Итак, Диу или Дью, куда я долго собирался, но наконец-то собрался. Расположен на севере Аравийского моря. Представляет собой часть индийской союзной территории Даман и Диу, хотя в путеводителях обычно описывается как часть Гуджарата. Состоит из острова Диу и небольшого перешейка Гохла, соединенного с островом длинным мостом.
Остров Диу небольшой. Что-то в районе 39 квадратных километров. Основа острова сложена песчаниками и какими-то древними вулканическими породами. Гор нет, хотя в центре есть что-то похожее на холмы, а на южном побережье скальные выступы, самым красивым из которых считается мыс Сансет. Более подробно с геологией острова можно познакомиться в пещерах Найда – нескольких коридорах в земле, проделанных водными потоками. Никаких сталактитов и сталагмитов в них, конечно, нет. Через дорогу напротив существует что-то вроде водопада. Что-то вроде – это скала, с которой когда-то, наверное, во время муссонов падала вода. Потом появились люди, построили ступеньки для воды, и вода перестала течь. Там тоже есть хорошенький геологический срез. Север острова низменный, с засоленными болотами и манграми. На севере организован птичий заповедник (хотя птиц в зарослях особенно не видно). На западе острова есть пара рощ, гордо называемая лесом. Климат схож с соседними районами южного Гуджарата. Зима относительно сухая и теплая. Лето сопровождается муссонами, влажное и отнюдь не жаркое. И летом, и зимой в районе +25 градусов.
История острова такова. Согласно мифам, в древности на Диу жил демон Джалангхар, и остров поэтому назывался Джалангхара. В 16 веке падишах Гуджарата основал на нем перевалочную базу для торговли с арабами и Портой. В 1529 году появились португальцы. Их первая попытка захватить остров была неудачной. Гуджаратцы и османы подогнали военные корабли, и когда маленькая португальская флотилия встретила не купеческие доу, а вооруженного до зубов противника, то резко повернула обратно. Говорят, капитан первого португальского корабля только успел воскликнуть: «О, боже!» По-португальcки: «О, деу!» Отсюда и название Диу. Но спустя несколько лет португальцы вернулись и, играя на проблемах в отношениях между гуджарами и моголами, добились признания острова и Гохлы своими землями.
На восточной окраине Диу был построен город с мощной крепостью. Долгое время колония жила за счет работорговли – португальцы ввозили в Гуджарат африканцев. Их потомки сидди или сидхи доныне живут по всему индийскому побережью Аравийского моря. Когда-то сидди составляли половину населения самого Диу, но потом состав поменялся, о чем скажу еще ниже. В 19 веке Индию захватили англичане, которые запретили работорговлю, и португальцам пришлось спешно перестраивать экономику на винокурение, точнее производство рома. Свободная торговля алкоголем и в наши дни играет важную роль в экономике. Этому способствует сухой закон в штате Гуджарат. По-моему, большинство гуджаратцев едут в Диу исключительно, чтобы выпить. Большинство напитков привозные. В Диу производят только ром и арак на заводе Калпана. Кроме того, Диу считается хорошим местом для шопинга, так как здесь налоги ниже, чем в остальной Индии. В основном, продают китайские вещи.
Все почему-то думают, что колониальные империи создавались для ограбления местного населения в пользу метрополии. Диу представлял собой прямую противоположность. В первой половине 20 века уровень жизни в колонии был выше, чем в самой Португалии. Кстати, португальская община никогда не была большой. Большинство населения составляли индийцы и сидди. Даже в военном гарнизоне служили преимущественно индийцы. В 1961 году колониальной идиллии пришел конец. В ходе военной операции «Виджай» Диу был захвачен и присоединен к Индии. Если судить по индийской прессе и книгам по современной истории, то местные восприняли это очень положительно, но почему-то потом 80 процентов населения эмигрировали в Великобританию, где в наше время есть община диусцев. Их место заняли переселенцы из Индии.
Сегодня Диу живет за счет туризма. Но европейские путешественники заглядывают сюда очень редко. Это сразу понимаешь, как только выбираешься из спального автобуса, едущего из Ахмедабада. Почти сразу и до самого конца пребывания к тебе подходит народ, чтобы вместе сфотографироваться. Если открыть бизнес и брать 10 рупий за каждое фото, то через неделю можно стать миллионером. Некоторые с надеждой спрашивают, не португалец ли ты. Нет? Ах, как жаль! Вот бы сфотографироваться с настоящим португальцем! Впрочем, фотографироваться лезут не местные, а приезжие. Местные реагируют спокойно. Даже рикши ненавязчивы.
Итак, Диу – туристическое место, но явно не Гоа. Пляжи есть, но небольшие со скромным серым песком. Пальмы растут только вдоль раскрученного пляжа Нагоа. Около пляжей на юг от города какой-то умник распорядился посадить вдоль берега агаву и местные разновидности ёлок. Из-за падающих на песок иголок к морю без сандалей не пройти. Питейные заведения есть, но ночной жизни нет. В десять вечера и диусцы, и туристы дружно уходят в спячку. Так стоит ли сюда ехать? По-моему, стоит.