Короли и корабли
Лавры римских императоров явно не давали ему покоя. Но не Калигула был главным его соперником, и не Нерон. Во снах, и, вероятно, наяву, он мнил себя лучшим и первейшим из всех прочих-императором Августом! По этой причине, украшая своё водоплавуещее детище (как последствии оказалось, не слишком-то оно таким было) деревянными фигурами римских императоров, он намеренно не заказал фигуру Августа. Пусть все догадаются, а особенно германский император, что Августом является сам шведский король Густав || Адольф. И невелика важность, что формальным наследником римских императоров был именно этот немец! У Густава самого-то текла немецкая кровь, матушка его происходила их Голштин-Готторпской династии, той самой династии, которой предстояло сыграть большую роль и в судьбе России. Впрочем, соперничество с немцем дальше деревянных статуй древних римлян не шло, шведский король с ним союзничал и вместе они устанавливали протестанство в Европе. Но, как говорится нет пророка в своём отечестве, ни в семье своей. С отечеством всё у Густава сладилось в конце концов Швеция стала протестантской, а вот с семьёй всё оказалось сложнее-дочь Кристина станет королевой, отречётся от трона и умрёт католичкой. В честь неё названа улица в Стокгольме, на которой находится Королевский Технический Университет. И неспроста. Кристина была чрезвычайно умна и очень образована и достойна отдельного рассказа. А пока вернёмся к батюшке её, королю Густаву и его корабельным замыслам.
Стоит сказать, что фамилия у короля, как и у всех нормальных людей имелась, так что звался он Густав || Адольф Васа, но в русской транскрипции часто можно встретить "Ваза", что не есть правильно, ибо в шведском языке НЕТ звука "з". Совсем. Династия королей Васа канула в вечность, к слову сказать, и нанешняя королеская династия Швеции не имеет к Васа никакого отношения, ибо ведёт свой род от одного из генералов Наполеона. На этом я, пожалуй, закончу это генеалогическое отступление и вернусь к истории о корабле.
Король звался Васа, и его корабль - тоже. С одной стороны, корабль был задуман как боевой объект и должен был иметь дополнительную палубу для пушек, с другой стороны-все корабли того времени должны были выполнять и функцию плавающего дворца. Поэтому корабль украсили огромным количеством вырезанных из дерева и ярко раскрашенных фигур. Мифы того времени( германского происхождения), библейские сюжеты, и уже упомянутые мной римские императоры украсили самый большой корабль того времени.
Строительством корабля руководил голландец. В то время существовали специальные таблицы, по которым строили корабли. Как я понимаю, это были некие стандарты, оправдавшие себя на практике. Но Его Величество, вдохновлённый своими боевыми победами решил обявить войну и науке кораблестроения. Он вмешался в проектирование, и по этой причине верхняя часть судна получилась слишком тяжёлой, т е центр тяжести корабля был смещён и перерасчитать проект было по тем временам невозможно.Но Август, то бишь Густав, был убеждён: "Всё могут короли!"
Наступил долгожданный день, 5 августа 1628 года. "Васа" отправлялся в свой первый вояж. Трёхмачтовый красавец, плод тяжкого труда сотен людей, поймал в свои паруса ветер. Это и стало его лебединой песней-при развороте корабль накренился из-за дувшего ветра, пару раз его удалось выравнять, но ветер дул и завалил-таки корабль набок. В отвестия, из которых торчали жерла пушек, хлынула вода. Трёхмачтовик "Васа" прожил на воде очень короткую жизнь-30 минут. И ушёл на дно моря, чтобы поднятся на свет Божий ровно через 333 года.
|