Причем, имя женское, и оба города находятся в Беларуси. Я побывал в обоих в разное время года, причем не по порядку. Тем не менее...
Первый город – Полоцк. Считается самым древним на нашей территории. Впервые упомянут в летописи в конце 9 в. в связи утверждением там скандинавов из Новгорода. Но в конце 10 в. в Полоцке уже правил собственный князь Рогволод, тоже «пришедший из-за моря». У него было двое сыновей и лапочка-дочка. Последнюю звали Рогнеда. В это время между Новгородом и Киевом, точнее между новгородским князем Владимиром и киевским Ярополком начался конфликт. Оба посватались к малолетней Рогнеде. Та решила в пользу Ярополка, а Владимира прелюдно обозвала «рабынычем». Владимир обиделся и в 980 г. захватил Полоцк. Рогволода и его сыновей он убил, а Рогнеду при всем честном народе изнасиловал, но потом, будучи в душе чуть-чуть порядочным женился. В том же году он утвердился в Киеве. Полоцк, впрочем, не долго подчинялся «матери городов русских». Уже внук Владимира и Рогнеды, Брячеслав, начал выступать против дяди Ярослава Мудрого. Дядя вроде бы победил, но победил так, что отдал племяше в качестве подарка Витебск. Жаль, у меня нет такого дяди. Ну, а сын Брячеслава, Всеслав по прозвищу Чародей, вообще был парнем отвязанным. Начал нападать на киевские земли. Причем, успешно. Захватил и разграбил Новгород. Киевский князь с братьями организовали против него поход. Под это дело даже сожгли Минск (ну, не гады ли?) и на реке Немига разбили Всеслава. Автор «Слова о полку», похоже, считал эту битву началом раздоров на Руси. Через несколько месяцев Всеслав с сыновьями попал в плен и оказался в киевском порубе. Ему повезло. Киевляне устроили восстание, выгнали своего князя и новым князем признали выпущенного из поруба Всеслава. Всеслав был хорошим князем. В плане, умным. Когда киевский князь Изяслав вернулся обратно с войском тестя Болеслава, он не растерялся и убежал. В 1070 г. Полоцк вернулся под крылышко Всеслава и с тех пор не без успеха воевал против киевских князей. Был, правда, момент, когда Владимир Мономах пленил полоцких князей. В поруб их сажать не решился и выслал в Византию, то есть в Грецию или Турцию по нонешним временам. Полоцкие князья неплохо там загорели, наелись грецких орехов (баклажанов еще не выращивали) и после смерти Мономаха вернулись по домам. В Полоцке также жила первая древнерусская женщина-святая Ефросиния Полоцкая.
Позднее Полоцк стал торговым городом и неплохо так развивался, особенно в первой половине 16 века. Когда Полоцк получил Магдебургское право, жители Риги решили его поздравить. Ну, и ляпнули, мол поздравляем! Теперь ты, Полоцк, такой же как я, Рига. Полочане ответили по-гадкому: Полоцк место древнее и славное, и Рига с Вильней ему не чета! Вот и поздравляй после такого!
Потом Полоцку не повезло. Началась Ливонская война, и его захватило войско Ивана Грозного. Иван оказался плохим мальчиком. Многих убил или продал в рабство через Астраханский рынок. Полоцк отбил король Стефан Баторий с помощью наемников. Стефан Баторий был хорошим – много пил, хорошо воевал и после смерти был впервые в истории монархов Европы прелюдно препарирован бывшими сюзеренами (устроили из парня анатомический театр). А вот наемники были плохими. Судя по всему, они разграбили то, до чего не добрался сумасшедший Иван. С тех пор Полоцк не жировал и особенно на арене истории не светился. Во время войны 12-летней войны (уже в 17 веке) выходец из Полоцка по имени Симеон написал царю Алексею приятные стихи. Подлизался, захватил не свою типографию с не своими же монахинями и обосновался в Москве. Учил царевну Софью и немного Петра I. В Полоцке теперь Симеоном ужасно гордятся. Хотя чего гордиться? Он же предателем был! Царю Алексею говорил, что он православный, а православному патриарху, любившему намекать на то, кто там кому подчиняется, - что он член униатского ордена базилиан.
В Великую Северную войну полочане добровольно скинулись на нужды Карла XII, а, когда пришел Петр I, поддержали его. За это Петр не спалил Полоцк вместе с горожанами, как это он сделал с Могилевом и Витебском. В 19 веке Полоцк короткое время побыл столицей иезуитов всего мира, а в 20 в. жители окрестных сел отличились партизаня против немцев. Партизанили и ранее – в 1812 г. Но я как-то смотрел в архиве документы. Тогда партизанили в начале против французов, а потом против русских. То есть против всех. У уголовников такое называется... Ладно, не станем портить блог.
Все это я для чего рассказал? А чтобы, пояснить, зачем я туда поехал! То есть все было так. Звонит моя бывшая коллега из другого вуза и говорит: слушай, мы тут со студентами в Полоцк собрались. Айда с нами! Походишь, пофоткаешь. Я посмотрел в окно. Стояла золотая осень. Листья там всякие падали. Иногда дождик, иногда солнышко. Самое время для путешествий нахаляву. И согласился! В день отъезда оказалось, что не все так просто. Оказывается, у моей знакомой муж сильно заболел расстройством желудка, и оставлять его одного наедине с голубым другом (я имею в виду того друга, что стоит в туалете и делается из кафеля!) было никак нельзя. Значит, я должен был присмотреть за студентами. Студенты оказались нормальными и жить мне не мешали. Ходили сами по себе и глупые вопросы, а что это такое, не задавали. Расползлись по городу и вернулись ровно в нужный час к автобусу здорово поддатые. Напились, значицца, пивом. Потому мы приехали домой с опозданием из-за частых санитарных остановок. Моей знакомой сказали, что поездка была фантастической. Я ей сказал примерно то же самое.