КЛАССИЧЕСКИЙ РАЗВОД.
Рассказ о приключениях в восточной Индии и о крупных и мелких, но безобидных мошенниках, обучающих уму-разуму на живом опыте.
***
Честному труженику не приходит в голову быть филантропом. То есть заниматься пожертвованиями таких масштабов, которые заставляют перерасти обычного подающего милостыню простофилю в спонсора государственного значения.
Труженик знает цену каждому заработанному рублю и мало беспокоится о его интимных отношениях с долларом.
Но когда честному труженику перепадают лишние купюры, он, чувствует себя как будто не в своей тарелке. И тогда лучший способ избавиться от гнетущих совесть долларов, это отправиться в путешествие.
***
Эта история происходила в ни чем не примечательном местечке Бодх Гайя, что в восточной Индии.
Раньше, около двух с половиной тысяч лет назад здесь росли деревья. Они и сейчас здесь растут, большие и ветвистые, но интерес для всех зевак, паломников и туристов представляет только одно дерево. То самое, под которым получил просветление царевич Сидхартха Гаутама, прозванный Буддой.
Будда означает пробудившийся, пробужденный. Короче говоря - просветленный. Так называется и само дерево и вся эта окрестность.
Дерево будды, или бодхи имеет свою историю. Историю создают люди. А людей, как известно больше интересует дерево, чем само просветление. Поэтому досконально известны все приключения этого необычайного растения. Сам Будда ушел бродить по свету. А дерево сразу после просветления стало местом паломничества. К нему стекались ученые брамины, шанкарачарьи, простые и неграмотные крестьяне и даже бекпекеры, которые стали привязывать к дереву множество разноцветных веревочек, чем его однажды чуть не погубили.
Дело в том, что в период нашествия на Индию толи османских войск, толи орд Великих Моголов, точно не известно, каждый завоеватель стремился подрубить под корень просветленное дерево, дабы на корню покончить с местными религиозными распрями и учинить свои.
Узнать дерево, раздающее просветления было легко по привязанным к нему веревочкам. И, однажды, враги просветления срубили несчастное дерево под самый корень.
Религия буддизма могла погибнуть безвозвратно, если бы не один преданный идеям нирваны буддист, который сумел выкопать из земли оставшийся в ней пень и вместе с корнем тайно увезти его на остров Шри-Ланку. Пень прижился, и религия с нирваной бала спасена. Позже, воскресшее заново дерево сумели перевезти обратно на свое родное место, где оно находится, и по сей день.
Посмотреть на дерево съезжаются любопытные со всего света. Дерево и в самом деле очень примечательное и величественное, впрочем, как и все растущие рядом деревья. Но только это одно огорожено железным частоколом и дотянуться до него не представляет никакой возможности, тогда как другие деревья совершенно свободны к доступу и не менее огромны и прекрасны.
К востоку от дерева прилепился буддистский храм, и его монахи целыми днями молятся, кланяются, повторяют мантры и сидят в ожидании нирваны или хотя бы благословения в виде падающего с заветного дерева листика.
Как я успел заметить, нижние ветви дерева уже давно лишились своей листвы стараниями поклонников буддистов, а редко падающие естественным путем листья были в червоточинах или прогрызены гусеницами.
Но, тем не менее, ни один лист не валялся под деревом просто так. Потребовалось бы проявить немалую сноровку, если бы вы захотели поймать падающий лист на лету и не зашибить в прыжке какого-нибудь миролюбивого монаха, так же стремящегося подхватить благословение.
Это было время до начала факельного шествия олимпийского огня по странам Европы и опасаться прыжков буддистских фанатов тогда еще не следовало.
К слову сказать, те буддисты, с которыми я лично знаком производят весьма благоприятное впечатление. И пусть они кроме этого больше ничего не производят, но по крайней мене приносят пользу хотя бы тем, что не приносят вреда, в отличие от фанатов религиозных, футбольных или любых других.
Путешествуя по странам востока, неизбежно приходится обучаться искусству проницательности во взаимоотношениях. Этому искусству не обучают в колледжах. Этому обучает сама жизнь. Колледжи экзаменуют нас эмпирическими отметками. Жизнь сразу же нас разворачивает носом к правде, а спиной к истине.
Вдоволь налюбовавшись деревом и расположенным вокруг замечательным храмовым комплексом, я развернулся спиной к главному храму и побрел искать выход из главного места просветления.
Из любого положения всегда можно найти выход.
Выход из просветления оказался там же где и вход. Это было весьма кстати, так как на входе меня, как и всех новичков разули и предложили идти к просветлению без сандалий босиком.
Босиком к просветлению идти очень приятно, но ранним утром мраморные плиты после зимней индийской ночи еще весьма холодные, если не сказать что ледяные. А если сказать образно, они были прохладные как, наверное, должен быть прохладен член священника принявшего обет безбрачия.
Обрадовавшись, что на мои любимые сандалии никто не позарился, я мысленно поблагодарил всех, каких помнил святых разных конфессий, конкурирующих между собой как за души усопших, так и за временно живых.
На выходе из просветления меня уже поджидала армия менял, нищих и продавцов буклетов, составлявших бойцов зримого фронта в борьбе за рупии. Но в этом регионе боевых действий сновали еще и бойцы невидимого фронта, о которых я расскажу чуть позже.
Менялы честно признавались, что согласно обменному курсу валют выгодно поменяют вашу сотенную индийскую купюру на мелочь правительства индии в размере восьмидесяти рупий. А если вы поворачивались к меняле и этой жестокой правде спиной, то истинный курс поднимался аж до девяноста рупий.
Мелочь правительства индии была запакована в прозрачные полиэтиленовые пакетики и, не поддававшись счету (вы ведь не будете мелочиться, подсчитывая свой убыток) принималась на вес и на глаз. Тем более что разменянную мелочь вы все равно собирались раздать нищим.
Работа нищих заключалась в сборе и пересыпании вашей мелочи в пакетики и передавалась опять менялам. А так как вы легко разоблачали весь этот нехитрый круговорот монет в природе, то с удовольствием принимали в нем участие, нисколько не считая себя обманутым.
Другое дело, когда вас хотят классически развести на некоторую сумму, пытаясь продать буклет с фотографиями, когда у вас есть собственный цифровой фотоаппарат.
Кроме честных мошенников-менял у ворот к храму окопались наивные продавцы листьев с дерева Будды. Каждый листик был аккуратно запакован в прозрачный пакетик и выглядел идеально. Ни червоточин ни дыр на листьях не наблюдалось. Стоимость листа была просто смешной. Но, уже побывав под деревом Будды и обретя просветленное сознание, каждый понимал, что внешняя идеальность предлагаемого листа не соответствует менее качественным, но истинным листьям. Налицо явный подвох, если не сказать наглый и подлый обман.
Кроме того, листья продавались в таком количестве, что бедное настоящее дерево Будды должно было бы ежедневно обновлять свою крону. Количество продаваемых поддельных листьев явно превышало реальную возможность матушки природы в воспроизводстве.
Не дав себя провести таким дешевым способом и сэкономив на этом пару рупий, я теперь все же жалею, что не приобрел ни одного листочка.
Приобретя чувство собственной важности в распознавании истинной сути вещей, я все же что-то упустил.
Вместе с сувениром из листа, который мог бы занять достойное место в домашнем гербарии и, радовать глаз, воскрешая былое путешествие, была упущена какая-то мудрость, какая-то тонкая ниточка, связывающая наше внутреннее естество с этим бренным миром. С миром похожим на дерево и на людей похожих на листья с этого дерева. Распускающихся, цветущих и в конце концов опадающих и превращающихся в прах.
*
Пусть дорогой читатель отставит в сторону грустные нотки. Скоро уже мы перейдем от сольфеджио к гаммам и настоящей музыке чувств.
*
Продолжение следует.