North-East, или Seven Sisters – это семь Северо-Восточных штатов Индии.
(Мой друг Абхишек утверждал, что к Северо-Востоку относится и штат Сикким, в результате проспорил мне 100 рупий.)
Семь Сестёр – это Ассам, Мегхалайя, Манипур, Аруначал Прадеш, Мизорам, Нагаленд и Трипура. Такое административное деление возникло сравнительно недавно, после «контртеррористических операций» Индиры Ганди в восьмидесятых. Эта территория – полуанклав. С остальной Индией её связывает небольшая полоса земли, шириной всего несколько километров, зажатая между Бутаном и Бангладеш. Эта связь на географической карте выглядит хрупкой и ненадёжной. Такова она и в реальности.
Главная из сестёр – Ассам. Штат занимает лучшие земли в долинах рек Брахмапутра и Барак. Брахмапутра – душа Ассама. Огромная река с многочисленными островами. Долины, зажатые между Гималаями и массивом Шиллонг, содержат очень много воды. Грозовые тучи круглый год кочуют над Ассамом, очень часты грозы. Сезоны мощных тропических дождей приносят наводнения. Очень влажный воздух. Местечко Черапунджи в соседней Мегхалайе считается самым влажным местом на земле. Вся эта вода стекает к несчастным бенгальцам, которые живут на сваях.
Большая площадь поймы Брахмапутры постоянно затопляется, растительность там бедная. Зимой пойма выглядит, как Марс - голая поверхность затвердевшего красного ила, покрытого сеткой трещин. Подальше от реки и повыше– рисовые поля , ещё выше - крупнейшие в мире чайные плантации, посреди которых стоят нефтяные качалки и буровые станки. Кое-где сохранились девственные джунгли, с полным набором дикой флоры и фауны. Крупнейший национальный парк Индии – Казиранга - место обитания слонов, тигров и удавов, последнее прибежище однорогих носорогов.
Случаются землетрясения. Самое мощное в мире землетрясение зарегистрировано в штате Ассам где-то в шестидесятых годах. За время моего пребывания в Ассаме, кровать подо мной тряслась дважды. (Это я имею в виду ПОДЗЕМНЫЕ толчки).
Основной народ – ассамцы, внешне выглядят как некий гибрид индуса и китайца. Низкорослы и субтильны, экстремально медлительны. Может быть, эта медлительность обоснована сохранением энергии в суровом климате. Оживить и ускорить их может только одно – бетельная жвачка, по местному «пан».
Язык ассами имеет родство с хинди, но почти половину букв (ш, ж, ф, ч, j и др.) они не выговаривают, а оставшиеся немногие буквы прожёвывают не хуже англичан. Поэтому идею изучать ассамский я оставил в первый же день, и сосредоточил усилия на английском и хинди. Очень приколен ассамский английский. «Сесека» – это Shale-shaker, «Дипася» - это Departure, «Пись» - это Fish. Если можно одним словом выразить характер ассамского языка, то это слово - «МАСЯНЯ».
Как и в целом в Индии, большинство исповедует индуизм, около 25% мусульмане. Очень много переселенцев из нищего и перенаселённого штата Бихар. Они в Ассаме гостарбайтеры и изгои. Процветает сикхская диаспора. Много бенгальцев.
Нефтедобычу в Ассаме ведут, в основном, приезжие трансферные специалисты, (в том числе и иностранцы) которые живут в закрытых охраняемых колониях.
Как только вы попадаете в Ассам, сразу слышите витающее в воздухе тревожное слово «ULFA». Это United Liberation Front of Asom, террористическая сепаратистская организация, которая действует на территории всего Северо-Востока, плюс Бутан, Мъянма и Бангладеш. Конечно, до «Хамаса» им, слава Аллаху, далеко, но благодаря раскрученности бренда в местных СМИ, ULFA заочно влияет на всё, что происходит в регионе, который по их милости донельзя милитаризирован и полицеизирован. Они регулярно занимаются терактами, диверсиями и киднэппингом. Однако, за целый год нашего пребывания в Ассаме, никаких враждебных действий по отношению к нам (и даже просто угроз) не было. Простые люди в Верхнем Ассаме симпатизируют ульфовцам, не любят хиндустани и называют их иностранцами. Если кто-то уезжает, например, в Дели, про него говорят «уехал в Индию».
В общем, сказать особо нечего. Штат, как штат.
Хотя.. продолжение следует.