Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Мертвый Журнал › Сказка «Неделя в Сибири» или «О том как мне, все-таки, не удалось доехать до Байкала».

Карма 94
28.06.2015
Когда-то очень давно, если мерить обычными годами, в Юлианском летос числении, состоялась моя первая автономная поездка на родину детства. Но что-то в последнее время посещают меня крамольные мыслишки, что это самое времяисчисление не совсем правильное. Что время – это не равномерная прямая, проведенная на листочке в клеточку и разделенная аккуратненькими отрезочками с нарисовано в конце всеми такой понятной буквой t. Что-то сдается мне, что оно, это самое время, вообще не измеряемо. И уж точно неоднородно. Иначе как объяснить, что когда перед перекрестком под моей машиной вдруг оказался после сухого асфальта 5-метровый кусок отшлифованного льда и на принятие решения у тебя всего одна секунда, я успеваю подумать о многом. О том, что стоящие впереди 3 машины объехать никак не получится. Справа – достаточно глубокий кювет. Слева – встречка. Выбор только - об какую останавливаться. У первой машины красиво блестит хромированная отделка багажника. У второй – какие-то фильдиперсовые фонари, которые фиг потом достанешь. А стоящий третьим белый Пассат – очень распространенная у нас модель. Которую, вдвоем с хозяином мы починим практически в домашних условиях. Да и удар, хоть уже и не сильный, придется по касательной в фонарь и угол бампера.

И все эти мысли успевают пробегать в то самое время, когда правая нога, имитируюя АБСку, топчет рывкам педаль тормоза, выигрывая метры и сантиметры, гася скорость, руки сами выкручивают руль вправо, левая нога уперлась в пол, руки напряглись, а глаза сузились. И ведь это же та самая секунда, которую ты наблюдаешь на часах каждый день. И за которую не успеваешь додумать даже мысль о том, что это одна секунда. Или неделя, проведенная в отпускной поездке, по сумме впечатлений равняется нескольким месяцам «обычной жизни». А год, когда тебе десять, кажется вдвое длиннее того, когда тебе двадцать. Или вчетверо – когда сорок. Но разговор будет не об этом. Я просто попытаюсь рассказать об еще одном путешествии.

Мне просто давно хотелось съездить на Байкал. Само слово звучит красиво. Как будто волны в тишине бьются об камень – БАЙ-КАЛ, БАЙ-КАЛ. Но даже Байкал – это не цель. Наверное, это просто конечная остановка. Хорошая, красивая остановка с тысячелетней историей. На самом деле, мне просто нравится ехать. Нравится ехать и смотреть в окно. Нравится крутить педали и смотреть из-под велосипедного шлема. Или пешком, чуть прикрыв глаза козырьком кепки, мне тоже нравится. Мимо тебя пробегают город а и деревеньки, люди и растения, запахи и звуки. Мне нравится, когда можно остановиться в любой точке маршрута, сесть на камень, обхватить колени руками и смотреть вдаль. Или, раскинув руки лежать и смотреть в голубое или звездное небо. Поэтому наряду с обычными видами отдыха в мою жизнь как-то самой собой вошел еще один вид – «автономка». Почему-то, это слово мне подвернулось только сейчас. До этого я его никак не называл. Это было третьим путешествием. В первый раз, собрав с рюкзак все самое необходимое, я поехал на родину детства, лет 6-7 назад. Там я родился, рос до 9 лет, и куда меня тянуло всегда. Каких-то 3,5тыс.км. почти строго на север. Идея пришла из автостопных поездок. Но саму поездку автостопной тоже не назовешь. На долю стопа приходилось в лучшем случае пятая часть маршрута. Но по духу – очень похоже – та же идея свободного перемещения.

К слову о нем. Была у меня счастливая кепка для путешествий. Побывала в Турции, Египте, Индии, России, Кыргызстане и может где-то еще. Поездки в ней всегда удавались, практически не подводила. Но как-то занесло ее в Юрьевку, на родину, где прошла вторая часть моего детства, где живут мои родители и где мне тоже очень нравится бывать. И решила она там осесть. Осела на вешалке, выходила в жару или непогоду, где помогала отцу по хозяйству. А я как-то потерял ее из виду. И обнаружил уже случайно через полгода в деревне. Где за это время она потеряла городской лоск, свела знакомство с шапками ушанками деревенскими же вязаными шапочками. В общем, посмотрел я на нее и понял, что она заслужила свою пенсию, ее тоже потянуло к старости ближе к земле и природе, оставил ее там. И стал подбирать замену. Купленный ярко-красный преемник покатался по местечковым маршрутам Казахстана, съездил в большое путешествие на юг России, практически до границы с Абхазией. Но никак себя не проявил. И что-то я стал сомневаться вообще в способностях кепок влиять на путешествия.

А в этом году сосед где-то на чердаке откопал четыре новенькие ярко-оранжевые кепки с брендом, который у меня почему-то ассоциируется со строительством. Принес, вручил мне и троим моим пацанам. В общем, без всяких задних мыслей и вообще каких-то ожиданий, одна из них отправляется в отпуск на Байкал. Байкала мы не достигли. Но вся поездка проходит так здорово, что я вновь начинаю верить в ее магическую силу. Я надеюсь, что не брошу, допишу все до конца и расскажу, почему мне в итоге очень приятно было подарить эту кепку единственной девушке-водителю, которая подвозила меня в моей жизни. С которой мы ехали около 500км, о которой у меня остались самые яркие воспоминания. О найденном на дороге мешком со счастьем. О красоте, позитиве, вере в сказки. И о том, как в двадцать пять лет, люди пишут письма Деду Морозу и он исполняет их желания. В общем, про нашу такую обычную, но сказочную жизнь...
Карма 183
30.06.2015
А дальше? Почему доехать-то не удалось?)
Карма 424
1.07.2015
sisoff

Улётно! Пишите ещё!
Карма 94
1.07.2015
Терпение, все будет :)

Сейчас как раз хорошо пишется. Чуток бы еще побольше свободного времени. В общем, продолжаем.

Кроме Байкала мне хотелось попасть еще на соленую часть озера Балхаш, я там никогда не был. Полумесяц Балхаша раскинулся практически посредине полупустынь юго-восточной части Казахстана. Западная часть его пресная, там я бывал не один раз. А восточная – соленая. Самая удобная точка для заброски на соленую часть – поселок Лепсы. Беру билет на поезд . Вечером он уходит из Алма-Аты, рано утром уже в Лепсах. И выспаться – и доехать до места. Интересно, что все мои автономки начинались именно с поездатой части. Вот сейчас пишу и задумался – почему? Может быть, перестук колес вагона настраивает на путешествие. Или это мягкий переход на кочевой образ жизни. Вроде бы ты еще дома – вот и кровать, и стол и горячий чай из любимой кружки. И в то же время ты уже едешь. Ветер сквозь приоткрытое окно приносит запах остывающей, но еще горячей степи. К нему примешивается чуть уловимый, но такой характерный запах железной дороги. Вечереет... Зрение все больше уходит на второй план. Ты впитываешь запахи и звуки. Эх, сюда бы индийский поезд, где можно сесть в тамбуре, свесив ноги в открытую дверь. «Закройте окно, а то отключу кондиционер!». Проводница. Для кого-то путешествие, а для кого-то работа. «Почувствуйте, как пахнет степью. Разве это можно ощутить с кондиционером?». Она уже мягче: «Через полчаса вагон остынет – отключу – открывайте окна». Рядом еще одна женщина. Ей тоже нравится стоять у открытого окна. Наше начавшееся знакомство прерывается, она идет в купе к мужу и детям. Я открою окно позже. Когда мы будем нестись по длиннющему ЖД-мосту над Капчагаем. Внизу плещется «море» - как называют его местные. Метров 15, не меньше, аж дух захватывает. Я много раз видел и слышал проходящие по нему поезда. А вот теперь сам еду в первый раз. Сколько первых разов будет за эту поездку?

Десять дней. Рабочая неделя, плюс два законных выходных и один самозахваченый. Третья автономка так же попадает в дни летнего солнцестояния. Нравится мне это время. Когда в девять-десять вроде еще не темно. А в три-четыре – уже не темно. У меня после работы еще полтора часа на ужин и сборы. Еще вчера с вечера уложенный рюкзак кажется сегодня слишком громоздким. Немного раздумываю и оставляю дома вторую пару легкой обуви. Спальник меняется на более легкий. На вокзал выдвигаемся всей семьей. Дети исследуют вагон, а потом пытаются обогнать тронувшийся поезд, отстают и машут вслед.

-Стойте, стойте, мы не успели!!! По коридору тяжелым аллюром несется пяток молодых женщин. Это провожающие не успели выйти, зато успели хорошенько проводить. Поехали с нами до следующей станции. В тамбуре царит веселье – это же приключение! А мои попутчики по купе едут к отцу на юбилей. Они почти местные, едут на одну станцию дальше меня. Расспрашиваю их про дальнейшую дорогу. Моя надежда проехать короткими, но грунтовыми дорогами по маршруту Лепсы-Аягуз понемногу тает. Так как движения там почти нет. А после дождя нет и самой дороги. Зато, по их словам, в изобилии койоты и лисы – лучше там не ночевать.

Раннее утро – шесть часов, моя станция. Из соседнего вагона выходят молодые парень с девушкой. Я спрашиваю, не знают ли они, как проехать до самого озера. Они не местные, только что прибыли. Но у них заказано такси. Приглашают с собой – грех отказываться. Судьба сама плетет ниточку путешествия. Просто прислушайся к ней. Поверни голову к людям, выходящим из поезда или стоящим рядом. Поздоровайся, улыбнись – и вот ты уже мчишься на переднем сидении корабля казахстанских степей Ауди-100, именуемой у нас «селедкой». Знакомимся в дороге. Девушку зовут Асема. Это имя очень идет ей. По-казахски это значит изящная, прекрасная. Они вообще красивая пара. Он высокий, широкоплечий. Она рядом с ним как тополек. Вспоминается Чингиз Айтматов: «Тополек мой в красной косынке». А вот как зовут парня, я забыл. Вообще, приехав из этой автономки, даю себе зарок – фотографировать и записывать тех людей, которые больше всего запомнились. Таксист дает свой телефон. Так как от поселка до озера порядка 20км. Сезон еще не начался, поэтому машин на трассе почти нет. Если застряну на дороге – можно будет позвонить. От телефона не отказываюсь, и позже он мне еще пригодится. Ребята оформляются на стойке регистрации – они приехали по путевке. Я прошусь посмотреть территорию, побродить по пляжу. Возможно, мы сюда приедем всей семьей. Зона отдыха «Балхаш», она же «Рива Лепсы» считается одной из лучших на этом побережье.

По-прежнему никого. Босоногий мальчик подметает дорожку к пляжу. Небольшой всход на песчаную дюну и вот он – Балхаш. Синий, во всю ширину горизонта. Прямо с рюкзаком сажусь в песок и впитываю его в себя. Потом я спущусь к берегу, устроюсь на лодке, буду бродить в прибое, достану привезенную с собой черешню. Это все будет потом. Сейчас я слушаю легкую волну. Утренний, еще не жаркий ветер приятно холодит лицо. Раннее утро, тишина, мир, покой...

Потом брожу, купаюсь, бреду по воде, что бы поплавать. На протяжении и двадцати и пятидесяти метров его глубина так же не выше колена-средины бедра. Долго плаваю и выхожу на берег. Вода теплая и вообще, и для середины июня в частности. В планах сделать хорошую разминку, постоять на голове.

-Сынок!- кричит кто-то.

Немолодой дяденька устроился на лежаке. Я уже не помню, с чего начался разговор. Мы с ним не торопясь беседуем. Потом съедаем остатки моей черешни. Они с семьей отдыхают уже почти неделю, завтра уезжать. Только вот не знают на чем. Им нужно доехать до следующей станции, где поезд стоит двадцать минут, а не три. Раньше можно было взять такси прямо здесь. А сейчас их нет. Вот и пригодился номер моего таксиста. Дяденька довольный уходит, у него через десять минут завтрак. Я еще брожу, но становится уже людно, меня манит дорога, бросаю монетку в озеро, буду собираться...
Карма 94
5.07.2015
Мне нужно добраться до поселка. Пойду пешком. Просто хочется пройтись. Пройти 20км с рюкзаком за какое-то приемлемое время – это все равно не реально. Более реально за это время все-таки поймать машину. Кто-то мелкий, вроде тушканчика вдалеке перебегает дорогу. Следом – кто-то еще. Прохожу с километр и слышу сзади звук приближающихся машин. Три джипа идут колонной. Голосую. Оба первых показывают знаками, что нет места. Останавливается третий. Впереди два человека и сзади ребенок лет десяти. Расчищают место среди одеял, вещей, бутылок с водой и для меня. Оказывается, они могут подбросить меня не только до Лепсов, но и до основной трассы, соединяющей Алма-Ату с Усть-Каменогорском. Удача! Рыбаки стояли три дня на Балхаше, теперь едут домой в Алма-Ату. Дорога, про которую мне говорили, как плохую, оказывается, в общем-то, нормальной. Хорошие ребята, на три человека – три поколения – дед, сын и внук. Двое последних приехали погостить из Томска. Санька (внук), говорит «А потом мне еще в Уфу ехать – там тоже дедушка и бабушка». Их тоже разбросало друг от друга прилично.

А я вот только сейчас начинаю понимать, как важно, что бы родичи жили вместе. Или удобно. Или не знаю, что. Мы с женой, пока были молодыми, и, возможно, даже не женатыми, мечтали уехать жить в Канаду. И профессии наши (IT-ки) были только плюсом. Но вот друзья сманили нас в северный Казахстан подзаработать. И новыми друзьями мы быстро обросли. И каждые полгода ездили в отпуск к своим. И вот тогда стало понятно, что никуда надолго или далеко от своих корней мы вряд ли уедем. В Казахстане в итоге мы остались, но сменили место дислокации на юг – Алма-Ату – один из красивейших и приятных для жизни городов на свете. И вот я прокладываю свой маршрут по Алтаю и Сибири так, что бы навестить своих. Кого не видел по пять и даже десять лет.

Примерно через три часа ребята из Мистраля высаживают меня на кольце. Удобная позиция для автостопа. Даже еще и в тени деревьев. В этом же тенечке караулит экипаж дорожной полиции. Работают не торопясь. Я бы сказал, даже больше отдыхают. Минут 15-20 стою – тишина. Потом забирает меня машина. И с того времени я больше 5-10 минут на позиции не стою. Двигаюсь в хорошем темпе. Чем мне понравился автостоп в Казахстане – проехать на одной машине 100-200км – как с добрым утром. Хотя это не автостоп в чистом виде. Кто-то просит денег – даю. У меня они пока есть. Да и как не дать, например, 70-летнему деду. С ним хорошо пообщались, посмеялись. Таксовать он сбегает из дому от скуки. «Ну, сам подумай, мы с моей старухой прожили вместе 50 лет. Нам даже разговаривать не нужно - понимаем друг друга без слов. А тут хоть поговорить с людьми можно. Она, конечно, меня не пускает. Еще и детям жалуется. А у детей уже свои внуки родились. Сказал ей, что поехал за баранами в Сарканд – там дешевле. А сам таксую по дороге». Дед довозит меня до Учарала. Отсюда недалеко до тоже соленого озера Алаколь. А там черный песок, черная галька и прибой как на настоящем море. Есть поверье, что тот, кто проведет на этом озере хотя бы неделю, зимой болеть уже не будет. Борюсь с желанием потратить еще день – завернуть туда. Но нет, я же еду на Байкал. С этой же развилки и до Китая – рукой подать. В общем, хорошая развилка. Мне бы на ней еще пообедать. Черешню я приговорил еще рано утром на Балхаше, а персики как-то незаметно разошлись по дороге с попутчиками. Придорожных кафешек – штук пять. Признак хорошей еды – стоящие у них фуры в этот раз не работает. Никого. У одной стоит машина дорожной полиции. Тоже хороший ориентир. Эти ребята вкусно поесть любят. Захожу, заказываю, разговариваем с полицейскими про дорогу и житье-бытье. Они заканчивают обедать, садятся в машину, проезжают 30м через дорогу до поста. Уф, доехали, можно отдохнуть .

После обеда выхожу на трассу. Почти сразу останавливается белая Гранта.

- До Аягуза заберете?

-Конечно. Две тыщи.

-Две много, давай за тыщу.

- А, давай. Ты уже обедал?

- Да, только что.

-А мы с самого утра не ели, пойдем посидим, чаю с нами попьешь.

Там и познакомились. Имя Самал очень подходит этому парню. Это легкий прохладный ветерок по-казахски. Хотя нет, потом, когда летели по дороге, я бы не сказал, что ветерок был легким. Да и парнем уже не назовешь. Ему тридцать с хвостиком, пятеро детей. Он один крутится, другой работы особо нет. Дорога, правда, совсем швах. Она и до этого была не особо. А тут местами едем по обочине – ровнее, чем по асфальту. Местами оттормаживаемся до скорости пешехода. По пути машина наполняется. Добавился еще парень. Женщина торопится на поезд в Алма-Ату – командировка. Проезжаем еще один зубодробильный участок и видим на обочине старенькую Ауди-100 «селедка». Самый надежный дальнобойный таксисткий автомобиль начала 2000-х годов. Вещи на обочине, семья стоит рядом. У снятого колеса кряхтит еще не дед, но уже такой достаточно пожилой отец семейства. Выдернуло амортизатор вместе с гайкой из опорной чашки. Никто нас не просил, но таксист без разговоров начинает помогать. Приносит свой домкрат, набор инструмента и дело быстро пошло на лад. За полчаса, выкрутили все приржавевшие болты, стойку сняли, загрузили в багажник, поехали в Аягуз. Благо уже недалеко – километров 30. Так в машине нас уже становится пятеро. Никто из пассажиров не ропщет. Даже женщина, которая торопится на поезд. Пока стояли, второй раз мимо нас проходит автовоз груженый автомобилями. Машины дорогие, автовоз на каждой ямке притормаживает, но все равно гремит нещадно. Хозяин «селедки» доволен, что все складывается само-собой, как по щучьему велению. У него неожиданно появляется недостающий инструмент, транспорт и проводник из местных. Который на ходу вызванивает своих, выясняет, где все это можно быстро отремонтировать.
Карма 94
6.07.2015
День не спеша движется к вечеру, я в Аягузе. У меня в планах доехать до Семипалатинска. А там - или заночевать, или ночным поездом/автобусом двигаться на Барнаул. В городке идет реконструкция центральной дороги, ловлю попутку на грунтовом и пыльном объезде. Вижу уже знакомый мне автовоз с алматинскими номерами. Отличное место для автостопа. Из-за невысокой скорости транспорта, успеваешь даже поговорить с водителем знаками.

Я: Заберите по трассе прямо.

Он: Мне вообще-то направо. Да и еду не долго, потом ложусь спать

Я: Лады, счастливого пути!

Заглядываю в карту. Незаменимая вещь при автостопе. Действительно, трасса прямо ведет на Караганду, а мне направо. Пока смотрю карту, останавливается видавший виды Фольксваген. Пожилая пара едет на дачу:

-Нам не по пути, но мы тебя подбросим до поворота на Семипалатинск. Проезжаем пару километров. Следующим останавливается ЗИЛ-бычок. Ловлю себя на том, что ни разу на машине этой марки не ездил. Внутри все по-другому, но по повадкам, это тот же старый-добрый Зил-130. У отцовского друга был такой же. На нем мы много ездили. Самое незабываемое - на сенокосы в горы, когда приходилось иногда ехать с открытыми дверьми. Что бы успеть выскочить, если нас потащит в ущелье на косогоре. И это был первый грузовик, который лет в 13-14 я пытался водить. Сенокосы – это вообще отдельная веха детства. Когда с утра так намашешься косой, что кажется – единственное желание вечером будет только поесть и поспать. Ан нет, вечером долго сижу у костерка, слушаю разговоры взрослых. И сам, как-то незаметно поднимаешься до их уровня, чувствуешь себя взрослее. Некоторые их темы пока еще не понятны, они даже не цепляются сознанием. А есть темы, которые тебе жутко интересны. Хочется, что бы они снова продолжили про технику, про войну в Афганистане, про лагерь, по пояс окопавшийся в песках . Но ты молчишь и только впитываешь в себя, как губка. А они опять съехали на непонятного мне амина и косыгина. Забираешься в спальник. Не тот легкий, который у меня сейчас с собой. А ватный армейский, который весит килограмм пять и по объему – пол-меня. Долго смотришь на звездное небо, выискивая редко пролетающие спутники. Небо в горах на юге – чернющее, с рассыпанными миллиардами звезд. Сколько себя помню, с раннего детства, отец рассказывал мне про устройство Вселенной, про звезды и созвездия. По привычке, первой, нахожу полярную звезду ...

А между тем по грунтовке подползает уже знакомый мне автовоз. Я на противоположной стороне дороги, даже не голосую – по-польски двумя пальцами от козырька отдаю честь водителю. Он сам увидел меня, притормаживает, машет из кабины. Забираюсь куда-то высоко вверх. Со смехом говорю, он просто не имел возможности не забрать меня. Мы сегодня видимся в 4-ый или 5-ый раз. Он вначале напрягается, потом вспоминает и сломавшуюся Ауди на дороге и остановку по пути на заправке. Помогает мне пристроить рюкзак посредине. Я все еще думал, что еду в Семипалатинск, но кепка все уже решила за меня сама. Степан (водитель) едет в Усть-Каменогорск. Вначале планировал остановиться где-то на стоянке на ночевку. Но потом передумал и хочет доехать сегодня до города. «Сегодня» - это очень оптимистично. Забегая вперед, скажу, что в город мы прибыли часа в 2 ночи. Дорога такая, что больше 50-60 разогнаться не получается. Приходится тормозить на колдобинах, что бы не растрясти наш ценный груз. Ночь, начинает клонить в сон. Он предлагает остановиться попить кофе. «С удовольствием!». Время – около 12 ночи. На трассе и так было не оживленно. А тут совсем тишина. Тихо потрескивает остывающая фура, стрекочут сверчки. Похолодало, залезаю в свитер. У колеса горит газовая горелка, на ней чумазый чайник – можно погреться. Луна еще не взошла, над нами от горизонта до горизонта раскинулся Млечный Путь...

На кофе мы едем еще с час. «А достань-ка орешки, про которые ты говорил» - просит Степан. Мы оба с 6 утра в дороге, клонит в сон со страшной силой. На орешках и разговорах продержались еще час. И вот он – Усть-Каменогорск! Он встает на ночевку у поста ГАИ. Предлагает мне заночевать в прицепе. Там места – еще на 10 человек. Соглашаюсь. И опять самую короткую ночь в году по уже какой-то устоявшейся традиции я провожу в спальнике на природе. Правда, зябко даже в свитере. Мерзнет лицо. Только после того, как накинул полиэтилен от дождя, стало тепло и комфортно.
Карма 94
4.08.2015
Просыпаюсь в 5 утра – вовсю светит солнце, снова проваливаюсь в сон. А вот после 6 утра спать уже не хочется. Степан собирался спать часов до 8-9, будить его не буду, неторопливо сворачиваю лагерь. Хорошая мысля, как водится, приходит уже опосля – где-то в городе. Можно было бы засунуть под дворник записку. Неудобно уходить не прощаясь...

На посту, не смотря на ранее утро, вовсю кипит работа. Работает очень бдительный полицейский в звании аж капитана. Поэтому я тут же подвергаюсь проверке документов. Убедившись, что документы в порядке, подробно спрашивает о прошлом и будущем маршруте.

- Автостостопщик?

- Угу.

Интересно, что в отличие от прошлой поездки несколько лет назад, автостопщиков знает гораздо больше народа. Если раньше мне приходилось рассказывать об этом явлении кому-то, то сейчас, наоборот, мне рассказывают. Вообще автостоп, он разный, все зависит от целей человека. Или от самого человека. Есть люди, которые ставят рекорды скорости и дальности. Есть такие, кто уезжая из дома без копейки в кармане, имеют автомобиль, еду и ночлег. Есть те, кто проезжает страны и континенты. Самого первого автостопщика в своей жизни я встретил где-то в конце 90-х годов. Друг попросил смотаться ночью в Отар, встретить с поезда его маму. Встретили маму, отъехали не очень далеко и на дороге голосуют парень и девушка с рюкзаками. Подобрали, добросили до трассы Алма-Ата-Бишкек. Помню их до сих пор. Хотя это был скорее пример того, каким не должен быть автостопщик. Парень был гораздо старше девушки (девочки?). Из-за бороды довольно сложно оценить его возраст, но ему было хорошо за 30. Ей на вид было слегка за пятнадцать. Тускло и неинтересно он начал рассказывать про свою поездку. После 10-15 минут я перестал его слушать. Девочка молчала. Когда километров через 50 они вышли из машины, стало легче дышать и в прямом смысле. Путешествуя хоть пешком, мыться все-таки нужно. Серега, наконец, получил возможность порасспросить маму про поездку. И эти рассказы я помню еще даже сейчас – кто такие казаки, почему нагайка называется нагайкой, где лучше в Ростове или Краснодаре и многое другое. Я и сейчас частенько подбираю пассажиров на дальних поездках (да и в близких тоже), потому что так интереснее.

Сейчас задумался, что было важнее мне? Вырваться из пределов привычной матрицы можно и по-другому. Например, уехав на неделю в деревню к родителям. Там будет на завтрак парное молоко. К обеду – забитые сельским трудом руки и спина, но пустая и свободная голова. На ужин – долгие посиделки за столом и ночевка на топчане или сеновале. Нет, важнее все-таки становятся люди. После последних поездок в Европу, Египет и Индию я как-то осознал, что перестали торкать меня каменные достопримечательности. Стало интереснее живое общение. Жутко тормозит этот процесс мой плохой английский. При поездках по «нашим» странам, этого барьера нет. Забирает меня машина где-то за Барнаулом, даже не дает толком ничего сказать: «Садись, садись, обсудим новости экономики, политики, культуры». Поэтому для полноценного общения мне английский нужен позарез. Мир открывается совсем по-другому, чем мы привыкли видеть. Даже в такой простой автономке, ты понимаешь, что хороших людей гораздо больше, чем плохих.

И я опять вспоминаю детство. В детстве у меня был «другой» телевизор. В нем показывали хороших людей. Одни совершали подвиги, другие доили коров или строили дома. Чабан имел медаль, был уважаемым на селе человеком, но он не был богат. Хотя нет, почему же? У него было пятеро детей и уже родилось к тому времени два или три внука. Сегодняшний телевизор, со смакованием сцен насилия, природных катаклизмов, войн, пожаров, болезней мне становится не интересен. Так вот, выезжая в автономку , я нахожу интересных и отзывчивых людей, в отличие от телевизионной версии. Меня возят, пытаются кормить, приглашают в гости, стараются высадить на хорошей позиции, даже когда немного не по пути.

Что-то унесло меня из Усть-Каменогорска. В общем, капитан, особо меня не спрашивая, тормозит следующую машину со словами – щас найдем тебе транспорт до города. Останавливает машину, разговаривает с водителем, машет мне рукой. В машине какой-то поникший дед и пара пассажиров. О том, что они пассажиры, а он таксист, доходит тогда, когда оплачивает проезд и выходит один, потом другой. Ясно, деда заставили. Говорю: «Отец, не грусти, я заплачу». Тот уже веселее: « А тебе куда надо?» До вокзала. Я только до речного вокзала. Пойдет. Так и доехали. И снова я в городе, где плохая экология компенсируется красотой его жителей. Времени на погулять особенно нет. Но хочется. И поэтому от речного вокзала до вокзала автобусного я иду пешком. Если в прошлый мой приезд в Устькаман местные говорили – это далеко – на другом конце города. Я думал, что и вправду далеко. По алматинским меркам оказывалось совсем рядом – 10 мин. на машине. То в этот приезд получилось наоборот.

-До вокзала далеко?

-Да прилично...

-Дойду, или лучше ехать?

-Тыж молодй, дойдешь... Остановки три, наверное...

Да это же рядом, пройдусь. А оказывается пешком не меньше получаса-минут сорока.

Почему автовокзал? Потому что я проходил границу и в Устькамане и Семипалатинске на машине и не видел там пешеходов. Пустят ли автономщика? Еще потому что к дяде в Барнаул я хочу приехать в урочное время, а не ночью. Автобус же едет быстрее автостопщика, так я тогда рассуждал. Поэтому в планах автобус Усть-Каменогорск-Барнаул. Но он выходит около 9 утра и приезжает где-то так же, около 9 вечера. Смотрю, карту, смотрю расписание. Есть машрутка на Шемонаиху – это прям на границе и вот уже прям сейчас. Но на нее нет билетов.

Я все понял уже даже раньше, но все сопротивлялся зачем-то. Кепка-путешественника все уже решила за меня. Сказка путешествия привела меня на вокзал, наверное, только затем, что бы я покормил с утра бездомного оставшимся пирожком: «Ты пироги ешь?». «Я все ем» - отвечает басом. Даю еще немного мелочи, спрашиваю местных, как выехать из города в сторону аэропорта и границы, сажусь на автобус и еду. Я думал, что в этот раз красивые девушки, которыми запомнился мне Усть-Каменогорск, будут еще спать. Ан нет, дорогу показывает мне как раз одна из них. И снова стоп, опять новые люди мне рассказывают про Бухтарму, Лениногорск, Утес Марии, ее же памятник, рудные отвалы, красные горы. Неторопливый бородатый горнорудный технолог Ренат обстоятельно сравнивает Боровое и Лениногорск. И мы приходим к выводу, что и сравнивать их нечего. Я проникаюсь мыслью, что следующая наша поездка на машине всей семьей будет не в Боровое, а на казахстанский Алтай. И так не спеша, под разговоры, где-то зависнув на позиции минут на 15-20, а где-то только выйдя из машины меня забирает следующая, я добираюсь до приграничной Шемонаихи. Уже давно стали привычными придорожные березы, вместо карагачей. Уже не вызывают щенячьего писка первые встречающиеся срубы. Уже даже начинает входить в привычку пристегиваться даже на заднем сидении. На карте точка Шемонаихи стоит прямо на жирной границе КЗ-РФ. Спрашиваю, далеко ли до границы и на чем можно доехать. Граница, по словам местной женщины рядом совсем – несколько километров. Но все же часть дороги луче проехать – «вона идет твоя маршрутка». Маршрутка потом уходит в сторону, но не на привычном повороте. «Что, куда?» - начинают пассажиры. «Ему на границу» - объясняет водитель. Провозит меня еще с километр и на втором съезде с дороги заворачивает в поселок. Такая, казалось бы мелочь – а так приятно...
Карма 136
9.08.2015
Интересно и хорошо читается
Карма 94
20.02.2016
Спасибо! Сам, правда, в последнее время больше читаю, чем пишу... Продолжим!

До самой границы поселков больше не будет. Поэтому на дороге практически нулевой трафик. Греет солнце, легкий ветерок пахнет летней степью. В любое время года и даже время суток она пахнет всегда по-разному. Сейчас она пахнет полуденным зноем, горечью полыни и еще какой-то приторно-сладкий запах. Я люблю идти в таких местах пешком. Несмотря на то, что цикады просто надрываются своими полуденными песнями, после городов и транспорта кажется, что стоит полная тишина. Синее небо во весь горизонт, серо-зеленая степь и уходящее за пригорки серое плотно дороги – ты один в мире. Где-то раз в десять-пятнадцать минут проезжает машина. Голосую – не берет - и снова никого вокруг. Неплохо бы попить. Но вода закончилась часа 2 назад. Примерно через полчаса меня заберет машина. Молодой парень везет за коврами тетенек из своего поселка. За товаром в РФ зовет сильно просевший за последние месяцы рубль. Как оказалось, парень из Армении, в КЗ по виду на жительство. Но страна ему очень нравится, женился, строит дом, перегоняет машины. Представился Сашей. Я спрашиваю его настоящее имя – смеется, что оно мне не понравится. Ладно, я не настаиваю. Уже позже, когда он мне дает посмотреть армянский паспорт и права, вижу, что зовут его Сасун. Он говорит, что это означает горную прохладу. Но объяснять всем не будешь, поэтому просто Саша. Достаточно быстро проходим границу. Привычно отмечаю для себя, что пограничники, что на юге, что на севере Казахстана ведут себя примерно одинаково грубовато-бестолково. Особенно это чувствуется на севере, в сравнении с вежливыми и корректными российскими. После границы проезжаем еще километров 30. Сразу же начались пусть не широкие, но ровные, хорошо сделанные дороги.

Мои попутчики поехали по торговым центрам, оставляют меня на автобусной остановке. Поездка автостопом приносит и удовольствие, и новые впечатления и усталость. Усталость не физическую, а эмоциональную. В такие моменты я понимаю хороших учителей или театральных актеров. Ты что-то, несомненно, получаешь. Но отдаешь гораздо больше. Поэтому я и сам уже хочу в автобус. Я хочу сесть на переднее сидение, поставить рюкзак рядом, снять обувь и переварить все новое. Хочу просто смотреть в окно.

Подходит автобус и везет меня в Змеиногорск. Интересные подобрались пассажиры. В автобусе царит атмосфера какой-то деревенской расслабленности и доброжелательности. Правда тем, кто рядом и разговаривает, всем уже под и за пятьдесят. Они только рады рассказать, где как лучше и правильнее пересесть, что бы добраться до Барнаула. Оказывается, что тот автобус, на котором я не поехал из Усть-Каменогорска, придет в Змеиногорск только через час с хвостиком. Для меня открытие, что автостоп не медленнее, а даже чуть быстрее рейсового автобуса. Водитель говорит, что не так далеко от вокзала находится родник с чистой и очень вкусной водой. Вначале я иду туда пешком по его наводке. Минут через десять он сам меня нагоняет и довозит на автобусе. Часа четыре я без воды, пить хотелось ужасно. Но вода ледяная, не смотря на жару под 30. Или жажда виновата или действительно более вкусной воды я еще не пил...

Еще гуляю по городу, увлекаюсь, не рассчитываю время и последние пять минут бегу на вокзал, что бы успеть. Вообще, город оказался интереснейший. Со старой историей, памятником Ермаку и первой железной дороге. С легендами, музеями, 200-летней плотиной и многим другим. В этот раз автобус казахстанский. Интересно, что все автобусы казахстанских предприятий примерно равноценны. Не сильно новые, но и не убитые. Чаще всего немецкие Сетры начала двухтысячных годов. Российские же попадались от видавших виды Пазиков и Икарусов девяностых годов, до дорогущих практически новых Мерседесов и Неопланов. При чем, и старые и новые могут ходить по одним маршрутам, с одними расценками, принадлежа разным транспортным предприятиям. Не торопясь, заезжая по пути во все местные городки и поселки, стоя по графику на автостанциях, к 9 вечера добираемся до Барнаула.

Дядя, самый младший из семерых братьев моего отца старше меня всего лет на 10. Его мопед без тормозов был моим первым бензиновым другом. Позже, уже на его работе костоправа на СТО я перебираю и крашу не первый свой велосипед и первый свой мотоцикл. Он встречает меня, и мы едем к нему домой. Он по-прежнему не может ездить медленно. У него теперь не японская Королла, а отечественная ижевская полугрузовая «Ода». Я говорю - не слишком ли быстро едем? Жалко, что сзади рессоры – говорит он, после 120км/ч, начинает таскать зад – грузовик это, а не машина... Нам много о чем есть поговорить и поэтому остановка на планируемые 1-2 дня становится фактически тремя днями. В которые была ежедневная настоящая сибирская баня в настоящем же сибирском срубе. Поход за грибами в настоящий лес. Где комары, размером с небольшой вертолет, готовы сожрать не только тебя, но и твои грибы, куртку и кроссовки. Старый казак дед Матвей, променявший после 70 лет лет коня настоящего на железного («как казаку без коня-то?»), только кряхтит и подзадоривает: «А как ты хотел – что бы и лес и без комаров. Ну-ка вертайся в зад! Вишь – земля пучится – копай, я тебя точно говорю гриб там есть». Вроде такие же шампиньоны как у нас, но растут не над землей – а под. Только по бугоркам земли их можно определить и раскопать. Теперь их собирать я тоже умею. За неполный час набираем приличный пакет. Много чего еще было – и блины по-сибирски и пиво барнаульского завода (кстати – рекомендую) и домашний самогон и шашлык на березовых бруньках.
Карма 668
20.02.2016
sisoff, с возвращением!
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики