Про цыган я ни чего не знаю, то что написано ниже, это субьективное сравнение чего-то такого что в моей памяти хранится в виде просмотренных фильмов, прочитаных книжек, услышенных историй и собственного общения.
Идешь бывало по центральному рынку в городе Сухуме, что в Абхазии, намечая себе задачку купить у цыган гашеной известковой пасты для беления мандаринов, как вдруг слышишь - чуть ли не индийские мантропения, доносятся от куда-то! Поглядишь и видишь: стоит цыганка за маленьким картонным прилавком и монотонно по цыгански повторяет фразу на русском языке: - крысиный яд, добавки для растений, бенгальские огни... Помнится как в одной книжке описывающей НЛП-програмирование, автор упоминал мастерство цыган, особым образом произносить слова и тем самым производить нужный эффект на слушающего. Автор книги считал что некоторые цыгане унаследовали некие способности от своих индийских предков, а именно от брахманов-заклинателей. Ну так вот, постоишь в отдолении, послушаешь это мастерство, ни чего не почувствуешь( видать, то ли крыс жалко из-за воззрений о не насилии, то ли других удобрений надо для растений, то ли до нового года еще долго и бенгальские огни ни к чему) и идедешь дальше. Находишь свою торговку циганку как всегда в том же месте и как всегда спрашиваешь сколько стоит известь. Глаза ее большие, миндаливидные и коричневые, смотрят на тебя русского и говорят большим ртом: - Двести рублей кило! Смотрю с улыбкой и умилением на эту циганку, поворачиваюсь и начинаю уходить не говоря ни слова, она: - Подожди, тебе сколько надо!? Давай за сто!
Я ей: - Давай за 50! Покачает головой, рукой махнет и соглашается. Я спрашиваю: - Ты чего аж за двести предлагаешь то?! Она молчит, улыбается, в ноги себе посматривает, будто стесняется!))
Мне один приятель, проживший в Сухуме какое-то время, говорил по цыган одну вещь: - Если цыгане сваливают из города, то жди какой ни будь общей беды! Цыгане как животные, перед стихийным бедствием уходят в безопасное место. У абхазов так и было перед началом войны с грузинами, первыми с улиц и рынков исчезли цыгане, обитающие там в большом количестве, а вот грекам и русским пришлось и под пулеметными очередями сматываться от наступающих грузин. Когда война прошла, так цыгане вновь загудели на рынках. Цыгане в Абхазии на каком-то особом положении. Видно что у них с абхазами какие-то свои делишки. Пока мы жили в Абхазии, мы разного наслушались от абхазов про русских, армян, грузин, но про цыган абхазы ни разу не обмолвились, словно их и нет вовсе. Женщины цыганки, уверенно себя чувствуют на рынках в Сухуме, так наверное обстоит дело и с мужчинами цыганами, обитающими где-то в недрах города, их на рынке не увидешь. Абхазы весьма наблюдательны и не позволят цыганам чего-то делать без их главного ведома. Может приторговывают чем-то "таким" и особо не показываются. Особенные абхазы, довольно ревниво оберегают свою "блатную империю", и стараются чтоб в ней правили и исполняли только "чистая кровь".
В Индии нам только бедноватые индусы напоминали цыган из России (в Абхазии они не просят), они так же ходят по улицам с детьми на руках и просят у прохожих чего нибудь, могут например просить не денег, а еды. поведут согласившегося туриста в магазин и попросят на Тысячу рупий купить им молока!) даритель, если он согласен сразу на такую сумму, что редкость конечно, покупает молока и поскорее спешит удалится, после этого продавец заберает обратно молоко и отдает деньги индийке!) Берет наверное себе процент со сделки!) Самый несчастный, нищенский образ цыган, который доводилось видеть в России, очень схож с тем как живут индусы в своих трущебных палатках в Индии. Поставь рядом семью из российских с семьей из индийских и не найти существенной разницы. И где-то среди них бродят бродячие музыканты, проститутки, воры, главари, заклинатели...
Встречаются красивые индийские пары: музыкант и его супруга певичка. сядут у дороги и поют, играют, улыбаются, в глаза смотрят: Поделись с нами дорогой, мы тебе споем, сыграем! Прям как те что в классике нашей российской, весело сопровождают кутящих-грустящих дворян!
Интересно что местно-бродяжничий-путишествующий-подрабатывающий народец или народцы в Индии, чем-то наверно схожи физиологически друг с другом: маленького роста, худощавые и темнокожие. Не сказать такого про Мумбаевидных грузных индусов и индианок, очень напоминающих по манере одеваться на наших черноморских туристов, впрочем, на наших европейско-американских туристо-жителей планеты Земля!)
Еще таких худощявых и маленьких индусов можно часто видеть на стройках. Нас удивляет отрешенность их женщин когда они заняты тяжелым трудом по перетаскиванию на голове тазов с цементом: эти женщины всегда ярко одеты в желтые, красные, розовые и всяческие другие сари, они даже улыбаются! Рядом в щебне и грязи, возятся в подрожании взрослым их малюсенькие темно-коричневые детки! мужчины одеты просто, их задача нагружать лопатами цемент в тазы и водружать их на головы своих спутниц. Спутницы, в их ярких сари на фоне железобетонной стройки( женщины умудряются оставаться чистыми не запятнав сари), ну просто просветленные Гопи Кришны! Вся эта Майя вокруг, просто незначительное и временное поигрование смертными оболочками, а в переди истинное блаженство в раю!
Если у циган есть иерархия, то Мумбаевидные скорее занимали бы Раджа-Баронистые места в их совмесном плавании по рекам жизни!
Однажды в городе Шринагар, это в штате Джамму-Кашмир, мы сели в городской автобус, и поехали кататься. На какой-то очередной остановке зашла девочка лет 14-ти опрятно и не бедно одетая, и стала деланно причитать о своей судьбе, медленно проходя по салону автобуса ( все это время водитель ждал), подсовывая какую-то тряпочку для подояния пассажирам. Шринагар город обеспеченный и живут там приимущественно масульмане, водится много Мумбаевидных туристов, вообщем, напросить можно не мало. Почти каждый в салоне чего-нибудь да и положил в тряпочку бедной девочки. Когда очередь дошла до нас, многие повернулись посмотреть что будет. Мы же с удовольствием дожидались пока она доберется до нас и уже приготовили не большую плату за умеляющее представление юной опрятной цыганочки!)
Мы были последними дарителями в получившейся очереди. Получив от нас причитающееся, девочка повернулась и пошла обратно, опустив глаза в пол и медленно сворачивая тряпочку, те кто на нас смотрел, одобрительно или как то просто приятно покачали головами и отвернулись.
Мы следили за девочкой, когда она проходила мимо нашего окна, она и мы будто знали в чем дело, девочка вдруг широко и приятно по детски улыбнулась нам, ее глаза светились счастьем и нам было приятно от этого!
На Шри Ланке тоже можно считать что некий циганский дух присутствует. Только мы его аскетически-нищенское проявление не увидели. Когда-то давно, индийцы в большом колличестве высаживались на острове и теперь основательно тут живут в виде Цейлонцев! "Цыганского", наверное более всего в тук тукерах - этаких таксистах ( видать тяга к кочевому сильна), которые всегда готовы помочь во всем в чем только можно помочь туристу, да вот только мы не туристы, а путишественники и нас этими штучками не проймешь! Спросишь например одного такого тук тукера: - Когда тут будет автобус проезжать? А он со всей его непостежимостью мозговой и духовной активности, возьмет и скажет: - А автобуса не будет сегодня, давайте я вас довезу! Блин, какой думаем мелкий обезьяний хитрец попался, мы же знаем что через минут 10 тут проедет автобус, ладно думаем, пускай так у него будет!
Но иногда, цыганская торговля может принимать удивительную форму! Как-то раз, мы зашли на рынок купить ананас, подходим к старушке продающей ананасы и начинаем спрашивать: - Че по чем у вас, уважаемая бабушка? Бабушка говорит: - 200 рупий за вот этот прекрасный спелый ананас! Мы говорим: - давайте за 180 рупий! И тут бабушка говорит: - Ладно, давай за 150! (вот это да, тут на Ланке, трансцендентно занизили цену, а в далеком Сухум-Кале иманентно завысили!) Мы переспросили ее и она не изменила своего решения! Больше ни где за такую цену такой ананас нам ни кто не продавал.
Что индусы, что ланкийцы, все они используют удивительный жест головой для (навеное), всех случаев жизни! Если задать вопрос, то они на все будут покачивать головой, и "да" и "нет" это легкое покачивание головой, словно они соглашаются с тобой в том что ты вот перед ними стоишь и задаешь им вопрос: Мы так пройдем? В ответ: покачивание, покачивание... Мы тут не пройдем? В ответ: покачивание, покачивание... Инга увидела в них, "особенных" учителей, они дают Тебе возможность выбрать Самому, ответ на заданный Тобою вопрос! Но вот как мотают головами "наши" цигане, я чего-то запамятовал!)