Если Непал – это музыка регги, Индия мелодия таблы, то Ладакх – Малый Тибет - это протяжное ОМ. Первый звук и начало всего, поднимается из глубин древней земли, упирается в подножье коралловых гор, проходит вверх и, протыкая облака, летит прямо к небу. Там его со свистом закрутит ветер, разорвет на множество маленьких частей, и развеет на всей Землёй.
Открывшись 30 лет назад для мира, Ладакх все еще остается Атлантидой - потерянным миром, где чистота людей соперничает с первобытностью природы. В районе, где 6 месяцев в году стоят 20-ти градусные морозы, нет ничего для сохранения и выработки тепла. Тонкие стены домов, однослойные стекла на окнах, ни печек, ни батарей. Самодельные обогреватели без отводов и ответвлений выводят тепло напрямую в плоские крыши. Так что эноргоемкость этих странных эко-тепло-систем приближается к нулю. Печек нет, да и топить здесь нечем. Дикие деревья почти не встречаются. Трава выращивается на клумбах, как цветы. Женщины собирают мелкие прутья, мужчины сушат коровий навоз – зимой это согреет руки.
Но вот уже много лет, с приходом лета, когда последний снег на высочайших перевалах отступает, из всех концов мира, сюда стекается поток людей. Большие дома дробятся на комнаты и сдаются под дешевые гест-хаусы. Кафе и рестораны разжигают свои кухни. Интернет-кафе, аюрведические клиники, стоунтерапия... В Лех, столицу Ладакха, приезжают, чтобы погрузиться в Буддизм, увидеть свободный Тибет или просто сбежать от индийского сезона дождей. Туристы здесь ведут себя тихо. Им здесь не курится, не пьется, не поется. И та же израильско-европейская толпа, которая только что курила гаш в Манали, как будто раздавленная низким небом, забирается на курсы йоги, медитации и аюрведы.
Страна с суровым климатом и бедной жизнью, которую принизили до статуса региона, имеет монгольские корни, тибетский язык и лояльную буддистскую философию. Местный народ никогда не унывает, потому что каждый настоящий буддист знает, как сложен путь человека в том мире: «Все есть страдание (дуккха)...» Так начинается первая благородная истина, которую узрел Будда. Дуккха - это глубоко укорененное в душе каждого человека ощущение неудовлетворенности миром, в котором мы не можем осуществить наши страстные желания. Но Будда говорит, чтобы увидеть реальность такой какая она есть – нужно избавиться от привычки выхватывать из жизни только черные и белые половинки, и увидеть картину в целом. Одно мгновение - как частичку большого жизненного пути. Потому что единственное действительно важное - это наш жизненный опыт, лежащий между пространством и временем.
Буддизм сюда пришел из Тибета. Пришел и сохранился. Во времена шелкового пути, который несколько веков проходил через эту землю, в Ладакхе было построено множество монастырей. В отличии от Тибета, где китайское правительство разрушило уже более 95% буддийских гомп, здесь многочисленные постройки стоят до сих пор. Большие каменные монументы возвышаются на высокогорных уступах. Их покой охраняют монахи, десятками лет живущие при монастырях. За строгим оранжево-вишневым одеянием скрываются мальчишки, которые независимо от возраста остаются чистыми детьми. Они говорят по мобильным телефонам, учат английский, играют в компьютерные игры, водят автомобили, веселятся на фестивалях, танцуют и любят сладкое. Как на уроках математики – они засыпают на утренней службе, ныряя в тарелку с трапезой. И принимают серьезный вид, приоткрывая завесы буддийских тайн, которые разыскивают здесь одинокие путники.