Началось с того, что очень захотелось картофельного пюре. Объяснять это хозяевам лоджа не было смысла и я, допив остатки «минеральной» воды, отправился к дому, где часом раньше заметил женщину с подойником. Услышав слова «дутх» и «пайса», она виновато посмотрела на выводок детишек, вздохнула и не пролив ни капли заполнила литровую бутылку процентов на 80. Больше у неё не было. Я протянул сто рупий. На вопросительный ОКей женщина утвердительно кивнула головой.
От вкуса ячьего молока я ожидал большего, но и его было достаточно, чтобы превратить варёную картошку в симфонию. Предпочтя далбат и всякие панкейки с яичницами, товарищи поглядывали с завистью. Пришлось поделиться. Попробовав, Янка – ветеринарный врач по образованию – решила принять участие в утренней дойке.
Мы пришли в 6-00, как раз вовремя. Нам были рады.
Но не все. Женщина приветливо улыбнулась, чего не скажешь о лохматой черной ячьей маме (самка яка, она же нак, хотя молоко дает вовсе не начье). Та наотрез отказалась подпускать к себе белую женщину. Вторая, коричневой масти с белыми пятнами и шерстью покороче, согласилась. Мы осмелились предположить, что, чем короче у яков шерсть тем больше в них коровьей крови и покладистей характер.
От двух «якинь» хозяйка получила примерно 2,5 литра молока. Совецкие козы давали больше. Мы попросили литр. Янка ничего не взяла за работу, отдав за бесценный опыт дополнительный полтиник.
При дойке фэмэйл яка дипломированным российским специалистом были отмечены следующие недостатки:
- вымя моется холодной (надо теплой) водой и недостаточно тщательно
- не проводится массаж вымени
- длинная шерсть не закалывается и мешает дойке
- молоко не фильтруется.
Из положительных моментов налицо следующий:
- парное молоко вкусно фантастически.
До пюре наша часть утреннего надоя не дожила. Компания пряталась от холода в теплой кухне. Бутылка с молоком была встречена аплодисментами. Пока товарищи делили бесценную жидкость, я осматривал окрестные полки. Внимание привлекло нечто экстравагантное. Один его край засох и покрылся трещинами. Во втором мыши прогрызли нору. Третий был украшен плесенью всех цветов радуги. Четвертого не было видно и воображение рисовало совсем уж невообразимое.
Предвкушая новое открытие, я взял это с полки вместе с подносом, поставил перед собой на стол, приблизил к нему нос и вдохнул полной грудью. Оно оказалось сыром.
При таком виде, что и говорить о запахе продукта, немедленно отразившемся на моем лице! Заметив восторг, от края противоположного мышиной норе хозяева в рекламных целях откололи кусочек. Вкус оказался такой, что если бы им наполнить головку видом поаккуратнее и предложить в приличный московский ресторан, шеф-повар дал бы не меньше 1000 рублей за кило. Я поинтересовался ценой. Оказалось 1000 рупий. Ого! В Лантанге ячий сыр стоит всего 300. Наверное, швейцарские благотворители, снабдив сырными минизаводиками легкодоступные районы к северу от Катманду, про долину Нупри забыли.
– Берите эту, новая стоит 2000.
Скрипя сердцем, я отказался и от старой. Судя по цене, этот сыр был не местный.
Но вернемся к молоку.
Итак, в буддистском районе на высоте более 3000 метров, ячье молоко – продукт весьма редкий на нашей планете – стоит 100 рупий или 40 российских рублей. И это для туристов.
Спустившись с гор, мы поселились в деревне Маджукуна на берегу озера Бегнас, где растут манго, бананы с мандаринами, кофе, нет яков, зато полно буйволов. После горной аскезы, сознание и подсознание полнится кулинарными идеями и вдоволь накупавшись за два дня, на третий мы решили ответить на вкуснейший местный далбат нашими русскими блинами. Добывать молоко была послана Янка. Я вызвался проводником.
При тех же технологических недостатках (исключая грубый фильтр), вечерний надой составил 2,5 литра. За такой показатель даже отечественной корове светил бы мясокомбинат. Буйволица же чувствовала себя весьма уверенно. Её хозяева – брамины по касте – пять раз переливали молоко из сосуда в сосуд, пытаясь усыпить янкину бдительность, потом заполнили нашу бутылку на ¾ и потеряв надежду (напряглись они не на шутку) спрятаться от всевидящего янкиного ока, решились долить воды, но были вовремя остановлены. За ¾ неразбавленного буйволиного молока нам было предложено заплатить 250 (двести пятьдесят) непальских рупий.
От шока мы даже не торговались.
Возникают вопросы.
Брамины на самом деле такие барыги, и у гурунгов или низкокастовых молоко было бы дешевле?
Или оно действительно столько стоит? Причем кёрд (простокваша) и буйволиное масло стоят примерно как наши деревенские коровьи аналоги.
Пьют ли правоверные индуисты коровье молоко, или священное животное совсем никак не эксплуатируется?
Какова вообще культура потребления молочных продуктов на Индийском субконтиненте?
Заранее благодарен за ответы или ссылки.