valambirГЛАВА 22. ПЬЮТ ЛИ ЗМЕИ МОЛОКО ?
1. Пестрая лента. Иногда полезно вспомнить классику:
"...Холмс медленно похаживал вокруг, с живейшим интересом исследуя каждую вещь.
- Что здесь? - спросил он, тукнув по несгораемому шкафу.
- Деловые бумаги моего отчима.
- Ого! Значит, вы заглядывали в этот шкаф?
- Только раз, несколько лет назад. Я помню, там была кипа бумаг.
- А нет ли в нем, например, кошки?
- Нет. Что за странная мысль!
- А вот посмотрите! Он снял со шкафа маленькое блюдце с молоком.
- Нет, кошек мы не держим. Но зато у нас есть гепард и павиан". Итак, "Приключения Шерлока Холмса". рассказ "Пестрая лента", жутковатый дом неистового доктора Гримсби Ройлотта (А.Конан-Дойл. т.1. М.: Изд. Правда, 1966). Что же заподозрил знаменитый сыщик? Он заподозрил, что в несгораемом шкафу претупным доктором была укрыта - смертельно ядовитая змея! Именно для нее и предназначалось странное блюдечко, забытое на шкафу.
2. А пьют ли змеи?
"Кобры, словно дети, обожают молоко", - гласит лаконичный загловок крупного снимку, переданному как-то корреспондентом агенства "Рейтер" из Индии. На ней - наполовину высунувшаяся из плетеной корзинки кобра, с типично расширенным шейным капюшоном, и - рука уличного заклинателя змей с палочкой, на которую намотана тряпочка(см.напр.газета-дайджест "Для Вас", 32.1994, г.Нижний Новгород). Итак, забавная сценка. Но, что же в ней содержится оособо необычного? А то, что, если обратиться к любому биологу, практически любого нашего университета, то тот безоговорочно возрахит: "Змеи не пьют молоко!" Некоторые могут даже добавить: "И вообще - змеи не пьют!" Да еще высмеют Вас при этом. Если же Вы робко пытытаетесь заметить, что, согласно этнографам А.Н.Афанасьеву, И.П.Сахарову, М.Забылину, М.Н.Власовой и прочим, в старину по избам в русских деревнях ставили мисочки с молоком для ужей полозов, то ваш специалист-консультатнт может вообще рассердиться, разозлиться и открыто сообщить Вам свое мнение по поводу верований и суеверий, которых, и впрямь сегодня непомерно много. Однако же фотоснимок кобры и палочки с молочком от этого почему-то не исчезнет. И не исчезнет крохотная приписка: "В Индии, как известно, любят коров и змей. Одной любовью, впрочем, сыта не будет даже кобра. Ее хозяин-заклинатель кормит любимицу молочной пищей". Итак, кто же прав - безграмотный заклинатель змей, зарабатывающий на жизнь уличыми змеиными представлениями, круглогодично зависящий от того жива змея или нет, или же маститые профессора из столичных и не столичных институтов?
3. Вопрос поставлен.
"А пьют ли змеи молоко?" Но - можно ли сразу же сказать, "Да" или "Нет" ? Вопросы, заданные таким образом, а форму такую используют довольно часто, явно коварен по сути, как и сотни других подобных же вопросов. Существует ли Морской Змей? Есть ли на Луне инопланетяне? Возможен ли НЛО? Вопросы такие - некорректны и задаются, как правило, крайне "недалекими" людьми. Некорректен вопрос, уже потому что на него ждут совершенно однозначного некорректного ответа - "Да", или "Нет". Сразу скажем: ответов на вопросы с такой "структурой" и "логикой" - попросту, не бывает. Однако общество, "для простоты" делится, или его насильно делят, на тех кто "За" и "Против", кто говорит "Да" или "Нет". И - так далее. И, вот тут-то поджидает Вас великолепная и извечная ловушка репортеров. Потому что, когда скажешь "Да", то тебя, на радость всем, осмеют те, кто никогда не видел "пьющую" или "лакающую" из мисочки змею. А когда, скажешь "Нет", то тебя осудят и на тебя станут показывать пальцами другие: "Дурак, зачем же ужам в деревнях ставили блюдца с молочком"?
Однако вопросы такие нельзя ставить упрощенно. Отнюдь не все мировые проблемы решаются дурацким поименным голосованием. Кроме черной и белой ахроматики существует хроматика - целая радуга цветов. А это значит - сколько людей, столько...
4. Молоко и люди.
Начнем издалека и, для начала, изменим вопрос довольно коварным образом: "А пьют ли молоко - люди?" Тут-то и выясняется, что пьют далеко не все, И происходит это вовсе не потому, что кто-то молоко "любит", а кто-то "нет", а по совершенно разным, подчас очень неожиданным причинам. Одни - по причине испорченного здоровья, когда, скажем, при "нулевой" кислотности желудка молоко практически не усваивается, как не усваиваются и вриготовленные с молоком и на молоке продукты. Продукт тратится впустую, а человек испытывает лишь ненужные "позывы", не получая от молока никакой пользы, как от пищи.
Во многих местах нашйе планеты, более близких к субтрпикам и тропикам молоком возникают достаточно специфические проблемы. Так, в жаркой Нахичевани, где я проработал почти три года, свежего молока попросту нет как такового. Днем оно скисает за считанные минуты. Даже мороженное там продается отнюдь не молочное, а на воде или сиропе, молока в нем - ни капли. Но еще парадоксальнее ситуация с некоторыми племенами Южной Америки. Как показали эксперименты, у индейцев этих племен в кишечнике попросту НЕТ фермента, перерабатывающего молоко! Будучи проглоченным, оно, потом, выходит обратно с совершенно неизмененным составом. Единственное, что от такого молока "перепадает" человеку - это вода, отобранная клетками, вода и то лишь при сильной жажде.
Итак, вопрос о молоке нельзя ставить столь глобально, столь по крупному. Очевидно, что "кто-то" пьет, а "кто-то" нет. Уже это говорит о том, что нечто подобное может быть и со змеями.
5. Змеи и вода.
Далее - еще один коварный вопрос: а, вообще, пьют ли - змеи? Разумеется, автор этих строк мог бы мгновенно и опрометчиво ответить: "Да, пьют!", поскольку это видел, но... ему могут и не поверить. Поэтому, хотя бы ненадолго, обратимся хотя бы к некоторым источникам и авторитетам.
В книге "Жизнь животных"(т.4. "Земноводные, пресмыкающиеся". М.: Просвещение, 1969), известный многим зоолог Н.Н.Дроздов пишет про индийского удавчика: "Удавалось наблюдать, как этот удавчик(как, впрочем, и другие виды), пьет воду. Это происходит редко, но, принявшись за питье, змея поглощает довольно много воды". Или, в другом месте, уже про обыкновенного ужа: "Пьют ужи, особенно в жаркие дни, очень много". Итак, оказывается, если не "миску молока", то, во всяком случае, мисочку воды в любой террариум со змеями надо, все-таки, ставить. Хотя бы - "на всякий случай". Чтобы не сдохли, или - "для влажности".
6. Молоко для слоника.
Теперь зададим еще один "приближающий" вопрос. Он не менее коварен и даже... странен. А звучит он так: Что означает для человека - "пить молоко"? Вопрос мог бы показаться крайне нелогичным и, попросту, спекулятивным, для "затяжки времени", если бы не одно "но". Именно в Индии, то есть в той стране, что славится своими укротителями змей, "заклинателями"(как считалось раньше, змей "заклинали", т.е. "уговаривали", "заговаривали" - с помощью особых "волшебных" фраз - "заклинаний") молоко "пьют" далеко не только люди или, предположительно, змеи, но, как решительно утверждается, даже и... боги! Точнее - один бог. Но, так же имеющий отношение к животному племени и, немного,даже ко змеям. Это - Ганеша, веселый бог, божок, со слоновьей головой и со изогнутым задорной змейкой хоботочком. Хоботок-змейка, так или иначе, анпоминает змееподобный фаллос. А от такого чисто форального сходства, в религиях, мифологии, в семиотике и семантикке - недолго до аналогии смысловой, а именно: к богу Ганеше приходят просить полового счастья, счастья в ночных утехах, да и просто, в любви. Иными словами Ганеша знаменит, фактически тем, что это выражаясь "современным" языком, бог - эротики и секса!
"Божество с головой слона считается воплощением тантричеких мистерий, - пишут Н.Дуглас, П.Слингер. с своей суперсексуальной книге "Тайны пола. Тантра Великая культура Востока. Философия. Метод. Практика"(Минск, 1993).
- Грациозная сила Бога-Слона представляет собой обширную энергетическую станцию половой энергии. Очень подвижный хобот и чувственный рот слона наводят на мысль о мужских и женских половых органах. Правитель полового центра, Ганеша, всегда призывается в начале индуистских обрядов". На рисунке, который приводился по этоу случаю, сидел развеселый мифический человек-слон Ганеша со своей супругой Суддхи, которая, обращала, однако большее внимание отнюдь не на внушительный хобот Ганеши. Рисунок был снят с каменного резного изображения, найденного в Южной Индии, XIV век. Однако сам Ганеша и полконене ему явились значительно раньше. Тантрическая форма бога-слона символизировала, тем самым, пробуждение половой энергии и духовных идеалов. Большие храмы Ганеши есть по всей Индии, например, в Пури. Однако бог Ганеша пьет молоко не в каких-то отвлеченных мифах или легендах далекой древности, где боги и асуры выступают вполне реальными живыми героями, а пьет - в облике пестрых, разукрашенных цветами, статуэток бога-слона Ганеши. В приподнятый хоботок его, или прямо в рот - выливают ложечку жертвенного молока, символизирующего, в частности, и семенную мужскую жидкость. И молоко... чудом - всасывается, указывая, для верующих, что бог с забавно изогнутым змеевидным хоботиком - принял жертву!
Нехитрый секрет здесь, как показывает прктика - в пористом материале статуэток. Однако, конце 90-х годов ХХ века, подобное принятие молока статуэткой бога преподносилось шумно, как подлинная сенсация. Итак, молоко пьют даже боги.
7. Свидетель пития.
Не следует упускать из вида и еще одно обстоятельство. Только для домашней змеи мисочка может служить местом кормления? Разумеется нет, она, как ни странно, может казаться довольно важной приманкой уже не для самой змеи, или "не только" для нее, а - для всерыскающих мышей и крыс, которых, возле мисочки и отлавливает притаившаяся змея! Потому, чтобы окончательно подытожить нашу небольшую "молочную эпопею" вернемся непосредственно к змеям. Поищем теперь ответ - опять в Индии. Здесь сама природа столкнула и привела друг к другу человека и змею. Кстати, опять-таки - из-за крыс. Змеи уничтожают крыс, ко- торые уничтожают зерно, а значит - уничтожают людей, ибо без зерна - не будет хлеба, не будет жизни. Поэтому здесь змей издавна боготворили. Но, чтобы "сойтись" со змеями - нужны "посредники", это заклинатели змей, невосприимчивые к яду "люди-змеи". Такие встречаются, подчас, целыми селениями. Так в деревне Майюрвандхе (штат Харьян) едва ли не все ее жители - профессиональные заклинатели змей. В большинстве семей в Майюрвандхе змеи считаются чем-то вроде домашних животных. Неудивительно, поэтому, что алеко не безопасные рептилии становятся первыми "игрушками" даже для самых маленьких. Но если малыши делают свои первые шаги с неядовитыми змеями, то подростки уже важно расхаживают щеголяя свисающими с плеча или шеи длинными ядовитыми "друзьями".
Накануне змеиного "юбилея", в преддверри Года Змеи-1989, журналист Б.Зайцев сообщал в заметке "Змеи в семье" (цит. по г.Советская Россия, 21.12.1988):
"Во многих семьях Майюравндха можно встретить не менее деятка змей, причем большинство из них - ядовитые. "Мы любим змей и считаем их членами своих семей", - говолрит Суриндер Дхар, глава семьи изшести человек. В его доме - 11 необычных "квартирантов", в том числе 6 кобр. Почти каждое утро для Суриндера начинается со змеиной "разминки". С помощью близких он вытаскивает змей из хижины на открытую площадку и устраивает как бы "перекличку"..." Змеи кормятся не одними только крысами. В заметке этой, что любопытно, опять-таки упоминаются... сладрсти и молоко! "...в различных районах страны ежегодно проводится праздник "Наг панчами"("наги", "змеелюди" в древнееиндийской мифологии - А.А.). Его участники считают, что змеи священны и приносят удачу и счастье. В небольших храмах даже делают жертвоприношения духу змей. Для настоящих же змей готовят их любимые лакомства. Они с удовольствием едят рис, молоко и всевозможные сладости. После угощения их отпускают на волю".
Впрочем, Индия, все-таки далеко, в Интернете же, на сайте magrathea.chance.ru не столь давно можно было прочитать небольшую, но крайне уместную здесь публикацию "Змеи-доярки" датированную апрелем 2000 года: "Жуткую картину наблюдают пастухи и доярки подсобного хозяйства пассажирского автопредприятия Асбеста: буренок доят ... змеи. Ползучие твари обвиваются вокруг коровьей ноги и прикладываются к вымени. Видимо, коровье молоко привлекает ужей появление которых в местах выпаса пастухи объясняют погодными условиями. Весенние и летние дожди изрядно напитали влагой торфяники, где сейчас находится пастбище, что способствовало размножению гадов". Итак, пьют ли змеи молоко: кто же прав, профессиональные заклинатели змей - индийцы, китайцы, вьетнамцы, или же маститые профессора европейских и американских институтов? Вероятно, самим змеям абсолютно все равно, каков будет этот ответ.
Отсюда