночлегом. В интернете и различных путеводителях я загодя изучил стоимость местных гостиниц. Условно их можно разделить на две категории: те, которые находятся в Лалели (район Стамбула, где живут и торгуют челноки из разных стран) и все остальные. Первые, в силу своей специфики, имеют низкую стоимость, но и на особый комфорт надеяться не стоит. Найти их не сложно - надо приехать в район и спросить у любого, где можно остановиться. Либо найти самому, что тоже не проблема. Отсутствие пятизвездных изысков нас не пугало, достаточно было койкоместа и горячего душа. Подходило и то, что в такой гостинице можно заплатить долларов 25-30 за ночь. Плохо было, что и уровень безопасности там тоже очень низкий.
Второй тип гостиниц - те, что не в Лалели - для нас не подходили, так как самая дешевая стоила около 50 долларов с носа. Такую роскошь мы себе позволить не могли.
Выручило, что еще в Москве я узнал очень интересную вещь. Оказывается, если ты прибываешь в город на теплоходе, то можешь на нем и жить, пока он стоит в порту (в среднем 2-3 дня). Стоимость ночи в нашей же каюте обошлась нам в 15 долларов с человека без питания. И это еще оказалось дорогим удовольствием.
Когда пришлось с «Каледонией» прощаться и, отчаявшись, мы готовы были заплатить за гостиницу, включилась солдатская смекалка. К пирсу причалил паром «Севастополь-1». По названию было понято, что следовал он из Севастополя. И хотя мы не имели никакого отношения ни к судну, ни к городу-герою, появилась надежда, что братья-славяне не дадут пропасть. Решил отправить на теплоход с разведывательной миссией свою обаятельную подругу. По прошествии пятнадцати минут Оксана вернулась и сообщила, что нас ждут с распростертыми объятиями. И всего за 10 долларов с человека в сутки. В стоимость входило также вкуснейшее трехразовое питание из блюд классической украинской кухни.
Если же вы не хотите или по объективным причинам не можете переночевать на пароходе, а требуется жестко экономить, то путь один – в хостелы. Нам удалось по случаю разговорить одного из владельцев такого заведения. Так мы узнали, что средняя стоимость места в комнате стамбульского хостела – 10 долларов. Самым известным, по стечению обстоятельств, является как раз тот, с хозяином которого мы мило вели беседу за чашкой чая и большим наргиле. Это Yucelt Interyouth Hostel. Кстати, при желании, со слов того же человека, можно попробовать договориться переночевать на крыше стамбульского отеля за символическую плату. Обойдется это удовольствие приблизительно в 5-6 долларов. За эти деньги вам предоставят раскладушку и возможность пользоваться общим туалетом и душем.
Но это так, к слову. Лично у нас жилищная проблема была решена, визу мы получили, энергия хлестала через край. Нас ждала восточная сказка!
Дальше [Стамбул: Свято место пусто не бывает]