ЕГор
А просветите темного, пожалуйста, какому именно Богу призывает йога поклоняться? Или, иначе, к какой именно религии "приписана" йога?
С брахманистской йогой патанджали вроде ответ развернули.К какому Богу отсылает Патанджали: помимо определения Ишвары есть ещё свадхьяя,что напрямую отсылает ищущего к индуистским практикам.Что Патанджали подразумевает под словом свадхьяя: то что Ар Эддар или нечто другое? Смотрим главу 2 шлоку 44 "Йога-сутр" Патанджали- svadhyayadistadevatasamprayogah что по-русски значит : самообучением достигается связь с наставляющим божеством.Ишта-девата - "любимое божество" -это одно из коренных понятий индуизма,его уж практик выберет его сам или Гуру подскажет.Так что свадхьяя не предполагает отвлеченных философских изысканий,а включает в себя,как пишет комментатор Вьяса,повторение очистительных мантр ( связанных с ишта-девата) и изучение шастр.Таким образом Патанджали всё-таки ссылается на ведийские и постведийские понятия Бога,как бы это не хотел представить Кришнамачарья,перевод сутр которого,кстати,порой более чем далёк от оригинального текста.Например, приведенная выше глава 1-27 значит: "Его (Господа) речевое выражение -пранава (пранава есть ничто иное как слого ОМ)".Сей слог есть тоже одно из базовых понятий индуизма.Глава 1 шлока 7 сутр опять таки говорит о том,что истинное познание содержится также в агамах,т.е. опять таки в ряде индуистских священных текстах.
Это по Патанджали.Но любители фитнесс-компоненты в йоге как раз-таки этой йогой особо не пользуются,а пользуются они системой хатха-йога.Посмотрим к какому Богу призывает поклоняться она.Берем самый известный текст- "Хатха-йога прадипика" - глава 1 шлока 1:
Sriadinathaya nama:.. Поклонение Адинатхе...Это значит к Господу Шиве. Теперь рассмотрим некоторые из 10 йогиских принципов нияма: 5-й пункт совершение служений Ишваре,а конкретно-пуджи,6-й пункт- слушание учений сиддханты,которая есть не что иное как одно из течений Шайвизма,ну и последний пункт,немного спорный.но по одной из версий-джапа врата,т.е. повторение мантр,а любая индуистская мантра связана с божеством.Глава 4 шлока 1: Поклонение Шиве,Учителю,который по природе есть Нада,Бинду и Калаа (это базовые понятия хатха-йоги и некоторых линий Шайвизма).Хатха-йога в итоге называет этого господа Шива.Всё подобное есть в "Гхеранда-Самхита","Шива-самхита","Сиддха-сиддханта паддхати","Горакша упанишада","Йога-биджа" и т.п.
Про йогу Бхагавад-Гиты думаю пояснять ничего не надо?
Йога есть прямой наследник учений Упанишад и индуизма в целом,и йога напрямую связана с системой индуизма.Не вдаваясь в подробности некоторых течений индуизма невозможно понять полностью учение йоги,и реализация в йоге есть высшая цель индуизма.
Многие просто привыкли видеть в текстах и учениях то что нравится,и пытаться не замечать вещи,не укладывающиеся в схему привычного мировоззрения.Отчасти и индусам и многим инструкторам выгодно продавать самую ходовую часть йоги- мистику и физо,не затрудняя себя полным разбором предмета. В каждой религии тем есть эзотерическое направление,для более "продвинутых" в духовном плане: в православии это исихия , в иудаизме -это кабалла,в исламе-это суфизм,в индуизме-это йога.
Ну а для большего просвещения рекомендую почитать Фейерштайна,Элиаде,Бриггса,подучить немного санскрит или хинди.