Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Вся Индия › Обязательный обратный билет

Карма 184
9.09.2008
JNB
А мне все талдычат, что Индия и Россия - лучшие друзья.

Не то чтобы в тему, но было интересно прочитать - история почти вечного конфликта в Кашмире (маленькое уточнение к статье по теме: война Китая с Индией в Кашмире в 1959-1961 (точнее, наступление Китая на Индию) прекратилась из-за давления СССР на Китай, т.к. Индия заявила о дружбе с СССР :)

С 1947 года индо-пакистанский конфликт в Кашмире остается наиболее значимым узлом противоречий в отношенйиях двух ядерных государств: Индии и Пакистана. Именно поэтому в Южной Азии длительное время сохраняется напряженная обстановка. Корни конфликта уходят в давние времена.

Слушатель вечернего отделения факультета "Международные отношения" Дипломатической академии МИД России Степук Владимир Александрович

«ИНДО-ПАКИСТАНСКИЙ КОНФЛИКТ В КАШМИРЕ (1947-2007)»

Исторические корни конфликта.

В начале первого тысячелетия до н. э. Кашмир, как и вся северная Индия, заселился индоарийскими племенами. Именно они дали начало самым крупным народам Кашмира – кашмирцам и дограм. Причем именно кашмирцы из-за труднодоступного положения их горных долин и замкнутого образа жизни считаются народом, сохранившим в наибольшей степени черты и обычаи первых арийских поселенцев в Индостане. В те времена практически все местное население составляли индуисты.

Во время правления в Индии императора Ашоки (III в. до н. э.)[2] в долины Кашмира проникает буддизм. Район Ладакха становится одним из основных буддистских центров Индии, однако в это время и индуизм еще сохранял здесь сильные позиции. Расцвет индуистского Кашмирского царства относится к VII—VIII вв. н. э. Правившие в это время династии объединили под своей властью всю территорию Кашмира, за исключением Ладакха, где до IX в. властвовали тибетцы.

В VIII в. недалеко от Шринагара был построен знаменитый храм бога солнца Сурьи.

С тех пор и до нашего времени кашмирские брахманы (наследственные священнослужители) считаются самой высокой кастой. Они сыграли в истории Индии весьма заметную роль, так как всегда занимали высокие духовные и светские посты. Ярким примером является долго правившая в Индии семья Неру – Ганди, происходящая из среды кашмирских брахманов.

После завоевания Индии мусульманами кашмирские брахманы разработали для новых властителей страны язык урду на основе персидского и санскрита. Теперь урду является государственным языком Пакистана и официальным языком индийского штата Джамму и Кашмир. В настоящее время насчитывается более 500 тыс. кашмирских брахманов (из которых более 100 тыс. – в Кашмирской долине), составляющих 138 эндогамных семей, расселенных по всей территории Индии, где они до сих пор имеют большое влияние.

Но позже кашмирским индуистам пришлось отступить из-за вторжения воинственных племен с запада. В 1346 г. власть перешла к военачальнику Ринчину – уроженцу Ладакха. Будучи буддистом по вероисповеданию, он решил принять веру большинства своих подданных, однако спесивые кашмирские брахманы отказались посвятить его в индуизм. Тогда Ринчин обратился с аналогичной просьбой к мусульманским улемам и принял ислам.

В то время ислам уже был широко распространен на территории Кашмирского царства[3]. Многовековое противоборство индуизма и буддизма значительно ослабило устои этих религий и дискредитировало их в глазах верующих. Поэтому проповедь известного в регионе с VII в. ислама, с его эгалитаризмом и неприятием кастовой системы, нашла большой отклик в широких слоях кашмирского общества.

Под властью мусульманских правителей Кашмира находились только его северная и центральная части, что же касается юга (провинция Джамму), то здесь сохранилось господство князей – индуистов из народности догра. Ислам на юге не закрепился, и здесь целиком сохранил свое влияние индуизм. Восточная, труднодоступная часть современного Кашмира – провинция Ладакх – лишь номинально признавала господство султанов Кашмира. Местные князья сохраняли буддизм и поддерживали активные торговые связи с Тибетом. Именно в этот период формируются этнические, культурные и религиозные различия между провинциями Кашмира, служащие до сих пор основным источником напряженности в регионе.

В Кашмире утвердилась власть догров. Англичане, используя принцип «разделяй и властвуй», поставили индуистских правителей над мусульманским населением, посеяв тем самым семена жестокой вражды между будущими преемниками власти Англии на субконтиненте – Индией и Пакистаном.

В начале XX века в Кашмире против мусульман был принят целый ряд дискриминационных законов, низводящих их на положение людей «второго сорта». Был ограничен их прием на государственную службу, в особенности на командные посты в администрации и армии. Переход в ислам представителей других религий (особенно индуистов) стал караться конфискацией имущества. Особенно унизительным для мусульман был закон, согласно которому за убой собственной коровы они подвергались десятилетнему тюремному заключению. Все это вызывало недовольство широких масс мусульман княжества правлением раджей-индуистов. В 1931 г. мусульмане подняли восстание, жестоко подавленное махараджей. В 1932 г. шейх Абдулла основывает первую политическую партию Кашмира – Мусульманскую конференцию, которая с 1939 г. стала называться Национальной конференцией Джамму и Кашмира[4].

Начало индо-пакистанского конфликта. Сразу после Второй Мировой войны, когда скорый уход колониальной администрации из тогда ещё единой Британской Индии стал почти очевиден, остро встал вопрос о будущем сосуществовании приверженцев двух основных религий Индии – индуизма и ислама. Следует заметить, что признак вероисповедания был одним из наиболее действенных инструментов британского колониального управления, проводившегося в соответствии со старым, хорошо известным принципом «разделяй и властвуй». В частности, выборы в законодательные органы Индии в 30-40-е годы проводились по куриям, образованным в зависимости от конфессиональной принадлежности.

Этот конфессиональный принцип, так поддерживавшийся Лондоном, значительно подогревал исторические противоречия, существовавшие между мусульманами и индусами со средневековых времён. Даже национально-освободительное движение, единое в общем стремлении поскорее добиться независимости, было оформлено в рамках двух основных политических партий, стоявших на антиколониальной платформе – Индийского Национального конгресса (ИНК) и Мусульманской лиги (МЛ) – хотя и Конгресс, особенно в первое время своего существования – с 1885 года – насчитывал в своих рядах множество мусульман. К середине 30-х годов в позициях двух этих партий стала отчётливо заметна существенная разница в оценке ими будущего устройства независимой Индии.

Мусульманская лига во главе с Мухаммедом Али Джинной придерживалась т.н. теории двух наций, считая, что в Индии мусульмане и индусы вполне могут именоваться нациями с учётом разного культурно-исторического наследия, и в этой связи необходимо в будущем разделить страну по религиозному принципу для обеспечения раздельного существования столь различных народов. Действительно, такая точка зрения была в известной степени обоснована. Начиная со времени образования в Северной Индии в XI веке первых мусульманских государств и, затем, при утверждении в Индии правления мусульманской династии Великих Моголов (правившей практически до 1857 года) элита общества в большинстве состояла из мусульман – даже разговорным языком высшей знати вплоть до середины XIX века был персидский. Распространение ислама привело к тому, что мусульмане стали составлять едва ли не пятую часть населения Индии и начали ощущать себя достаточно обособленной частью общества.

В 1940 году МЛ открыто поставила вопрос о создании в будущем отдельного государства индийских мусульман. ИНК был в конце концов вынужден был согласиться с этой концепцией, но руководство партии, прежде всего Джавахарлал Неру, всегда выступало против раздела Индии. План предоставления независимости, выработанный под руководством последнего вице-короля Индии лорда Луиса Маунбеттена, предусматривал создание двух государств – доминионов британской короны (впрочем, через несколько лет оба доминиона – Индия в 1950, а Пакистан в 1956 году – отказались от этого статуса). Территории, населённые преимущественно мусульманами, по этому плану отходили

к Пакистану. В состав Британской Индии входило тогда 601 княжество, среди которых были как огромные по территории и населению, такие, как Хайдарабад, Гвалиор, Траванкур, так и совсем малые. Каждому из князей предстояло решить – какому из государств отдать предпочтение, а в спорных случаях волю населения должен был определять референдум. Княжествам надлежало быть объединёнными в провинции и союзы княжеств.

Британская Индия, в состав которой входил Кашмир, получила независимость 14 августа 1947 г.[5] Раздел страны сопровождались чудовищной резнёй на религиозной и этнической почве. Число погибших за несколько недель достигло нескольких сотен тысяч человек. Количество беженцев составило не менее 15 миллионов.

Согласно положениям закона о независимости Индии, она была разделена на два доминиона: Пакистан и Индийский Союз (с 1950 г. – Республика Индия). В основу этого раздела был положен религиозный принцип. Территории с преобладанием мусульманского населения отошли к Пакистану, а с преобладанием индуистского – к Индии. Мусульмане в Кашмире тогда составляли около 80 процентов населения, и, казалось, участь его была предопределена: он должен был стать провинцией Пакистана, но, согласно положениям того же закона, присоединение того или иного княжества к Индии и Пакистану зависело исключительно от волеизъявления его правителя. Правитель Джамму и Кашмира был индуистом и поэтому хотел присоединить свое княжество к Индии.

Справочно.

Перепись населения штата Джамму и Кашмир в 1901 г. во время британской колонизации Индии зафиксировала 2 905 578 жителей. Из них 2 154 695 (74,16%) человек исповедовали ислам, 689 073 человека (23,72%) - индуизм, 25 828 были сикхами и 35 047 – буддистами.Согласно переписи населения Индии 2001 г., население индийской части штата Джамму и Кашмир составляло 10 143 700 человек. Из них: 6 793 240 чел. (66,97%) – мусульмане, 3 005 349 чел. (29,63%) – индуисты, 207 154 чел. (2,04%) –сикхи, и 113 787 чел. (1,12%) – буддисты.

Контролируемая территория Регион Население % мусульман % индуистов % буддистов % другие

Индия

Джамму ~3 млн. 30% 67% – 3%

Кашмирская долина ~4 млн. 95% 4% – –

Ладакх ~0.25 млн. 49% – 50% 1%

Пакистан

Северные области ~0.9 млн. 99% – – –

Азад Кашмир ~2.6 млн. 99% – – –

Китай

Аксай Чин – – – – –

источник: BBC News

Летом 1947 г. последний генерал-губернатор Индии лорд Маунбеттен во время пребывания в Шринагаре пытался склонить махараджу Хари Сингха (1925-1949) к проведению пл****цита среди жителей княжества. Предполагалось, что кашмирские мусульмане выскажутся за присоединение к Пакистану, однако махараджа уклонился от предложения лорда. Уже в октябре 1947 г. спор о будущем Кашмира перерос в прямой вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном. Началось все с того, что 20-21 октября 1947 г. пакистанское правительство спровоцировало выступление против княжества Кашмир пограничных пуштунских племен афридиев, юсуфзаев и масудов, которые позднее были поддержаны регулярными войсками Пакистана[6]. Эта провокация имела двойную цель: во-первых, правительство Пакистана могло снять с себя ответственность за вторжение в княжество, сначала переложив основную вину на племена, которые якобы невозможно контролировать; во-вторых, ослабить пуштунское движение за создание отдельного от Пакистана государства Пуштунистан. Уже через четыре дня после начала вторжения пуштуны были в нескольких километрах от Шринагара. Махараджа обратился за помощью к Индии. 27 октября 1947 г. индийская сторона ответила Пакистану переброской имевшихся вооруженных сил в район военных действий и высадкой своего авиадесанта в Шринагаре. На оказавшихся под контролем Пакистана территориях Кашмира были созданы две области этого государства: Азад Кашмир и Северные Территории.

К 1 января 1949 года боевые действия были прекращены, а в августе под эгидой ООН была установлена Линия прекращения огня и Кашмир оказался разделённым на две части – подконтрольные, соответственно, Индии и Пакистану. Под пакистанский контроль попало 77.5 тыс. кв. км - без малого половина княжества. Несколько резолюций ООН (21 апреля и 13 августа 1948 и 5 января 1949 года) призывали стороны к выводу войск и проведению пл****цита, однако ни Индия, ни Пакистан не пожелали вывести свои части, заявляя об оккупации части Кашмира противоположной стороной. Вскоре Азад Кашмир фактически вошёл в состав Пакистана и там было образовано правительство, хотя, разумеется, Индия не признаёт этого и на всех индийских картах эта территория изображена индийской. (СССР с самого начала считал Азад Кашмир незаконно оккупированной территорией Индии, в отличие от США, которые заявляли о «нерешённой проблеме», в целом, однако, поддерживая Пакистан). В 1956 году, после принятия закона о новом административном делении страны, Индия предоставила своим кашмирским территориям статус штата Джамму и Кашмир. Летней столицей штата остался Шринагар, зимней стал город Джамму. Линия прекращения огня превратилась де-факто в границу.

Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы в этом районе. Политические подходы Индии и Пакистана к кашмирскому вопросу сохранились неизменными и несовместимыми.

Вторая война Пакистана и Индии 1965 года. Формально конфликт 1965 г. начался из-за неопределенности пограничной линии в районе Качского Ранна на южном участке совместной границы Индии и Пакистана, но вскоре пламя войны перекинулось на север, в Кашмир. Военные действия длились меньше года, но велись с применением современного по тем временам оружия.Война фактически ничем не кончилась – как только начались муссонные дожди и Качский Ранн стал непригоден для передвижения бронетехники, бои затихли сами собой и при посредничестве Великобритании было достигнуто прекращение огня. (Впрочем, уже тогда обозначился перевес Индии, которая понесла почти вдвое меньшие потери). Послевоенные переговоры были проведены в 1966 году в СССР, в основном в Ташкенте.

Третья война 1971 года.

В 1970 г. правительство Индии ставило вопрос о Кашмире уже в плане освобождения «незаконно оккупируемой» Пакистаном части территории индийского штата Джамму и Кашмир, а в Пакистане к этому времени вновь стали брать верх сторонники военного решения кашмирского вопроса. При этом на случай возникновения вооруженного конфликта с Индией Исламабад делал ставку на западнопакистанскую группировку войск, которой предстояло нанести удары по позициям противника с целью отрезать Джамму и Кашмир от остальной индийской территории и нанести, таким образом, Дели военное поражение.

В марте 1971 года начались волнения в Восточном Пакистане, которые пакистанская военщина стала подавлять самыми жестокими мерами, начав в этой части страны настоящую бойню. Разгоревшийся гражданский конфликт унёс за несколько месяцев больше миллиона жизней бенгальцев. Почти десять миллионов беженцев перешло в Индию, часто за ними вслед через границу проникали пакистанские войска. Пограничные столкновения на границе Восточного Пакистана переросли в третью, самую крупную, индо-пакистанскую войну 3-17 декабря, которая окончилась капитуляцией 93-тысячного пакистанского контингента в Восточном Пакистане, отторжением от Пакистана этой провинции и провозглашением там независимого государства Бангладеш. Бои шли и на западном фронте, хотя там, несмотря на ожесточённость и высокую интенсивность военных действий, ни одной из сторон не удалось добиться решающего успеха. Летом 1972 года в городе Шимла в Индии главы обоих государств подписали соглашение, которое закрепило результат войны и согласно которому стороны обязались впредь разрешать все спорные вопросы мирным путём. Согласно соглашению, в Кашмире была установлена Линия контроля, почти совпавшая с Линией прекращения огня 1949 года.В начале декабря 1971 г., когда кризис на субконтиненте вошел в фазу вооруженного конфликта как на востоке, так и на западе, генсекретарь ООН К.Вальдхайм представил Совету Безопасности доклады о положении на линии прекращения огня в Кашмире, основанные на информации главного военного наблюдателя. 7 декабря ГА ООН приняла резолюцию 2793 (XXVI)[7], призвавшую Индию и Пакистан «принять меры для немедленного прекращения огня и отвода войск на собственную сторону границ». На момент завершения военных действий (на западном фронте 17 декабря 1971 г.) поражением Пакистана, последний оккупировал примерно 50 кв. миль в секторе Чамба, контролируя коммуникации штата Джамму и Кашмир, а также участки индийской территории в Пенджабе. Индия захватила около 50 пакистанских постов к северу и западу от линии прекращения огня и ряд участков пакистанской территории в Пенджабе и Синде. 21 декабря после длительных консультаций со всеми заинтересованными сторонами СБ ООН 13-ю голосами при двух воздержавшихся принял резолюцию 307 (1971), в которой потребовал, «чтобы прекращение огня строго соблюдалось до вывода всех вооруженных сил на свои территории».

28 июня - 3 июля 1972 г. в г. Шимле состоялись переговоры между премьер-министром И.Ганди и президентом З.А.Бхутто. В подписанном сторонами соглашении определялись перспективы отношений между Пакистаном и Индией. Была зафиксирована «решимость» правительств двух стран положить конец конфликтам, приложить усилия для установления дружеских и гармоничных взаимоотношений и прочного мира на субконтиненте. Что касается Джамму и Кашмира, то была достигнута договоренность уважать линию контроля, образовавшуюся в результате прекращения огня 17 декабря 1971 года. Предусматривался также отказ обеих стран от применения силы с целью изменения этой линии. Это, однако, не снимало кашмирский вопрос с повестки дня, о чем свидетельствовала оговорка: «без ущерба для признания позиции каждой из сторон». При этом следует отметить, что трудности, мешавшие улучшению индийско-пакистанских отношений после заключения Шимлского соглашения[8], были связаны с различным толкованием сторонами его положений. Если, с точки зрения Дели, оно предусматривало урегулирование споров исключительно на двусторонней основе, то Исламабад по-прежнему считал возможным привлечение к этому процессу третьих стран и международных организаций. Пакистан, добиваясь ликвидации последствий войны, настаивал на поэтапном подходе к проблемам двусторонних индийско-пакистанских отношений, начиная с Кашмира, в то время как Индия стремилась к их комплексному решению.

Процесс демаркации линии контроля в Джамму и Кашмире и взаимного отвода войск завершился в декабре 1972 года. Дипломатические отношения между Индией и Пакистаном были восстановлены лишь в мае 1976 года. Этому предшествовали трехсторонние (с участием независимой Бангладеш) и двусторонние переговоры, направленные на нормализацию межгосударственных отношений. К маю 1974 г. в целом была завершена репатриация из Индии пакистанских военнопленных и гражданских лиц, однако проведенный Дели в том же месяце взрыв ядерного устройства привел к очередному обострению отношений, выразившемуся в возобновлении перестрелок на линии контроля. Напряженность возросла также в связи с утверждением Пакистаном в августе 1974 г. новой конституции «Азад Кашмира» и передачей в сентябре в административное подчинение пакистанских федеральных властей районов Гилгита, Балтистана и Хунзы. Со своей стороны, индийское правительство заключило в начале 1975 г. соглашение с шейхом Абдуллой, по которому он признавал окончательное присоединение Кашмира к Индии с гарантированными Дели автономными правами штата. Годом ранее, в феврале 1974 г., индийский парламент подтвердил, что Кашмир «был, есть и будет неотъемлемой частью Индии» и что «любым попыткам отделить его от остальной страны будет оказано противодействие с использованием всех необходимых средств».

Война с Китаем.

С конца 50-х годов Пакистан пошёл на быстрое сближение с Китаем, у которого обозначились противоречия с Дели. Стали возникать частые пограничные конфликты за право владения обширной территории Аксайчин («Пустыня белых камней»). Спор завершился только в 1962 г. после перехода этого участка под управление Китая. Вскоре пакистанское руководство начало с китайцами переговоры относительно демаркации границы с КНР в Кашмире, который Индия считала своим. В 1963 году, после подписания пакистано-китайского пограничного соглашения, у Китая оказалась, как полагают индийцы, часть законной индийской территории. Через часть Кашмира, подконтрольную Пакистану, было затем проложено т.н. Каракорумское шоссе, позволившее наладить сухопутное сообщение Пакистана с Китаем. С середины 80-х годов в течение нескольких лет армии сторон почти ежедневно втягивались в авиационные или артиллерийские дуэли на северной оконечности этой же границы – оспаривалась принадлежность высокогорного ледника Сиачим (высота 6 тыс. м) в предгорьях Каракорума.

Как Индия, так и Пакистан, судя по всему, к 1983 году планировали провести операцию по овладению ледником. Направленные в несколько европейских стран индийские эмиссары начали закупки альпинистского снаряжения и спецодежды. Вскоре стало известно об аналогичных закупках, совершавшихся пакистанцами.

Как бы там ни было, индийские военные начали наступление первыми. 13 апреля 1983 года началась реализация операции «Мегхдут», разработанной под руководством генерал-лейтенанта М.Л.Чиббера, одного из наиболее известных индийских военных теоретиков. В течение нескольких дней специально подготовленные группы заняли две трети ледника, оборудовав погранзаставы вдоль хребта Сальторо. Пакистанские части, подошедшие только через полтора месяца, оказались в ряде столкновений не в состоянии выбить индийцев с захваченных ими позиций. Однако они не позволили и индийским частям продвинуться дальше. После того, как и Пакистан установил линию застав примерно в километре от индийской, оба государства получили ещё один участок постоянных стычек и перестрелок. Высокая степень напряжённости сохранялась в районе Сячэня до середины 90-х годов, при этом 1987-88 годы были временем наиболее жестоких столкновений. В боях часто применялась артиллерия там, где это позволяли условия местности, хотя в основном в столкновениях на леднике используется лёгкое и стрелковое оружие и миномёты. Только в одной из таких стычек в горном проходе Билафонд-ла в апреле 1987 года погибло с обеих сторон до 200 военнослужащих. Накал боёв на леднике со временем несколько снизился, но столкновения случаются и по сей день. Последние крупные бои с привлечением артиллерии произошли 4 сентября 1999 года и 3 декабря 2001 года .Боевые действия, которые Индия и Пакистан ведут на леднике, примечательны тем, что это самое высокогорное в мире место боёв – пограничные заставы располагаются зачастую на высоте значительно более 6 000 м. (индийцами на заставе Сонам используется самая высокогорная в мире вертолётная площадка, расположенная на высоте 6 450 м.), а войскам приходится действовать при температурах до -50 градусов и ниже. На леднике с каждой стороны постоянно находится контингент из 3-3.5 тысяч человек. Естественно, войска, дислоцированные в столь тяжёлых условиях, должны иметь соответствующее снаряжение и обладать необходимыми навыками. Индия и Пакистан придают большое значение оснащению своих частей на Сячэне, что влечёт весьма значительные финансовые затраты. По словам Генерального директора службы разведки ВС Индии генерал-лейтенанта Р.К.Сахни, содержание войск в районе ледника обходилось Индии в конце 90-х годов в 350-500 тыс. долларов в день.

Каргильский конфликт.

После того, как в мае 1998 года оба государства продемонстрировали наличие у себя ядерного оружия, многие аналитики по обе стороны границы заговорили о возможной ядерной войне между ними. Тем не менее, в конце 1998 - начале 1999 годов наступила хорошо заметная «разрядка» напряжённости в отношениях Индии с Пакистаном. Индийский кабинет, возглавляемый премьер-министром А.Б.Ваджпаи и их пакистанские коллеги с Н.Шарифом во главе заняли весьма конструктивную позицию. Произошёл активный обмен визитами, состоялось и несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией «оттепели» стала поездка А.Б.Ваджпаи в пакистанский город Лахор на автобусе в связи с открытием автобусного маршрута Дели – Лахор в феврале 1999 года и достижение пакета договорённостей на высшем уровне о взаимном снижении напряжённости (т.н. Лахорская декларация[9]). Пакистан впервые дал согласие на обсуждение кашмирской проблемы вне увязки с остальными спорными вопросами, а Индия, в свою очередь, пошла на создание специальной рабочей группы по урегулированию этого давнего спора.

Все усилия по разрядке обстановки, предпринятые в начале 1999 года, потерпели полное фиаско, когда в мае начался беспрецедентный с 1971 года рост напряжённости в Кашмире. До тысячи боевиков, проникнувших из Пакистана, преодолели Линию контроля в пяти секторах. Без труда отбросив небольшие гарнизоны погранзастав, они укрепились на индийской стороне, взяв под контроль ряд тактически важных высот. Боевиков прикрывала пакистанская артиллерия, ведшая огонь через Линию контроля. Огонь пакистанских батарей очень сильно препятствовал продвижению колонн индийских автомашин, подвозивших подкрепления и боеприпасы, так как пакистанская артиллерия была пристреляна к единственной крупной дороге в этой местности (шоссе Шринагар-Лех).

Примечательно, что когда начались крупномасштабные бои, индийцы совершенно неожиданно обнаружили, что сепаратисты укрепились на хорошо оборудованных позициях, располагали отлично замаскированными и выгодно расположенными огневыми точками, зачастую соединёнными подземными ходами, на сооружение которых был явно затрачен не один день. То есть каким-то образом индийские ВС, МВД и спецслужбы оказались не в состоянии проследить за просачиванием таких крупных банд, их сбором и длительным пребыванием на индийской стороне, хотя повышенная активность на пакистанской стороне в этих местах была отмечена с осени 1998 года. Индия, постепенно бросая в бой всё новые части, к концу мая довела численность войск до десяти бригад сухопутных сил. Основные бои происходили в секторах Каргил, Драс, Баталик и Турток и долине Мушкох на фронте в 46 км. События эти получили название Каргильского конфликта, впрочем, многие наблюдатели предпочитали тогда слово "война". Операция по отбитию захваченных высот была названа «Виджай» («Победа»).

Когда стало ясно, что без авиационной поддержки нанести боевикам поражение не удаётся, впервые с декабря 1971 года в Кашмире были применены силы фронтовой авиации. Индийцы задействовали самолёты МиГ-21, -23 и - 27 под прикрытием МиГ-29. Основной вклад в успешное завершение кампании внесли, вполне естественно, сухопутные силы. Несмотря на то, что зачастую артиллерия и бронетехника оказывались бессильны или вовсе не могли применяться, ряд ключевых пунктов был захвачен в результате фронтальной атаки в пешем строю, при этом не раз отмечались случаи рукопашных схваток. Опыт боёв в этих секторах индийцы получили в декабре 1971 года, когда при примерном численном равенстве с противником и практически без авиационной поддержки на взятие тех же высот им понадобилось всего несколько дней. В 1999 году, однако, индийские войска, имевшие многократное превосходство в силах и средствах, понесли гораздо большие потери, чем в 1971. Вероятно, это можно в известной степени объяснить отличной подготовкой и оснащением боевиков. Едва-едва наладившийся между Индией и Пакистаном процесс ведения переговоров был приостановлен. Вооружённые силы обоих государств были приведены в полную боевую готовность. Индия была готова распространить военные действия на прилегающие территории чтобы снять напряжение в районе Каргила, однако затем всё же воздержалась от пересечения международно признанной границы в Пенджабе, где были сконцентрированы пакистанские войска. В целом, действия индийских вооружённых сил не выходили за Линию контроля, хотя несколько раз самолёты ВВС Индии перелетали её и даже наносили удары по объектам по другую её сторону. Исламабад, невзирая на индийские обвинения в том, что сепаратистские банды базируются на территории Пакистана и фактически направляются руками его военного руководства, всячески отрицал свою причастность к каргильским столкновениям, утверждая, как и прежде, только о моральной поддержке «борцов за свободу». Об этом неоднократно заявляли сам премьер-министр Н.Шариф и министр иностранных дел Г.Айюб Хан, хотя, по многим данным, в боях принимали участие даже регулярные части сухопутных сил Пакистана. Вскоре были получены и прямые доказательства этому – в плен к индийцам попало несколько боевиков, имевших соответствующие документы. К середине июня индийцам удалось, наконец, отбить большую часть высот, однако бандформирования окончательно покинули индийскую территорию только после того, как 12 июля Н.Шариф всё же признал, что они контролировались из Пакистана и санкционировал их отход. С 3 мая по 26 июля потери только войск Министерства обороны Индии составили, согласно официальному отчёту, 474 человека убитыми и 1109 ранеными. Потери частей, подчинённых МВД, например погранвойск, также были значительны. Одна из захваченных сепаратистами высот и после завершения операции «Виджай» осталась вне индийского контроля (т.н. высота 5353). Впрочем, после Каргильского столкновения имели место периоды снижения напряжённости. В мае 2001 года П.Мушарраф в ответ на приглашение посетить Индию дал принципиальное согласие нанести такой визит. Встреча двух лидеров состоялась в индийском городе Агра в 320 км от Дели 14-16 июля. Саммит завершился фактически безрезультатно, поскольку ни одна из сторон не пожелала отойти от своей давно известной позиции по Кашмирской проблеме. Сам факт проведения встречи был уже заметным шагом вперёд, ибо стороны признали возможность вести диалог друг с другом и проявили желание возобновить прерванный переговорный процесс. Но, как показали последующие события, потенциал вражды, накопленный в отношениях Индии и Пакистана, не дал возможности укорениться даже столь малому успеху. По завершении саммита на Линии Контроля немедленно возобновились перестрелки между регулярными частями обеих стран, несколько затихшие после окончания Каргильского кризиса.

Очередная вспышка напряжённости пришлась на конец 2001 года. В октябре положение в Кашмире стало особо тяжёлым в результате нескольких терактов, а после нападения 13 декабря группы боевиков на здание индийского парламента в Дели Индия, обвинившая Пакистан в пособничестве террористам, начала спешно перебрасывать к границе и Линии контроля войска. Весь декабрь 2001 и январь 2002 года оба государства вновь балансировали на грани войны.

В мае 2002 года положение в Кашмире обострилось снова. Напряжённость на границе достигла пика в мае-июне, когда Индия и Пакистан стояли ближе к войне, чем когда-либо после Каргила. Три четверти сухопутных сил Индии и практически все сухопутные силы Пакистана были подтянуты к границе. Ситуацию удалось разрядить во многом благодаря активной позиции мирового сообщества, в первую очередь России и США. В качестве одного из наиболее важных событий в Джамму и Кашмире следует назвать состоявшиеся в сентябре-октябре 2002 года выборы в Законодательное собрание штата. На выборах к власти пришло коалиционное правительство ИНК и Народно-демократической партии. Выборы проходили в сложной обстановке, сопряжённой с кампанией террора и запугивания со стороны сепаратистов.

Заключение. Совершенно очевидно, что сегодня кашмирская проблема не решена. После вывода советских войск из Афганистана Пакистан потерял свое геостратегическое значение для Вашингтона. И кашмирская проблема превратилась в региональный конфликт. Пакистан не претендует на весь Кашмир, а согласен признать линию прекращения огня 1948 года при условии, что Индия предоставит Кашмиру самоуправление и свободное передвижение гражданам. Предлагаемое решение поддерживают США. Таким образом идея пл****цита снимается. Одновременно следует учитывать, что Кашмир важен реками, которые текут по территории Пакистана и орошают его почвы. Следовательно – кто контролирует истоки рек, тот контролирует Пакистан! В краткосрочной перспективе прогнозируются локальные столкновения. Однако ядерный конфликт между Индией и Пакистаном маловероятен.

Список использованной литературы:

1. Лекции д.и.н., профессора ДА МИД РФ Шмелёва Б.А.

2. Концепция внешней политики РФ от 28 июня 2000 года.

3. Альманах «Войны. История. Факты». Кашмирский конфликт. №1(3) май 2003. 4. Белокреницкий В., Егорин А. Ислам на современном Востоке. Институт востоковедения РАН. Крафт+, 2004 г. 5. Горохов С.А. Кашмир // Газета «География», 2003 г. 6. Заявление «G8» по региональным вопросам, Окинава, 21.07.2000 г. 7. Мансур Алам. Кашмир – наиболее опасный региональный спорный вопрос // Журнал «Обозреватель» №12 (107). 8. http://www.un.org/russian/ga/26/docs/res26_1.htm 9. ../indiya/79_2117_0.html10. India, Pakistan and Kashmir: Stabilising a Cold Peace, Asia Briefing N°51, 15 June 2006

11. India/Pakistan Relations and Kashmir: Steps toward Peace, Asia Report Nº79, 24 June 2004

12. Kashmir: The View From Islamabad, Asia Report N°68, 4 December 2003

[1] Альманах «Войны. История. Факты». Кашмирский конфликт. №1(3) май 2003.

[2] ../indiya/79_2117_0.html

[3] Белокреницкий В., Егорин А. Ислам на современном Востоке. Институт Востоковедения РАН. Крафт+, 2004 г.

[4] Горохов С.А. Кашмир // Газета «География», 2003 г.

[5] По материалам лекций д.и.н., профессора ДА МИД РФ Шмелева Б.А.

[6] По материалам лекций д.и.н., профессора ДА МИД РФ Шмелева Б.А.

[7] http://www.un.org/russian/ga/26/docs/res26_1.htm

[8] Мансур Алам. Кашмир – наиболее опасный региональный спорный вопрос // Журнал «Обозреватель» №12 (107).

[9] См. Заявление «G8» по региональным вопросам, Окинава, 21.07.2000г.
Карма 55
10.09.2008
Серьезный труд) Спасибо!
Карма 64
10.09.2008
tihoprus
Серьезный труд) Спасибо!

Ага... И самое главное, теперь всем всё стало ясно про обязательный обратный билет...))
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики