Обстоятельства сложились следующим образом. В субботу 1 ноября я жюрил минский областной конкурс школьных работ по истории. Занятие немного скучное и тягомотное, зато можно присмотреть пару-тройку будущих студентов. После непродолжительных дискуссий первое место получила работа «Деревня Ржавка – моя малая родина». Две девочки, единственные школьницы в этой самой Ржавке, описали историю деревни со дня основания и составили генеалогические деревья каждого из жителей. Мы потом долго искали Ржавку на картах, но даже самые подробные напрочь игнорировали населенные пункты с таким названием.
Среди вороха работ, не получивших ни каких мест, но вроде как бы нами отмеченных, была «По дороге бога Ра из Тибета Восточной Европы в Северные Афины». Ни о каком боге Ра и даже о Северных Афинах в ней ничего не говорилось. Школьники просто и кратко описали историю родной деревни Раков. Она известна с 1500 года. Тогда на ее месте был замок, рядом – залежи глины. Обитатели замка в дни, когда война не стояла у порога, от скуки лепили из этой глины всяко-разное и так в этом деле преуспели, что расписные глиняные игрушки из Ракова стали продавать даже во Францию. Раковцы пользовались Магдебургским правом, то есть превратились во вполне успешных горожан. Но ненадолго. Англичане украли в Китае несколько полезных ноу-хау и завалили Европу дешевым фарфором, таким образом развалив раковский глиняный бизнес. Городок захирел и вновь возродился на короткое время в двадцатые годы прошлого столетия. После советско-польской войны он оказался в составе Польши. Благодаря близости границы Раков привлек контрабандистов. Для них были открыты десяток гостиниц с ресторанами, шесть казино и три публичных дома. С приходом справедливой советской власти контрабанда закончилась, злачные заведения закрылись, а их обитателей обязали растить картошку. Раков стал деревней, и этот статус прилип к нему навсегда. Детям, авторам работы, это мало нравилось. Вот они и всовывали на каждую страницу по громкому эпитету. «Наш Раков – священное место евроазиатского формата». Согласитесь, звучало круто, а по смыслу как всегда.
Следующая неделя выдалась у меня горячей: дела на работе, развод с женой, непонятные разборки с бывшей тещей. В общем, в конце недели на праздники я решил немного прийти в себя, а лучший способ уйти от проблем, как уже говорилось на форуме, - убежать.
Далеко убежать не получилось. Я просто сел в первую попавшуюся междугороднюю маршрутку и ровно через час сошел на не примечательной остановке. День выдался ветренно-солнечный. Жители деревни прятались по домам. Единственный замеченный мною абориген проезжал мимо в телеге на конике. Поскольку никаких надписей на остановке не было, я обратился к нему с вопросом, куда это меня так занесло. Тот посмотрел удивленно и даже с испугом, словно я собирался украсть у него лошадь. Но ответил.
Его ответ меня нисколько не удивил. Скорее позабавил.
Вы правильно догадались. Я попал в этот самый Тибет Восточной Европы, Северные Афины, обиталище богов Ра и Асуры. В общем, в Раков.
Широкая улица с остатками старинной местечковой застройки вывела меня к центру. Православная церковь конца 19 века, костел примерно того же времени и кафе «Старый Раков» между ними. Впрочем, в Ракове была еще частная арт-галерея, закрытая по случаю праздников. Тусовавшийся рядом с ней мужичок недавно покинул кафе, поэтому стоял неровно. Зато отличался словоохотливостью. Он быстро подтвердил то, что Раков – место особое, и мне очень повезло по случаю здесь оказаться. Если не верю, то должен сходить за деревню, туда, где многочисленные ручьи сливаются в реку Ислочь. Над местом их слияния виден чудный свет.
«У вас как в Варанаси», - усмехнулся я.
«Как где-е-е?» - спросил мужичок с вызовом.
О Варанаси он явно не слышал.
Приободренный, я отправился туда, куда он советовал. По дороге пару раз провалился в грязь, скрытую пожухлой осенней травой и пообщался с коровкой, задумчиво жующей мятлик. Коровка, как оказалось, стояла на тропинке, петляющей по направлению к единственному холму. Я определил в нем древнее замчище, и ничуть не ошибся. На замчище сохранились земляные укрепления, между которыми местные любители шашлыков оставили кострище с ржавым мангалом. С замчища открывался замечательный вид на запруду, отмечавшую начало Ислочи. Я сел на камень и долго смотрел на черно-синюю гладь холодной воды, поглощавшую небесный свет. За запрудой маячили деревенские домики и лютеранская церковь. Так я сидел не меньше часа, пока совершенно не отморозил то, чем сидел (камень все-таки был не горячим, однако).
Спустившись вниз, я обошел запруду, осмотрел плоский остров, сфотографировал церковь и еще раз пообщался с живностью. На этот раз с лебедем, смело подплывшим к берегу в надежде получить от меня угощение. Угощения у меня не было, но лебедь разрешил себя погладить.
Через некоторое время я сел в автобус и поехал дальше, чтобы назавтра вернуться домой.
К чему я все это написал? А к тому, что в тибетском Тибете я пока не был, а в восточноевропейском был, и мне там понравилось. Тучи, сгустившиеся в жизни, сами собой вдруг рассеялись. Не побег, а сплошная медитация.