Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Hime › Мой индуизм: как я это почувствовала

hime  ж
Карма 1374
15.07.2008
К этой теме я подбиралась давно, но долго не решалась оформить свои мысли – уж очень серьезный и важный это вопрос. Название звучит слегка претенциозно, чем-то сродни «Моей вере» Толстого или «Моей жизни» Махатмы Ганди. Конечно, и до Толстого и до Ганди мне весьма далеко, но нас объединяет то, что роднит всех людей между собой – поиски добра и истины, поиски своего правильного пути, стремление к чему-то хорошему.

Я глубоко убеждена, что Индия – это страна, в которую не попадают случайно. Человек оказывается в ней тогда, когда наступает соответствующий этап его развития. Кто-то доходит до этого раньше, кто-то позже, а кто-то и вовсе в следующей жизни. Но каждый попадает в эту страну именно тогда, когда это ему по-настоящему надо. Впервые в Индии я оказалась в переломный период своей жизни. И, несмотря на то, что это были всего-навсего две недели в туристическом и «бездуховном» Гоа, я почувствовала, что эта поездка была неслучайной. Забавно, но до своей поездки в Индию я не только не мечтала о ней, не только не считала эту страну каким-то особенным местом на Земле, но даже напротив – весьма скептически относилась к тем, кто отправляется в Индию за «духовными поисками». Мне казалось, что это – нелепое и смешное заблуждение, увлечение яркой экзотикой, дань моде. «Что там может быть такого, чего нельзя найти здесь?» – думала я тогда. Однако, поддавшись однажды на уговоры друга – хорошего и светлого человека, регулярно ездящего в Индию с духовными целями – я все же решила съездить, посмотреть на нее своими глазами. «В любом случае, хотя бы просто расслаблюсь и покупаюсь в океане» – подумала я и, взяв билет на горящий чартерный рейс, отправилась в Гоа. Несмотря на все мое скептическое отношение и даже предубеждение, две недели в Индии оказались в некотором смысле поворотным пунктом моей жизни. Ни одно описание и ничьи рассказы никогда не заменят собственный опыт: те маленькие и не очень чудеса, которые со мной случались практически постоянно на протяжении двух недель в этой стране, заставили меня ощутить ту незримую силу и энергию, делающие Индию непростым и мистическим местом на Земле. И если материализация мысли случалась со мной столь явственно, наглядно и ощутимо даже в Гоа, это заставило меня задуматься о следующей, более основательной поездке в Индию, и довольно скоро я поехала туда уже на полгода.

До поездки в Индию мои знания об индуизиме были чрезвычайно поверхностны и абстрактны. Главное, что мне нравилось в индийской философии, и во что я верю уже давно – это учение о карме и реинкарнации. Собственно, смутная вера в перерождения у меня была еще с детства. Помню, когда мне было лет пять, я мучила маму вопросом: «Где я была, когда меня еще не было?» Получая в ответ стандартное «У мамы в животике», я снова и снова вопрошала: «А до этого? А где я была ДО этого?» Ответ: «А до этого тебя не было, потому что мы с папой еще не встретились» меня не устраивал – у меня было четкое внутреннее ощущение, что до этого я БЫЛА, что я была всегда, и я плакала от бессилия, что не могу объяснить, не могу выразить эту мысль словами. Уже позже, в сознательном возрасте, думая об устройстве мира, я постепенно пришла к принятию идеи кармы и реинкарнации – сначала через ум, а потом и сердцем. На данный момент я не вижу для себя более красивого, справедливого и логичного объяснения всему хорошему и плохому, происходящему в человеческой жизни. К тому же, это учение отличается выскокой степенью самосознания и гуманизма. В мире нет никакой несправедливости, все, что мы имеем – результат наших собственных мыслей и действий в этой и в предыдущих жизнях. Некого винить и не на кого надеяться, кроме самих себя: мы сами – кузнецы своего счастья и несчастья. И эта философия также бесконечно гуманна. Даже если в данный момент «все плохо», всегда есть шанс улучшить ситуацию. Надо просто принять ее, понять,что ты сам создал ее своими действиями в прошлом и начинать (сейчас, с этого самого момента) работать над ее улучшением. Пребывай в спокойствии и гармонии духа, не жалуйся и не ропщи, делай хорошие дела, заботься о том, о ком можешь (в мире всегда есть те, кому хуже, чем нам) – и награда не заставит себя долго ждать. Не в этом, так в следующем рождении – это точно. Какое еще воззрение может быть более гуманным и оптимистичным? Кроме того, это учение не только созвучно моей душе, но также и в немалой степени импонирует разуму (сказывается научное прошлое :), ибо имеет под собой хорошую логическую основу. Ведь закон кармы и реинкарнации есть не что иное, как универсальный закон сохранения энергии на метафизическом уровне.

Но это все касалось лишь теоретической подоплеки философии индуизма (конечно, нисколько при этом не претендую на глубину и полноту освещения вопроса, ибо мои знания об индуизме и по сей день остаются весьма поверхностными). Что же касается индуистских богов, то мое отношение к ним было весьма противоречивым. Несмотря на глубокое уважение к культуре и религии Индии, индийские божества, проникнутые ярким национальным колоритом, были для меня чем-то скорее фолькльорным, нежели божественным – чем-то, к чему при всем желании я не могла относиться серьезно. Ну как можно воспринимать в качестве Бога смешные яркие фигурки с синими лицами или с головой слона?... Но, несмотря на некоторое недоверие и сомнения, я, тем не менее, допускала мысль, что «как минимум в Индии это может работать». Ведь мир так сложен и необьясним, зачем загонять себя в узкие рамки собственных стереотипов?... Такие вещи лучше проверять непосредственным опытом, доверяя своему сердцу и ощущениям. Мне вспоминаются слова столь уважаемого мной Махатмы Ганди: «Если я почувствую его истинность, ничто на свете не остановит меня от того, чтобы принять христианство» (чего, впрочем, так и не произошло). С таким же чувством я ехала в Индию, без каких-либо предварительных установок и предвзятости. Ехала с открытым сердцем и душой, и с верой, что если ты искренне стремишься к хорошему, то ничего плохого с тобой не случится. Индуизм я решила постигать не умом, а сердцем (что, как известно, является лучшим способом на Востоке) – то есть открыто и непосредственно.

Несмотря на многообразие индийских богов, главными из них являются три (священная троица, Тримурти): Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель. Конечно, Бог – един, но для меня различные индийские божества – это просто разные ипостаси Абсолюта, разные виды энергий. Все эти энергии имеют божественную природу, но то, какая из них будет ближе тебе, зависит от того, на какой волне находятся твои собственные вибрации (уж простите за избитый термин). Какая-то энергия может быть тебе не близка, какую-то ты просто не почувствуешь, но если энергия соответствует твоей волне, ты можешь войти с ней в такой резонанс, что сразу станет ясно: «это – мое». Энергии, соответствующие тем или иным индийским богам, можно почувствовать в различных святых местах, связанных с этими богами. Таких мест по всей Индии великое множество, и все они в той или иной степени обладают силой, но есть три главных города, соответствующие трем главным индийским богам – Брахме, Вишну (то есть его аватаре – Кришне) и Шиве: это Пушкар, Вриндаван и Варанаси. Я посетила все три места (это было одной из моих целей в Индии), впечатления о каждом месте и его Хозяине опишу отдельно, но не в хронологическом, а произвольном порядке.

Пушкар, место создателя-Брахмы, на первый взгляд совсем не производит впечатления духовного места. Огромный туристический базар и рай для любителей покурить травку – вот чем знаменит этот городок в Раджастане. Однако, находясь в нем, спустя некоторое время все же начинаешь испытывать некую благостность и спокойствие, ощущая что-то хорошее и доброе. Если судить о Брахме по атмосфере его резиденции, то Создатель Мира мне представился в виде добренького дедушки, каким его изображали на советских атеистических картинках. Сидит себе на облаке, болтает ногой и добродушно ухмыляется в бороду, с умилением наблюдая за шалостями своих любимых непутевых внуков. Очень добрый, мудрый и совсем нестрогий – таким я почувствовала Брахму. Впрочем, несмотря на ключевую роль в создании вселенной, в индуизме Брахме отведено далеко не главное место, о чем говорит хотя бы тот факт, что в Индии для него построен всего один-единственный храм (на этот счет есть забавная легенда, связанная с женской ревностью – как всегда, шерше ля фам – но факт остается фактом: храм Брахмы в Индии всего один). Гораздо большим почитанием там пользуются Шива и Вишну, речь о которых пойдет ниже.

Вишну, Бог-хранитель, в разное время воплощался на земле в виде аватар, приходя в этот мир, дабы спасти его от нечистых сил. Самой любимой и почитаемой аватарой Вишну является Кришна, священное место которого – знаменитый Вриндаван. Во Вриндаван я ехала с сильным затаенным чувством: вот, наконец-то я увижу священное место, энергию любви в котором чувствует так много людей! Однако, увы – меня ждало жестокое разочарование. Ничего такого особенного и сакрального во Вриндаване я не ощутила. Я видела много верующих-кришнатитов (довольно своеобразная община), но, видя преданных, я никак не видела и не чувствовала непосредственно Того, кому они преданы... Мистический Вриндаван мне так и не открылся, как я ни прислушивалась к своим ощущениям, да и энергии любви я тоже там особо не ощутила (к слову сказать, эту энергию в большом избытке я ощущала в Гималаях – там эта любовь изливается прямо с небес, или с гималайских вершин – не знаю). Правда, одно небольшое чудо во Вриндаване со мной, все-таки, произошло. Когда, после двух недель пребывания в нем, я собралась ехать дальше, в Мадья Прадеш, то заказала в турагентсве железнодорожный билет на следующий день. В этом билете я оказалась в листе ожидания на 68 месте (WL68). Кто ездил индийскими поездами, знает, что при таком номере в листе ожидания шансы получить место приближаются к нулю. Ушлый менеджер турагенства уверял меня, что все будет ок, но хозяин моего ашрама был в негодовании: «Ох уж эти турагенты! Им бы только деньги с иностранца содрать – ведь он же продал тебе билет, на который заведомо нет места!» Поскольку мой отъезд предполагался завтра утром, а разговор происходил поздно вечером, поделать было уже ничего нельзя. После длительных сокрушений хозяин вздохнул и сказал мне: «Ну, ладно, не расстраивайся. Положись на Кришну – тут место непростое, Кришна тебе поможет.» Так и получилось. Каково было мое удивление, когда утром следующего дня я спокойно получила свое место без всяких проблем... А ведь и правда – помог! Это был единственный случай моего чудесного взаимодействия с Кришной. Правда, если подумать, то это единственное чудо было направлено лишь на то, чтобы выпроводить меня из Вриндавана поскорей... (типа, «Давай, подруга, загостилась ты тут. Не занимай напрасно место, которое лучше отдать по-настоящему преданным Мне. Дуй к своему Шиве, раз он тебе так нравится, я же тебя не держу» – примерно так :). К слову сказать, из шиваистких мест мне, наоборот, каждый раз уезжать было весьма непросто: то билетов не было, то кто-то заболевал, то еще что-нибудь случалось – Шива словно не отпускал меня из своих владений...

И вот, наконец, я плавно подхожу к главному результату своих мистических поисков в Индии. Шива, Бог-создатель и Бог-разрушитель в одном лице, единственный из индийских богов, с которым у меня сложились персональные отношения – совершенно неожиданно для меня самой. Собственно, статью «Мой индуизм» можно было бы озаглавить и по-другому: «Очарованная Шивой». Опыт, который я приобрела в Варанаси, а также Омкарешваре (еще одно шиваисткое место), был для меня настолько ярким, незабываемым и глубоким, что я не вполне уверена, хватит ли мне слов для того, чтобы описать его.

Едва попав в Варанаси, я ощутила мощную энергию, настолько сильную и могучую, что она буквально придавливала меня к земле. В этой энергии ощущались одновременно божественное величие и мистический страх – она была настолько сильной, что временами казалось: «нет, я больше не выдержу!» В Варанаси (особенно в Варанаси, но также и в Омкарешваре) я ощущала себя словно в плотном силовом поле, в сталкерской зоне. В этом мощном поле ты всегда настороже: каждый шаг делается осторожно, словно наощупь, ибо последствия твоих действий могут быть самыми непредсказуемыми. В шиваистких местах со мной беспрестанно происходили разные загадочные случаи, мистические совпадения и встречи. Варанаси для меня – самое психоделическое место в Индии и на Земле, выход в параллельные миры и окно в себя. Место, где грубая реальность этого мира на каждом шагу прорывается выходами в тонкие планы и ты никогда не можешь сказать определенно, в каком измерении пространства находишься в данный момент. В Варанаси и Омкарешваре меня постоянно сильно «колбасило» – ощущение, как будто тебя подключили к высокоразрядному источнику тока. Иногда этой энергии было так много, что казалось: вот-вот, и она тебя разрушит. Но это – ложный страх, потому что, как однажды сказала мне Штенка, «тебя же невозможно разрушить, ведь ты – бессмертный атман!» На самом деле, считается, что Шива разрушает только ненужное, лишнее, наносное, в частности – человеческие иллюзии. А это как раз то, что для меня весьма актуально...

Мой главный недостаток, приносящий мне больше всего неприятностей в жизни – это склонность к иллюзиям. Иллюзии – это мой мир, в котором я чувствую себя, как рыба воде. Недаром даже моя профессия связана с созданием иллюзий, отсюда же и привязанность к иллюзорному миру интернета, без которого я не мыслю своей жизни с тех пор, как открыла его для себя. Я склонна к построению воздушных замков, легко увлекаюсь и незаметно для себя начинаю верить в свой придуманный мир настолько горячо, что столкновение с реальностью, которая не соответствует моим фантазиям, зачастую сильно ранит меня (на тему вспомнилось: «невротик – это человек, который строит воздушные замки, психотик – тот, который живет в них, а психиатр – тот, кто снимает арендную плату» :). Так вот, именно освободиться от иллюзий и принять реальность такой, какая она есть – это и был главный урок Шивы для меня. Все многочисленные жизненные уроки, которые случались со мной в Индии, особенно в шиваистских местах, были на тему двойственности мира и необходимости принять жизнь полностью, с ее светлыми и темными сторонами. Такой подход помогает стать мудрее и сильнее, а также предохраняет от разочарований.

Еще одна черта Шивы, Бога созидания и разрушения, которая импонирует мне – это его двойственность и переменчивость. Постоянство, к сожалению (или не к сожалению, а просто черта характера) мне не свойственно. Я непрестанно изменяю свою жизнь: меняю работу (и даже сферы деятельности), увлечения, мужчин, внешность, образ жизни – короче, все, что только поддается изменению. Стабильность навевает на меня тоску, когда жизнь начинает течь излишне спокойно и однообразно – я делаю все для того, чтобы поменять ее на корню. Перемены – это мое перманентное состояние, мой жизненный стиль. Создать и разрушить, разрушить и создать – и все это в бешеном ритме, со страстью – это и есть энергия Шивы, это – энергия моей жизни. Как-то в компании путешественников зашел разговор на тему: «Кто ваш любимый индийский Бог?», и я была единственной, кто предпочел Шиву. Один француз посмотрел на меня с хитрой улыбкой: «Oh, you like Shiva? You like full power!» Да, это действительно так... :) Я люблю «full power»: газ до отказа, драйв, риск, адреналин и все такое. «Too much Shakti» – с улыбкой говорила про меня мата-джи из шиваистского ашрама, наблюдая за моими порывистыми движениями: как энергично я захлопываю дверь, как быстро пью свой чай, как громко ставлю посуду. С учетом того, что Шакти – это женская энергия Шивы, стоит ли удивляться тому, что в шиваистких местах я чувствую себя на своей волне?..

Однако, несмотря на мою очарованность Шивой, отношения с ним никак нельзя назвать простыми. Взять, к примеру, исполнение желаний. Если Кришна (говорят) исполняет желания к радости просящего, то с Шивой все сложнее. Несколько раз в мистических местах я просила у Шивы исполнить мое желание. И каждый раз они исполнялись – с точностью до буквы, всегда неожиданно и при самых фантастических обстоятельствах. Но... Каждый раз, когда это случалось, выходило так, что я в итоге была совсем не рада тому, о чем просила и даже раскаивалась в своей просьбе... Это как раз тот самый случай, когда говорят: «бойтесь своих желаний, ибо они исполняются». Но лично для меня это не означает, что Шива – «злой». Он просто разрушает наши иллюзии для нашей же пользы. Из этих случаев я извлекла себе полезный урок: все наши мирские блага – иллюзорны и преходящи, они не могут дать нам настоящего счастья и удовлетворения, ибо исполнение мирских материальных желаний лишь порождает новые желания взамен. Единственное, о чем на самом деле следует просить у Бога – это покой и мир в душе, все остальное временно и не дает человеку счастья (которое, как известно, является лишь внутренним состоянием души, и не зависит от внешних обстоятельств).

В общем, с Шивой было непросто, но ярко и интересно. Если отношения преданных с Кришной напоминают нежную романтическую влюбленность (красивые песни, сладости, цветы...), то с Шивой – скорее, неуправляемую страсть: такая непростая любовь, полная взлетов и падений - от самых глубин отчаяния к высочайшим вершинам блаженства и обратно, мистический экстаз... Конечно, романтика – это прекрасно, но я предпочитаю full power :) Это не всегда легко, но это-то и очаровывает, это и привлекает... и развивает, в том числе: ведь горькие уроки всегда наиболее эффективны. Поэтому Шива – мой главный Гуру в Индии, опыт общения с которым стал чем-то очень значимым для меня, важной вехой в моем развитии. Как минимум, в его реальности я теперь точно не сомневаюсь. А потому – Ом Намах Шивая!

PS. Напоследок хочется сказать пару вещей. Во-первых, просьба не относиться к этим запискам слишком серьезно – я ни в малейшей степени не претендую на справедливость и законченность своих взглядов, это всего лишь моя субьективная точка зрения в данный момент времени. А людям в равной степени свойственно как ошибаться, так и менять свои убеждения... Правда, стоит отметить, что мои религиозные взгляды в течении жизни не менялись столь уж серьезно, а если и менялись, то в некоем едином русле, то есть это, скорее, было не изменение, а их развитие, эволюция. Во-вторых, большая просьба не обижаться людям, придерживающимся иных взглядов, в том числе последователей какой-либо определенной религии и считающих ее единственно верной (для них, конечно, мои записки – набор ереси и заблуждений, а я сама – заблудшая душа, погрязшая в тамасе :). Но лично я, хоть и не отношусь к какой-либо конфессии, к верующим в этом смысле и их убеждениям отношусь с уважением и не в коей мере не пытаюсь никого переубедить. Каждому – свое... Если же кому-то мои заблуждения убеждения покажутся близкими, буду очень рада.
Карма 691
15.07.2008
Клева, Маша! )) Будет что завтра ( то есть, сегодня) почитать с утра под 25 чашек зеленого чая. А сейчас бабай.
Карма 120
15.07.2008
Мне не близко такое отношение с хинду пантеоном, но спасибо тебе Маша! Очень здорово было почитать о твоем отношении. И замечательные иллюзии, и попытка освободиться от них, и снова погрузиться в иные иллюзии. :)))))Ты очень гармонична, на мой взгляд, в своем «full power». И даже с разрушительной силой - прекрасна и последовательна.

Спасибо, порадовала! Вот тебе привет подарочек с выходных на Волге от нас с Элом
Карма 525
15.07.2008
Маш, очень хочется что-то сказать , но слов подходящих нет...

Надеюсь, что твое будущее принесет тебе еще более глубокий и инересный опыт, чем то, что уже случилось.

Go with the flow....
Om Namah Shivaye
Om Namah Shivaye
hime  ж
Карма 1374
15.07.2008
Stenka, lada-wind, poisoned

Спасибо большое и вам за теплые слова и пожелания! Тронута, приятно.

lada_wind
И замечательные иллюзии, и попытка освободиться от них, и снова погрузиться в иные иллюзии. :)))))

Хорошо сказала, мне тоже приходила в голову такая мысль... :) Так что да -

poisoned
Go with the flow....

- теперь только так...
Карма 129
15.07.2008
Ой ну надо же - у меня все то же самое было только с точностью до наооборот.

Чудеса!
hime  ж
Карма 1374
15.07.2008
NaraParva
Ой ну надо же - у меня все то же самое было только с точностью до наооборот. Чудеса!

То есть по отношению к шиваитским-вайшнавским местам? Да, беседуя с разными людьми, я тоже много раз убеждалась в том, что чаще всего бывает "или - или". Кому-то Кришна, кому-то Шива (кому-то что-то еще). Конечно, я с одинаковым уважением отношусь ко всем проявлениям и формам Абсолюта, Бог един - но, видимо, "персональным настройкам" человека соотвтетствует только какая-то его ипостать... Да, Индия чудесна и непредсказуема!
Карма 129
15.07.2008
Ага. Вот не "пошло" в "шиваитском" месте и все тут. А Пури - это песня!
hime  ж
Карма 1374
15.07.2008
Breen
И вообще, пора тебе книжку написать.

Миша, спасибо тебе огромное! От тебя, человека, который сам прекрасно пишет, услышать такие слова особенно ценно!
Карма 240
15.07.2008
hime
глубоко убеждена, что Индия – это страна, в которую не попадают случайно. Человек оказывается в ней тогда, когда наступает соответствующий этап его развития. Кто-то доходит до этого раньше, кто-то позже, а кто-то и вовсе в следующей жизни. Но каждый попадает в эту страну именно тогда, когда это ему по-настоящему надо.

Здравствуй, hime!

Не знаю,что это было,но во время чтения твоего блога,по спине бегали "мурашечки",а это для меня верный признак,что это "оно".Уверена,ты понимаешь,о чем я:)Спасибо!Непередаваемо искренне!

Я не была в Индии,осенью только поеду.Много слышала и читала о том,как она меняет людей.Ни на что не рассчитываю в плане себя,одно только радует,еще не уехав,стала меняться,как мне кажется в лучшую,а для социума,соответственно,в худшую,сторону:)))

Я очень люблю читать,но покупая книги,не всегда получаешь заряд "правильной"(слово-ярлык нашего времени) энергии,а сейчас не заморачиваюсь ,а просто читаю Индостан!Люблю читать тебя!:)))
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики
Новое в Новостях