Солодка, или Лакричный корень(аналитический обзор)
А. Рябоконь, фитотерапевт, г. Харьков
Англ. Liquorice, licorice
Болг. ликвириция, сладунек, сладък корен
Нем. Allerleilust Wurrel, Sussholz
Тибетск. shing-mngar
Укр. вербець солодкий, локриця, лукреція, солодка гола, солодець, солодкий корінь
Наиболее популярным и самым широко распространенным лекарственным растением из рода Glycyrrhiza является солодка голая, или гладкая (другие названия — лакричный корень и лакрица, лакричник).
Лат. Glycyrrhiza glаbra L. — происходит от греческих слов «glykys» — сладкий и «rhiza» — корень; от латинских «glaber» и «bra», означающих «голый»
Glycyrrhiza glabra L. — бинарное наименование, присвоенное этому удивительному растению Карлом Линнеем в середине XVIII века, осталось общепринятым во всем мире и поныне. «Старая латынь» Liquiritzia officinalis Moench к настоящему времени исчезла из научных изданий практически повсеместно и встречается, как правило, лишь изредка в устаревшей научно-популярной литературе западноевропейских государств.
На Востоке лакричный корень имеет воистину статус чудесного и почти легендарного. По всей видимости, солодка используется в качестве целебного средства более 5 тысяч лет. В китайской народной медицине корни «гань-цао» издавна являлись самым популярным и распространенным компонентом целительных сборов и порошков. Солодка входила и входит в состав многих рецептов, используемых для лечения пациентов, страдающих одышкой, кашлем, при болях различного происхождения, для лечения лихорадочных состояний, особенно часто встречается в рецептурных прописях для детей. Солодка служит компонентом, улучшающим вкус пищи, кондитерских изделий, традиционных восточных сладостей.
Согласно некоторым источникам солодка уральская, более распространенная на территории Китая, является наиболее часто встречающимся в рецептурных прописях лекарственным растением традиционной китайской медицины.
Помимо Китая, на протяжении веков солодка была достаточно популярна в Индии, Бирме, Корее, Вьетнаме, на Ближнем и Среднем Востоке, на Кавказе (в Дагестане порошок из корней солодки и по сей день считается хорошим ранозаживляющим средством). С XII века лакричный корень регулярно экспортируется Китаем в Европу, Россию, позже в Америку. К тому времени солодку уже завозили в ближайшие к Поднебесной империи государства, в том числе и Японию, Сиам, Сингапур и др. После XVII века уже Россия становится крупным экспортером ставшего популярным в Европе сладкого корня. Российская империя экспортировала в Западную Европу (преимущественно во Францию и Германию) значительные количества корня солодки; десятки тонн ежегодно вывозились из Средней Азии и Казахстана в XIX в. В начале ХХ в. объем экспорта значительно увеличился.
Ботанические описание
Солодка голая — многолетнее растение семейства бобовых (Fabaсеae) с прямостоячим голым (или рассеянно и короткоопушенным) более или менее разветвленным стеблем высотой от 50 до 100 (реже до 150-200 см), железисто-волокнистым (стебель покрыт железистыми шипиками или рассеянными точечными железками), обычно чуть красноватого оттенка; стеблей обычно несколько.
Подземные органы солодки состоят из короткого толстого многоглавого «материнского» корневища, а также многочисленных подземных горизонтальных побегов — столонов, несущих на себе почки, из которых могут развиваться «дочерние» растения; горизонтальные и вертикальные столоны и корневища образуют переплетающуюся многоярусную сложную сеть, укрепленную в почве углубляющимися на значительное расстояние многочисленными придаточными корнями. Корни солодки голой могут пробиваться через почвенные пласты, проникая на глубину до 6-8 метров и достигая часто уровня грунтовых вод. Последнее обстоятельство является одним из важнейших факторов успешного развития популяций этого удивительного растения.
Надземные побеги отходят как от главного корневища, так и от многочисленных горизонтальных, вертикальных и наклонно расположенных столонов и корневищ, в результате чего отдельное растение проявляет способность вегетативно разрастаться на площади в десятки квадратных метров, оставаясь при этом единым организмом, что наталкивает на мысль о сходстве некоторых специфических механизмов биорегуляции этого вида с аналогичными у грибов, способствующими образованию мицелия из переплетения гиф, подобно «подземным», точнее внутрипочвенным, «островам».
Листья, умеренно покрывающие стебли, очередные, непарноперистые (непарноперистосложные), длиной от 5 до 20 см, с девятью-семнадцатью плотными эллиптическими или яйцевидными, продолговато-яйцевидными, реже ланцетовидными листочками, блестящими и слегка клейкими от обилия железок.
Цветки собраны в длинные, довольно рыхлые (негустые) гроздевидные пазушные соцветия-кисти длиной 5-12 см на довольно длинных (3-7 см) цветоносах. Цветоносные побеги исходят только из пазух верхних листьев. Обоеполый цветок образован острозубчатой маленькой чашечкой и розово-фиолетовым или беловато-фиолетовым венчиком. Зигоморфный (неправильный) мотыльковый венчик состоит из пяти лепестков — самого верхнего (флага), двух боковых (крыльев) и двух нижних, более или менее сросшихся «лодочкой». Цветение наблюдается в различных регионах или с июня по июль (начало цветения в отдельные годы может приходиться на май), или с мая по июнь. Созревание семян (плодоношение) происходит соответственно в сентябре или августе. Плод — продолговатый удлиненный сплющенный одногнездный железисто-волокнистый, усаженный мелкими железистыми шипами или голый, серповидно-изогнутый или, реже, прямой боб (длиной от 15 до 35 мм), включающий от одного до восьми семян.
Семена блестящие, почковидные, в диаметре около 3-5 мм, буроватые или серо-зеленые.
Распространение
В Украине солодка голая спорадически встречается на солонцеватых местах, глинистых и песчаных приморских склонах, ракушечниках, в степях Приазовья, изредка в Крыму, на территории Донецкой, Одесской, Николаевской, Херсонской и Запорожской областей.
За пределами Украины солодка голая встречается иногда в Южной и Восточной Европе, в частности на влажных травянистых почвах в Дунайской низменности, чаще вдоль берегов Дуная, на дне неглубоких оврагов и на береговых склонах. Преимущественно распространена в поймах и долинах рек в степных и полустепных районах Казахстана и Средней Азии, а также в Дагестане. Для местообитаний солодки характерно сочетание двух основных факторов — достаточно высокого уровня грунтовых вод в сочетании с периодическим заливанием водой весной и летом. В связи с этим растение можно встретить в руслах и по берегам высохших рек, маловодных ручьев (или арыков в Средней Азии).
Солодка голая предпочитает равнинные междуречья, хотя ее можно встретить и в углублениях рельефа горных склонов, низинах и впадинах. В тех горных местностях, где растения могут достигнуть корнями грунтовых вод, популяции солодки временами поднимаются до высоты 2000 м над уровнем моря.
Другие ботанические виды Glycyrrhiza L., применяемые в медицине:
1. G. hirsuta Pall (синоним - G. glandulifera Waldst. et Kit. — солодка жестковолосистая) встречается изредка в степных районах.
2. G. kоrshinskyi Grig.- солодка Коржинского, встречается в южных областях западной Сибири и Казахстане.
3. G. uralensis Fisch.- солодка уральская, распространена преимущественно в степных, лесостепных и пустынных районах Восточной и Западной Сибири, Восточного и Южного Казахстана, в Китае, а также в горных системах Алтая, Памиро-Алтая и Тянь-Шаня.
По химическому составу 3 перечисленных ботанических вида практически идентичны (отличия лишь в процентном соотношении основных веществ) и применяются аналогично. Имеются также незначительные отличия в деталях строения плодов, соцветий и отдельных цветков.
Применение в народной медицине
В восточных традиционных медицинских системах корень солодки использовался не только для лечения заболеваний желудка (в том числе и язвы желудка), заболеваний легких (бронхита и даже туберкулеза), включался в сборы для лечения ревматизма, импотенции, нефрита, но и назначался пожилым людям и старикам в качестве омолаживающего, продлевающего жизнь средства [1, 2]. В древней гериатрии это растение занимало особое место.
В тибетской медицине, в том числе в монгольской и бурятской ветвях тибетской медицины, корни и корневища shing-mngar (тибетское название солодки уральской) использовались и поныне используются в качестве противовоспалительного, мочегонного и отхаркивающего средства при язвенной болезни желудка, заболеваниях сосудов, атеросклерозе, при некоторых заболеваниях почек и мочеполовых путей, артрите и ревматизме, укусах ядовитых змей (в качестве противоядия), бронхиальной астме, крупозном воспалении легких, кашле и т. д. Известно, что водный отвар корней солодки использовался в тибетской (а также китайской и японской) медицине при пищевых отравлениях, в первую очередь при отравлении грибами. (В современной медицинской практике также встречаются рекомендации к применению солодки при различных отравлениях [В. М. Сало, 1975].)
Кроме того, некоторые препараты тибетской медицины, в состав которых входит солодка уральская («диг-да-ши-тан» и другие препараты), обнаруживают специфическое действие на систему крови (в частности, на свертываемость крови) и применяются в тибетской медицине при так называемых «болезнях крови» и «болезнях сосудов» (соответственно классификации, принятой в литературе по тибетской медицине и исходящей из иных, отличных от принятых официальной западной медициной, основополагающих принципов) [3].
В Индии корень солодки широко использовался при лечении некоторых глазных болезней и даже для улучшения зрения (здесь, видимо, имеет место эффект улучшения функционирования различных систем организма, в том числе кровеносно-сосудистой и нервной, под воздействием приема соответствующих препаратов; в этом случае скорее терапевтический эффект наступал в результате общего улучшения состояния больных, а не носил какой-либо прямой связи между действием биологически активных веществ солодки и органами зрения пациентов).
В традиционной корейской медицине, как и в китайской, корни и корневища солодки также наиболее часто встречаются в рецептурных прописях, составляя их своеобразное «ядро»; лишь на втором и на третьем местах по степени встречаемости в рецептах идут соответственно Ophiopogon japonicus и Panax ginsеng.
Корейские рецепты, включающие в свой состав порошок из корней и корневищ солодки, применяются преимущественно при лечении туберкулеза, различных нервных заболеваний и сахарного диабета.
В болгарской народной медицине также имеется эмпирический опыт применения «сладких корней»: отвар корневищ и корней используется при затрудненном мочеиспускании, проявляющемся вследствие различных заболеваний, например аденомы предстательной железы. По всей вероятности, положительный эффект в этом случае обусловлен содержащимся в лекарственном сырье -ситостерином, получившим в официальной медицине заслуженное признание в качестве действенного средства для лечения аденомы предстательной железы.
В японской традиционной медицине популярность солодки почти такая же, как и в китайской или корейской медицине. Из высших растений ее опережает лишь Rehmannia glutinоsa (которую, в свою очередь, «обогнал» гриб Pachyma hoеlen, паразитирующей на корнях сосны); женьшень отстает от солодки на одну позицию в перечне кумулятивных индексов.