Привожу статью "Автостопом по Европам" с сайта www.webplanet.ru с некоторыми поправками. Мы со Штенкой иногда успешно пользуемся услугами www.hospitalityclub.org , о чем уже где-то здесь писали. Правда в Индии икать такое жилье не приходилось. Да и при тамошних ценах на жилье не имеет смысл кого-то парить и самому париться. Этот способ поиска жилья больше подходит для Европы. Кроме того, я бы не рекомендовал его одиноким девушкам, путешествующим по Азии.
«Много места не занимаю, отблагодарю чем смогу». Такие сообщения публикуют в Интернете туристы, ищущие бесплатный ночлег на время путешествия.
Коучсерферы, или "путешественники по диванам", появились в результате огромного желания молодых людей путешествовать и общаться в мире, ставшим более доступным благодаря массовым коммуникациям. Осталась одна, последняя, граница – финансовые возможности отдельно взятого индивида. В ответ на эту проблему появились сайты, объединяющие людей и поддерживающие их в желании сделать путешествие доступнее и интереснее.
Первые диваны
Один из первых крупных сайтов, посвященных коучсерферам - www.hospitalityclub.org, был основан 6 лет назад студентом Файтом Кюе (Veit Kuehne). Он взялся развивать сферу обмена культурным опытом через путешествия.
За 4 года функционирования hospitalityclub.org число зарегистрированных участников на сайте выросло с 1300 до 200.000. Как говорит сам Кюхне, сайт существует на средства от рекламы студенческих программ обмена, дешевых авиабилетов и т.п. Также Кюхне помогают добровольцы.
Другой крупный сайт www.couchsurfing.com организовал Кейси Фентон (Casey Fenton), который, якобы, не захотел присоединиться к Кюхне. В сети много противоречивой информации о Фентоне, но разные источники сходятся в одном: в том, как он пришел к решению сделать свой сайт. Однажды Фентону удалось купить дешевый билет в Исландию, но остановиться в незнакомой стране было негде. Тогда он решил воспользоваться Интернетом, чтобы найти студентов в Исландии, готовых приютить его на несколько дней. Разослав 1500 писем, он получил большое количество откликов.
Сайт couchsurfing.com работает за счет взносов участников. В сложных ситуациях нехватки ресурсов, участникам пишут спецписьма с просьбой о помощи. Так, недавно благодаря 6000 своим пользователям сайт смог собрать 8000 долларов.
Give and take по-западному
За прошедшие годы появилось большое количество ресурсов для серферов. У каждого есть свои специфические особенности, вот некоторые из них:
The Hospitality Club - очень милое описание деятельности клуба. Есть система поиска по странам и городам. Сайт не только на английском, есть даже версия сайта на китайском.
Couchsurfing project - удобная система поиска вписки по странам, профайлы пользователей с фотографиями.
Place2stay.net - отдельные кнопки поиска по странам и городам, но поиск доступен только зарегистрированным пользователям. Вообще все разделы сделаны только для зарегистрированных посетителей.
Globalfreeloaders.com - много отзывов участников. Здесь сразу просят не регистрироваться, если человек не уверен, что сможет сам принять гостей в ближайшие 6 месяцев.
Как можно заметить, большинство сайтов коучсерферов очень трепетно относятся к регистрации. Они пытаются получить максимум информации об участниках, а пользователи оставляют свои отзывы о конкретных людях и рекомендации. Это вполне понятно: ведь не хочется нарваться в чужой стране на каких-нибудь жуликов. Тем не менее, надо помнить, что серфер обладает лишь косвенной информацией о принимающей стороне, не более. Вопрос безопасности решается самостоятельно и на месте - то есть сервис не дает гарантий, что путешественник вернется домой цел и невредим.
Наследие коллективизации
В российском Интернете коучсерфинг в виде отдельных сервисов не особенно развит. Вероятно, это связано с тем, что в XX веке жителей нашей страны вообще не особенно выпускали за рубеж. И хотя "железного занавеса" уже нет, индивидуальный туризм "без четкого плана" все равно еще не стал массовым явлением. За рубеж россияне в основном ездят коллективными турами с фиксированной программой: отель, автобус, достопримечательность, автобус, отель.
Поэтому в Рунете скорее можно увидеть более простые информационные ресурсы - в первую очередь, рассказы туристов. Кроме того, развиваются сервисы для поиска попутчиков.
Есть такие сервисы и без привязки к турсайтам. У проекта Довезу!ru, который позволяет находить попутчиков для передвижения по городу на автомобилях, в этом году появился брат-близнец Махнем!ru, где можно найти попутчика для более дальних путешествий. Правда, и здесь анкеты не блещут деталями. Остается верить коротким самохвалилкам типа «Не курю, не треплюсь, дешевыми духами не душусь. сижу и украшаю пространство своим присуЦтвием)) время обсуждаемо!»
Блог - лицо туриста
Зато в "Живом Журнале" можно получить более развернутую информацию и о попутчиках, и о тех, кто готов "предоставить диван". Большинство участников ЖЖ-комьюнити имеют свои блоги, которые ведутся уже долгое время и являются своего рода "визитной карточкой". А из дневника о человеке можно узнать гораздо больше, чем из стандартной анкеты. Вот некоторые из таких ЖЖ-сообществ:
Сообщество Вписки поможет вам найти место на ночь в чужом городе - а может, и не поможет. Как пишут организаторы сообщества, «просто так, за красивый юзерпик, никто вас, незнакомых, к себе домой не позовёт, ведь верно?» Предлагаемый выход – «надо просто, честно и доходчиво обосновать, почему от того, что тебя приютят на ночь, хозяин не только не потеряет (нервные клетки, например), но и очень даже выиграет». На зарубежных сайтах коучсерферов немыслимо найти подобные сентенции.
В сообществе Взаимопутешествия также помогают найти вписку и компанию. Сообщения пишут, например, такие: «Мы - две жызнерадостные девушки из Киева (возвраст:22). Едем в Питер за новыми впечатлениями и знакомствами. В общении не напряжные...Предполагаем целый день бродить по городу. Пристанище нужно только на ночь. Имеются спальники - спать можем где-угодно на полу. Сами то туристки-пешеходницы, а потому в быту не прихотливые».
Есть и такое сообщество, где организаторы позиционируют себя помощниками не в поиске ночлега, а в connecting people. Здесь оставляют сообщения с тем, чтобы найти нового знакомого в незнакомом городе, «с кем можно встретиться, погулять и посмотреть все самое интересное, что не удалось бы найти в путеводителях». Совет тоже будет оценен, говорят авторы сообщества.
Конечно, подобные блоговые или форумные сообщества не очень удобны для коучсерфинга: в них зачастую очень трудно проводить поиск, поэтому приходится следить за всеми свежими обновлениями. С другой стороны, в таких "хаотичных" площадках есть свой плюс: они, как правило, не коммерциализированы. А что до поиска - так лучшими друзьями все равно чаще становятся те люди, которых выбрал сам, а не те, кого преподнес на тарелочке поисковый робот "специального сервиса".
www.webplanet.ru