Летом этого года в ходе нашего традиционного летнего тура в Долину Спити (Индийские Гималаи) нам удалось побывать в долине Пин в загадочном и прекрасном тибетском монастыре Угьен Санаг Чолинг (Кунгри Гомпа).
Долина Пин — еще менее туристическое место, чем Спити. Самобытность и девственную природу этого тибетского анклава в Гималаях, как и в случае с долиной Спити, хранит отсутствие воздушного сообщения с Большой землей и опасные полуразрушенные дороги соединяющие регион с остальной Индией. Если вдруг случится чудо и дороги в Малый Тибет будут такие же, как, например, в горах Таиланда, то и Природе будет несладко, и тибетские монастыри быстро опопсеют.
Но пока природа в долине Пин первозданная, деревни такие же, как были пятьсот лет назад (если не считать телевизионных антен) и ритуалы в тибетском монастыре школы Ньингма, основанном в 1330 году не отличаются от тех, какие были в те далекие времена.
На один из них мы и попали. Девятидневный ежегодный круглосуточный ритуал в Кунгри гомпе шел уже шестой день на момент нашего приезда. По поводу его назначения нам было рассказано совсем уж в общих чертах. «Для благословения жителей долины, для защиты, для распространения учения...» Примерно так нам говорили монахи и одна очень доброжелательная американская буддистка средних лет.
Она же позвала нас повидаться с настоятелем монастыря Угьен Санаг Чолинг — Йомед Тулку Ринпоче (его еще именуют Спити Тулку). Его инкарнацию отслеживают еще со времен Падмасамбхавы.
Нынешний Спити Тулку родился в 1962 году. Получил прекрасное образования в монастырях школы Ньингма в Индийском Тибете, в Катманду, обучался во Франции, посещал США. На Тайване Йомед Ринпоче открыл два буддистских центра. Зарубежные связи пригодились ему, когда он принялся за реконструкцию Кунгри Гомпы. Сейчас монастырь выглядит непривычно богато для этих удаленных мест.
Нас он встретил радушно. Пожал руки, спросил откуда мы? Заметил, что в Украине много буддистов. И разрешил поприсутствовать во время проведения ритуала.
С одной стороны мы чувствовали исходящее от Ринпоче и монахов радушие, с другой — было ощущение гораздо большей закрытости школы Ньингма по сравнению с другими школами тибетского буддизма.
Ньингма — самая древняя школа в тибетском Буддизме. Передача учения идет от самого Гуру Падмасамбхавы. Дословно «ньингма» переводится как «школа старых переводов» из чего ясно, что те переводы буддистских текстов, которые попали в Тибет во время второй волны распространения буддизма и на которые опираются другие школы, последователями Ньингма в их собственный канон не включены (но их аутентичность при этом признается).
Собственно и другие школы (Гелугпа, Кармакагью и Сакья) к Ньингме относятся (почему-то просится это слово) настороженно. Считается, что Ньингма вобрала в себя слишком много от шаманизма и Бон и потому не совсем канонична. Тем более неканоничным последователи других школ считают сердцевину Ньингмы практику Ати йоги или иными словами Дзогчен (на всякий случай, в данном случае речь идет о части учения Ньингма, а не о том несколько обособленном учении Дзогчен, что очень популярно сейчас у нас и на Западе).
Впрочем, когда мы были в Кунгри гомпе все эти теологические особенности нас интересовали не сильно. Мы посидели примерно час в главном зале во время ритуала и вынуждены были удалиться (уж близок был вечер).
Подведу итог. Вернуться в это чудесное место очень хочется. Пожить в нем хотя бы пару дней. Посмотреть на ритуальные танцы с оружием (только в школе Ньингма они разрешены), помедитировать в главном зале с его прекрасными стенными росписями, посетить этнографический музей и библиотеку, побродить по окрестностям, пообщаться с монахами и местными жителями. Надеюсь все это получится и мы снова побываем в Кунгри гомпе.
Источник: Сайт Востоколюба.