Petteri Sulonen
Верный полтинник
О, полтинник. Правдивый рассказчик и самый коварный лжец. Скучная "норма", на изучение которой нужна целая жизнь. Объектив, который скорее внушает, нашёптывает и очаровывает, чем кричит, настаивает и указывает. Объектив моей жизни: тот, с кем я бы расстался последним, если бы жестокая судьба заставила меня продать мои стёкла, одно за оплаканным другим.
Король Оптики
Я не конструктор оптики, и всё, чтоб я знаю об этом, я почерпнул из разговоров с более знающими людьми. Однако, есть нечто магическое в "нормальном угле", позволяющем создавать простые схемы, которые используются в легендарных объективах. Полтинник становится точкой опоры: это референсный объектив, обеспечивающий начало отсчёта для всех остальных. И до сих пор в нём сохраняется прелесть для конструкторов оптики: и определенного вида фотографов.
Если бы фотографы имели армии, войны велись бы за превосходство Крона над Люксом (Summicron или Summilux, два из легендарных полтинника от Leica — для примера, посмотрите здесь: http://www.photo.net/bboard/q-and-a-fetch-msg?msg_id=002cKx). В линейке Canon есть не менее четырёх 50мм праймов — 1.8, 1.4, 2.5 макро, и 1.0L (недавно прекращённый в производстве). Для всех изготовителей, Полтинник это объектив для парадного выхода, демонстрация того, что их проектировщики оптики действительно умеют. Даже скромный Canon 50/1.8, стоящий приблизительно 100 евро, покрывает позором зумы, стоящие тысячи, и если кто-то сделал плохой Полтинник — я не слышал об этом... хотя некоторые пошли на довольно серьёзные компромиссы, чтобы максимизировать некоторое специфическое качество, типа светосилы.
Объектив человеческого масштаба
Для меня лучшая вещь в Полтиннике — это перспектива. Замечательные оптические качества нормального прайма идут в качестве дополнительной награды. Мир на 50 мм в каком-то неопределимом виде близок к миру, каким его видим мы. Объектив заглядывает в сцену так, как её мог бы видеть человек в любой момент, не двигая голову. Перспектива кажется естественной, вертикали остаются под контролем, и есть очень сильное впечатление от фотографирования мира с ощущением "как на самом деле".
Есть нечёткая область между вычурными широкоугольниками и постоянно растущими фаллосами телефото, необитаемая земля "нормы". Это начинается где-нибудь около 35 мм и простирается куда-то почти до 100 мм. Существует определённое ехидство по поводу, какой объектив считать нормальным, как если бы был какой-то волшебный естественный способ отобразить трёхмерный мир на плоской бумаге. Кто-то присягает универсальному 35, другие интимному 85: но я всегда останусь верен Полтиннику.