Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Йога, восточная медицина › Свами ШИВАНАНДА (1887-1963)

Карма 147
22.01.2007
Служить всем, любить всех, общаться со всеми и видеть Бога во всех существах, - таковы идеалы, по которым жил и обучал Свами Шивананда. Учение Шивананды кристаллизовалось на базе принципов всех религий, сочетая все йогические пути в один – Синтез Йоги.

Его девизом было «Служите, любите, отдавайте, очищайтесь, медитируйте и реализуйтесь».

Шивананда — один из наиболее известных индийских философов йоги и мудрец родился 8 сентября 1887 года в деревне Паттамадай, на берегу реки Тамрапарани, в южной Индии. Родители дали своему третьему и последнему сыну имя Куппусвами. Умный и озорной мальчик с детства проявлял мудрость и любовь к ближним, кормил голодных и нищих, раздавал еду младшим товарищам, собакам, кошкам, воронам и воробьям.

Куппусвами обладал мелодичным голосом и замечательной памятью, был лучшим учеником в средней школе и каждый год получал призы. А после окончания школы, в колледже Пуручирапалли, постоянно участвовал в дискуссиях и спектаклях. Он чудесно исполнил роль в постановке пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь».

В 1905 году желание служить людям привело его в медицинскую школу в Панджоре. Куппусвами был необычайно трудолюбив и никогда не уезжал домой в выходные дни, проводя все свое время в госпитале. И здесь он оказался первым студентом, отлично успевая по всем предметам, и уже в первый год учебы мог отвечать на такие вопросы, с которыми не справлялись даже выпускники. А иногда его знания превосходили знания докторов с высокими степенями.

Блестяще завершив образование и получив степень бакалавра медицины, он уезжает в Малайзию, где работает врачом с 1913 по 1922 годы. Уже тогда он старается лечить не только телесные заболевания, но и души тех, кто обращается к нему за помощью. Многие замечали его особый — Божий — дар целителя, доброту, сострадательность и великодушный характер. В серьезных случаях Куппусвами целые ночи проводил без сна у постели больного. А в частной практике молодой доктор не просто бесплатно лечил бедных, но и помогал им деньгами на продукты для соблюдения специальной диеты или оплачивал их счета за лечение в госпитале.

В 1922 году Куппусвами вернулся в Индию. Обнял мать на пороге родного дома и вышел на улицу, чтобы наблюдать за разгрузкой телеги с багажом. Багаж разгрузили, семья собралась за столом, а он все не шел. Он исчез, чтобы больше никогда не возвратиться в отчий дом (только спустя четверть века он приедет сюда, да и то на полтора дня). Куппусвами ушел на поиски Бога. Сначала — в Варанаси. Здесь он провел совсем немного времени: посещал махатм, храмы и присутствовал на даршане Господа Вишванатхи. 8 мая 1924 года молодой искатель приехал в Ришикеш, а 1 июня туда же прибыл Свами Шри Вишвананда Сарасвати, в котором Куппусвами увидел своего Гуру. Здесь, на берегу священной Ганги, он остается навсегда, здесь получает посвящение в санньясу и новое имя — Шивананда, буквально — «блаженство Всевышнего».

В поисках ответа на вопрос, отчего существуют страдания и смерть, Шивананда раздает имущество и становится отшельником. Он видит свою миссию, полную самоотречения и аскетизма, в служении человеку, и следующие десять лет посвящает занятиям йогой, обитая в пещерах и полуразрушенных лачугах, соблюдает молчание и постится. Его посты — только роти (индийский хлеб) и вода из Ганги — длятся по несколько дней. Каждое зимнее утро он совершает джапу, стоя по пояс в ледяной Ганге, и выходит из воды только с появлением солнца. Проводит в медитации больше двенадцати часов ежедневно.

Но и аскезы становится недостаточно. Шивананда начинает заботиться о садху, страдающих от лихорадки, дизентерии, холеры, оспы и плохого питания. На деньги, скопленные за время врачебной практики, в 1927 году Шивананда основывает благотворительную аптеку и выдает лекарства паломникам, санньяси и местным жителям. Он сам приносит лекарства в хижины садху, просит для них подаяние и кормит больных из своих рук, носит воду из Ганги и моет их жилища. Он служит паломникам, но видит в них Нарайяну.*

---------------------------------------------------------------------- ----------

* Нарайяна/Нараяна — божество, отождествляемое с богом-творцом, Брахмой-Праджапати. Покровитель аскетов и наставник йоги.

Шивананда собирал кусочки бумаги или использованные конверты и сшивал из них маленькие записные книжки, в которые записывал наставления самому себе: «Откажись от соли, сахара, специй, овощей, чатни, тамаринда».

Дальше: «Служи бродягам, служи нижестоящим, убирай их испражнения, чисти одежды садху, носи воду — и наслаждайся».

Дальше: «Не мсти, не сопротивляйся злу, воздавай за зло добром, терпи оскорбления и обиды».

Еще: «Любую обиду, нанесенную тебе, кем бы то ни было, забывай немедленно, как ребенок. Никогда не храни ее в сердце, чтобы не разжигать ненависть».

И еще: «Развивай хорошие манеры, совершенную вежливость, любезность, благородство, мягкость, кротость! Никогда не будь груб, жесток и резок. Ничто в мире не заслуживает ненависти. Ненависть есть невежество. Всякое неуважение к чему-либо и кому-либо следует устранять через любовь».

У Свами Шивананды появились ученики, и в 1932 году здесь, на берегу священной Ганги, основывается ашрам.

Совершая паломничество в южную Индию, Шивананда проводит по дороге санкиртан* и читает лекции. Он посещает множество святых мест и среди них — ашрамы Ауробиндо и Махарши.

---------------------------------------------------------------------- ----------

* Санскр. санкиртан — исполнение бхаджан-песнопений во время ритуального утреннего обхода храма.

Теперь его путь лежит в Гималаи — в Бадринатх и Кайлас-Манасаровар.

Вернувшись в Ришикеш в 1936 году, он создает «Общество Божественной Жизни», а в сентябре 1938 года, в день своего рождения, начинает издавать ежемесячный журнал «Божественная Жизнь».

Бушевала Вторая Мировая война. Чтобы помочь удрученным умам людей, Шивананда начал Акханда Махамантра Киртан (непрерывное круглосуточное повторение мантры), а 31 декабря 1943 года основал Храм Господа Вишванатхи с ежедневным трехразовым поклонением.

Свами Шивананда исповедовал синтез во всем, и йога была для него так же важна, как и служение людям. Он долгие годы облегчал телесные страдания с помощью подлинных аюрведических препаратов из редких гималайских трав и, наконец, в 1945 году учредил Аюрведическую Фармацию Шивананды, а в 1948 году — Лесную академию йоги и веданты, которые существуют и по сей день с отделениями в разных регионах Индии и за рубежом.

При жизни Шивананды в предместье Ришикеша, получившем название Шивананданагара, открываются больницы, глазная клиника, издательства, Художественная студия, Музей йоги, курсы санскрита, радиоцентр; создаются «Всемирная Федерация религий» (1945), «Всемирная федерация садху» (1947) и многое другое. После блистательного путешествия по Индии и Шри-Ланке в 1950 году, Шивананда созывает «Всемирный парламент религий».

Свами Шивананда был революционером своего времени: он приглашал в свой дом и в ашрам неприкасаемых, отстаивал право женщин на обучение йоге, давал уроки по почте и выступал против «суеверий», которые лишь отвращают от духовной жизни («спутанные волосы и изнуренное тело, — писал он, — не имеют ничего общего с божественной жизнью»). Он подчеркивал сущностное единство всех религий и призывал заботиться о теле, которое есть дом духа, а не разрушать его аскетическими практиками.

Поучения Шивананды отличают практичность, универсальность и акцент на служение. В своих книгах он открыл для массы людей идеи, ранее бывшие достоянием лишь знающих санскрит пандитов. Свами Шивананда стремился сделать йогу доступной обычным людям, сделать ее частью обыденной жизни.

В 1961 году отмечался двадцатилетний юбилей Общества. К этому времени, еще при жизни, Мастер увидел, что миссия его завершена. Йога Свами Шивананды, не случайно называемая «Йогой Синтеза», осуществляет гармоническое развитие «руки», «головы» и «сердца» через практику Карма-, Джняна- и Бхакти-йоги.

14 июля 1963 года Свами Шивананда вошел в Махасамадхи, оставив после себя сотни книг и сотни учеников, принадлежащих к самым разным национальностям, религиям и убеждениям. Сегодня его Ашрамом руководят Свами Чидананда и Свами Дживанмуктананда.

Многие из учеников Шивананды отправились преподавать йогу в Европу и Америку: Общество Интегральной Йоги Свами Сатчидананда существует во многих странах Запада; Свами Вишнудевананда в разных европейских городах открыл центры «Шивананда Йога Веданта»; родившаяся в Германии Свами Шивананда Радха — первый человек Запада, принесший обеты отречения и санньясы.

Сегодня Общество включает в себя около 10 000 членов, более двухсот отделений в Индии и за ее пределами. Ашрам Шивананды вырос в серьезную школу для нескольких сотен учеников, мирян и гостей.
Свами ШИВАНАНДА
Свами ШИВАНАНДА
Карма 5089
22.01.2007
Мне довелось переводить книгу Свами Шивананды "Карма-йога" для издательства "София". Одно из свойств его как автора - способность объяснять все предельно просто, почти примитивно.
Карма 147
23.01.2007
Moony:
Мне довелось переводить книгу Свами Шивананды "Карма-йога" для издательства "София". Одно из свойств его как автора - способность объяснять все предельно просто, почти примитивно.


Думаю, что это очень даже хорошо. Для всех, я бы сказала.

Спасибо тебе за перевод столь замечательного автора.
Карма 4
13.03.2007
подскажите кто нибудь пожалуйста, как переводится Sadkhoo или по-русски пишут садхку (садху)
Карма 5089
13.03.2007
ILANG:
подскажите кто нибудь пожалуйста, как переводится Sadkhoo или по-русски пишут садхку (садху)

Садху или sadhu - это святой человек.
Карма 691
13.03.2007
Natalika:
«Служите, любите, отдавайте, очищайтесь, медитируйте и реализуйтесь».

Стараюсь... по мере сил и периодического отсутствия лени... Если б у меня был герб, как в стародавние времена у дворян, эти слова были бы выгравированы на нем. Но сейчас не время выгравированных слов и незыблемых ценностей. Все быстро теряет актуальность и вянет. Все как-то размазано. И выезжать в карете с гербом уже слишком старомодно.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики