Чувство слуха и слуховые нервы очищаются повторением мантры. Зрение и зрительные нервы очищаются созерцанием янтр и мандал. Чувство осязания и осязательные нервы очищаются применением бхасмы в сочетании с анга нйасой и кара нйасой. Чувство обоняния и обонятельные нервы очищаются пранаямой,
и чувство вкуса и вкусовые нервы очищаются постом и саттвической пищей.
Однако, очищение через таттва шуддхи не следует понимать в смысле физической чистоты. Это лишь для тех, кто не может понять большего. Тантра придает большое значение чистоте на грубом, тонком и причинном уровнях ума. Физическая чистота связана только с грубым телом и не может привести ищущего к
высшим измерениям.
Помимо грубого тела существует несколько других тел или планов существования, связанных со скрытыми слоями ума. Последние подвержены влиянию самскар, которые творят санкалпу и викалпу (мысль и противоположная мысль) сознательного ума. Любая дисгармония на этих уровнях
немедленно передается в соответствующие тела. Подобно тому, как физическая болезнь возникает вследствие невнимания к телу, существуют тонкие и причинные "болезни", которые развиваются в сукшма и карана шарире из-за невнимания к тому, каким образом мы чувствуем, думаем, реагируем и взаимодействуем с жизнью.
Мы научились противостоять физической болезни, но как мы собираемся иметь дело с недомоганиями, которые относятся к другим измерениям нашего существования? Эти недомогания тонки и проявляются косвенным образом. Они ощущаются только как страхи, тревоги, неврозы, психозы, депрессии, гнев и
разочарование. Воздействие этих эмоций затрагивает не только сознательный план, но и более глубокие уровни ума и тела.
Поскольку они неосязаемы и неуловимы, мы не можем найти для них постоянного лекарства; поэтому они накапливаются и постепенно приводят в расстройство всю нашу жизнь и личность.
Тело есть продолжение ума. Трудно определить границы тела в отношении к уму, так как они тесно взаимосвязаны. Это создает взаимозависимость. Они влияют друг на друга. Таким образом, большинство болезней являются по своему характеру психосоматическими или сомопсихическими. В конечном счете
последствия психических расстройств отражаются на уме, а ментальные расстройства вызывают физические заболевания.
Так как ум является руководящим фактором по отношению к телесным функциям, то необходимо стремиться к очищению так же, как на физическом. Именно в уме зарождается и взрастает микроб или вирус немощи. Поэтому, говоря об очищении, мы должны прежде всего стараться понять его в отношении к
различным уровням ума. В этой связи давайте постараемся понять, что такое ментальное очищение. Является ли это просто привитием добродетельных качеств, таких как сострадание, милосердие, правдивость и т.д. или существует очищение ума, которое превосходит даже эти добродетели?
В объяснении этой теории тантра отстоит от других философий. Тантра полагает, что никакие мысли или действия не являются нечистыми сами по себе. Нечистота состоит в ошибочном восприятии и суждении. О добре и зле следует судить, исходя не из предрассудков капризного общества, но на основе
метафизических истин. Личная садхана дает возможность понять, что такое нечистота в действительном смысле, и как ей противостоять.
Без очищения на тонких уровнях ума невозможно достичь высших состояний осознания, так как ум, ослабленный мыслью/противоположной мыслью, никогда не может достичь целенаправленности и концентрации. Эти кол****ельные тенденции ума могут быть исправлены гармонизацией потока
праны в теле или отделением интеллекта и эго от сознания, когда вы становитесь одновременно и познающим, и свидетельствующим или сакши.
Свами Сатьянанда Сарасвати