Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Фото-репортажи › Ханты-Мансийск.

Карма 150
19.01.2010
Обские угры

В научной литературе общим названием "обские угры" объединяются два современных народа: ханты и манси. Ханты были ранее известны под названием "остяки", "обские остяки" и т.п., а манси под названием "вогулы". Но некоторые группы манси тоже назывались "остяками".

Ханты и манси, за исключением небольших периферийных групп, живут в бассейне Оби. Манси - коренное население Ханты - Мансийского автономного округа Тюменской области (в бассейне реки Обь, главным образом по еЕ левым притокам Конда, Сев. Сосьва).

Незначительное число манси живет на С-В. Свердловской области. Численность 7,6 тыс. человек. в антропологическом отношении не однородны: представлены сибуральским и собственно уральским типом уральской переходной расы. Ханты - живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты - Мансийском автономном округе и в Александровском и Каргасовском р-не Томской области.

Делятся на 3 этнографических группы: северную, южную и восточную, различия между которыми усилились в результате влияния соседних народов. Численность 20,9 тыс. чел. Относятся к уральской переходной расе.

Во многих местах своего расселения ханты и манси соседствуют с ненцами и коми, на востоке с селькупами. По своей культуре обские угры (ханты и манси) очень близки друг другу, особенно в области изобразительного искусства, верованиям, фольклора и формам социальной организации.

Хантыйский и мансийский языки вместе с венгерским составляют угорскую группу финно-угорских языков. По своей фонетике, морфологии и лексике хантыйский и мансийский языки близки друг другу. Языки распадаются на несколько диалектов, расхождение между диалектами настолько велико, что препятствует взаимопониманию представителей разных диалектов. Различия между диалектами также проявляются в фонетике, лексике и морфологии. Между удаленными диалектами они настолько велики, что некоторые ученые считают возможным говорить о существовании нескольких хантыйский языков.

В лексике хантыйского языка отразились связи с соседями. Так, оленеводческая терминология и названия зимней одежды схожи с ненецкими. Скотоводческая терминология близка к татарской и коми-зырянской. Все больше слов заимствуется из русского языка.

В антропологическом отношении ханты являются наиболее характерными представителями уральского антропологического типа, к которому относятся также манси, селькупы и ненцы.

Самые близкие родственники хантов по происхождению, языку и культуре - манси, особенно близки северные группы.

Верхняя одежда

Для одежды хантов и манси характерна универсальность многих еЕ видов. Единый принцип кроя для разных сезонов, сходство мужской, женской и детской одежды.

Праздничная одежда отличается от повседневной не покроем, а лишь внешним оформлением: яркой расцветкой ткани или белым цветом оленьих шкур. Специальной одежды для свадеб или погребения не существовало: в первом случае использовали только новую а во втором - любую.
Карма 116
19.01.2010
michail20

Резюмирую - Не специалист на взгляд хрен отличит, манси или хант.
Карма 150
19.01.2010
Бармалей
Резюмирую - Не специалист на взгляд хрен отличит, манси или хант.

Да и они сами видимо не совсем друг друга различают будучи не в национальной одежде. Жили всю жизнь рядом, почти один народ. Но это что касается внешности разумеется. В культуре то есть отличия.
Карма 739
19.01.2010
michail20
Манси - коренное население Ханты - Мансийского автономного округа Тюменской области

И все же, похоже, что эти северные народы находятся не в такой критической ситуации, как, скажем, чукчи, или те же ненцы (ну, там, потеря языка, культуры, поголовный алкоголизм, низкая продолжительность жизни, и т.д.), или я ошибаюсь?
Карма 150
19.01.2010
Blonde_
И все же, похоже, что эти северные народы находятся не в такой критической ситуации, как, скажем, чукчи, или те же ненцы (ну, там, потеря языка, культуры, поголовный алкоголизм, низкая продолжительность жизни, и т.д.), или я ошибаюсь?

Их тут поддерживают разными окружными социальными программами, как я писал ранее, поэтому они не особо обижены судьбою.
Карма 116
19.01.2010
michail20
Их тут поддерживают разными окружными социальными программами

Спрашиваю у ханта в лесу: - Оленей то не держишь?

- Не...Машин пугаются. Нефтянники снегоход дают, бензин дают..
Карма 150
19.01.2010
Бармалей
Спрашиваю у ханта в лесу: - Оленей то не держишь?- Не...Машин пугаются. Нефтянники снегоход дают, бензин дают..

И такое тоже есть) Не все живут в чумах разумеется)))
Карма 116
19.01.2010
michail20
Не все живут в чумах разумеется)))

Кстати я чум только в музее видел, это наверное временно-передвижное жилье. В лесу избушки, полуземлянки, если на бугре.

Кстати интересная особенность. В хантыйскую избу не один летающий кровосос не залетает.

Меня этот вопрос долго мучил, двери открыты, дыра в крыше и ни одной сволочи. А снаружи гул от мошки. Буквально вздохнуть без накомарника нельзя. И вот что удалось выяснить в результате самодеятельных этно-антропологических изысканий. При постройке подобной избушки, в месте со мхом (сфагнум по-моему) между бревнами кладется хитрая травка. По окончании постройки проводят, что- то типа обряда с окуриванием этой же травкой. Про бубен и подобия танцев врать не буду, как не врал мне старый по виду хант. Просто мне сказал: «Старый человек нужный слова знает, и травка знает.»

-Покажи, прошу.

-Не старый человек знает, я не знаю.

Вот вам еще одна утерянная тайна.
Карма 739
19.01.2010
Бармалей
Бармалей

я просто в телячьем восторге от таких рассказов...и прежде всего потому, что я сама бы точно не решилась даже приехать на всю эту экзотику посмотреть-кишка тонка...а может, все-таки летом все не так страшно? Интересно, а как там со зверьем? В лесу еще водится кто-то или тоже уже в красной книге?
Карма 116
19.01.2010
Как раз летом весь кошмар. Осень и начало зимы, самое то. Но только если с погодой повезет.

Blonde_
Интересно, а как там со зверьем?
Как всегда, все в сравнении. Я в ХМАО с начала 70х, так по сравнению с теми временами пустыня. А когда встречаюсь с ветеранами которые конец 60х застали, так оказывается я мальчишка и дичи не видел.

Водоплавающей и боровой дичи совсем мало осталось. Лося значительно поубавилось.

Зато Миши много и даже очень стало, вплоть до инцидентов веселых и не очень. Ондатры неприлично много, лисок прибавилось.

Blonde_
я просто в телячьем восторге от таких рассказов

Такие рассказы изумительно идут у костерка, в лесу, ночью. Когда здорово натасканные собаки, в друг разом, от каких то лесных звуков, поджав хвосты, начинает двигаться к костру.

Враки останавливаются на полуслове. Водка в кружке тихо и аккуратно ставиться на землю, рука тянется к ружью. И ты всей, разом взмокшей и тут же похолодевшей спиной чувствуешь какой ты на самом деле царь природы. Ах, как хороша и длинна эта секунда. Потому как раз... и собаки опомнились. И ломанулись в тайгу с лаем и повизгиванием.

Эх, глухозимье....Нахлынуло. Сори.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики