Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Северная Индия › Дварка - Дваравати-Дварака

Карма 23
16.06.2006
Я сразу объясню, почему я не могу выложить все что у меня есть о Дварке. Ну нет у меня собранного материала - и все тут.

Серьезно я копался в материалах по Дварке полтора года назад. Тогда я планировал поездку в Индию и обнаружил, что информации по моему маршруту - ноль. Я лазил по гуглу и вытаскивал сайты по Враджу, Курукшетре, Дварке и Индрапрастхе с Хастинапуром. По Враджу оказалось много вайшнавской литературы, по Курукшетре существенно помогли письменные источники - о ней много писали в комментариях к Махабхарате, так что топографию представить можно. По этим двум пунктам мне удалось составить достаточно точные путеводители. По крайней мере можно было представить что можно смотреть и где это находится.

С остальными оказалось намного сложнее. Информации в сети было гораздо меньше и то вся она состояла из ссылок друг на друга.

Мне проще представить общий фон - географический и исторический вокруг Дварки. Кокретно же - практически ничего.

Из русских, которые оставили впечатления о поездке в Дварку мне известно только о аюрведисте Торсунове - у него свой сайт и там был раздел с фото Дварки, а еще там бывал БГ. Простые смертные отчеты о своем пребывании в Дварке не оставляли, она явно лежит в стороне от протоптанных троп.

Одна из проблем - современная Дварка располагается вблизи затопленной или же в стороне? Совсем недавно я держал в руках книгу, где в примечаниях утверждалась, что затопленная Дварка располагается в 130 км от современной. Это примечания к недавно изданной "Девибхагавата-пуране" Андрея Игнатьева, переводчика с санскрита из Калиниграда. Я не индолог, мне трудно судить о точности его сведений, но в остальных случаях я не встречал чего-то противоречащего моим знаниям или нареканий со стороны профессионалов. Как нибудь потом наберусь наглости и обращусь к нему за разъяснениями.

То, что я собирал полтора года назад сейчас находится неизвестно где, если вообще сохранилось. Я займусь раскопками и буду помещать здесь то, что обнаружу.

Короче, все тащите сюда все что обнаружите, потом разберемся.
Карма 23
16.06.2006
Карты дистрикта Джамнагар (штат Гуджарат), в котором располагается Дварка

www.mapsofindia.com/maps/gujarat/gujarattourist.htm и другие в этом разделе

Фото Дварки

www.torsunov.ru/album3.htm

Сведения о ней на Ашрам.ру

www.ashram.ru/places/7sacred/index.htm
Карма 23
16.06.2006
Достаточно полная подборка по Дварке на

www.atributetjhinduism.com/Dwarka.htm

(на английском)
Карма 23
16.06.2006
(дико извиняюсь, я не знаю английский и переводил транслятором, а потом сверял вручную темные места и опирался больше на здравый смысл чем на текст - могут быть неточности. Описание находок я сделаю позднее, их нужно составлять по нескольким источникам)

ORGANISER, 20 июня 2004

Бездействие в поисках Дварки Кришны.

Это выглядит невероятно. Морская археология обнаружила подтверждение существования Дварки Кришны. Но дальнейшие раскопки встретили преграду в форма академического безразличия и апатии правительства.

С.Р. Рао, известный подводный археолог, который вел морские исследования, предложил министерству культуры в январе 2000 г сохранить Дварку как наследие Индии и организовать здесь центр паломничества и туризма. Данный проект оценивается в 14 кроров (миллионов??? - я не знаю перевод этой размерности в современную шкалу) рупий. Предложение не было принято, хотя секретарь министерства культуры посетил тогда Дварку и обещал помощь.

В течение десятилетних раскопок федеральное правительство не проявляло интереса к раскопкам в Дварке.

Первоначальный проект раскопок в Дварке был лично санкционирован премьер-министром в 1984 году. Основанием для них послужили находки керамики во времся раскопок храма Дваркадиш. Они позволили предположить, что вблизи современной Дварки 3500 лет назад существовал затопленный город. Также были известны результаты раскопок в Аравийском море в устье реки Гомти в районе современного местоположения Дварки.

.Подводные раскопки требуют преодоления множества препятствий. Они возможны только в период между ноябрем и февралем в условиях низкого стояния воды (? - фраза мне не понятна. Имеются в виду или погодные условия, или волнения в океане). На море должно отсутствовать волнение, а солнечный свет - освещать дно. Эти факторы уменьшают количество дней, в течение которых возможна работа аквалангиствов до 40-45 в тодин сезон.

Для экономии времени предварительно используется эхолот для определения более точного расположения контуров объектов под водой и глубины их залегания. В качестве средств передвижения применяются скутеры.

Таким образом подводные археологи подтвердили историчность Махабхараты и что древние индийцы уверенно занимались градостроительством и мореходством 4000 лет назад.

И все же обнаруженные факты не являются аргументом для правительства и академических кругов.

Это выразительное свидетельство безразличия власти к сохранению национального наследия.

Доктор Рао предложил трехэтапный план сохранения Дварки, который бы осуществлялся одновременно с продолжение раскопок на Бета Дварке. Первоначально планировалось обеспечить доступ посетителей к подводным руинам в тихий сезон через акриловые (видимо прозрачные) к подводным обзорным камерам. Такой метод осуществлен в Сингапуре и в Окленде, Новая Зеландия (а что они там рассматривают - речь идет о погруженных в воду аквариумах??). Также предполагалось использование мониторов для проецирования съемки морсмкого дна на экраны на поверхности. Одновременно с этим предлагалось обсудить сооружение музея дельфинов, множество которых обитает на глубинах вблизи от Дварки.

С 2000 года работы в Дварке свернуты. Первоначально они финансировались совместно Инситутом Океанографии, Гоа и ЮНЕСКО. Сейчас деньги на раскопки не выделятся, так как доктору Рао 72 года.

Для индийцев Дварка - не просто археологическая находка. Индия строит свою жизнь по заветам Махабхараты и индийцам не безразлично, подтверждает ли наука то, о чем говорится в священном писании.

Проект "Дварка" должен быть объявлен государственным и приоритетным. Исследования в Дварке позволяют откорректировать сложившийся благодаря западным критериям одностронний взгляд на Индию как на страну создававшую свою культуру по иностранным образцам.
Карма 23
16.06.2006
описание Дварки с вайшнавскими комментариями

"..Развалины крепости, построенной Кришной, до сих пор существуют в заливе Дварака. Прежде всего Он построил мощную стену,

поднимающуюся из моря и ограждающую пространство в 12 йоджан (1й=~13 км) в длину и в ширину. Это необычайное сооружение было задумано и построено Вишвакармой - зодчим полубогов. В ШБ говорится, что в этом новом, надежно построенном городе на море пролегли прямые дороги, улицы и переулки. хорошо распланированные дорожки и сады, в которых росли "деревья желаний" калпа-вркша, которые растут в духовном мире. По высшей воле Кришны возможно ВСЕ! 1.4.Абсолютное духовное ведическое гражданское строительство. Там также было множество дворцов и гопур (больших ворот-их можно до сих пор найти в некоторых больших храмах). Они были очень высоки и выстроены с необыкновенным искусством. В этих дворцах и на воротах стояли золотые горшки для воды (калаши), которые считаются благоприятным знаком. Почти все дворцы были так высоки, что чуть не задевали облака. В каждом доме, в подвальных помещениях хранились большие горшки с золотом , серебром и злаками. Во внутренних покоях было множество золотых горшков для воды. Спальни были изукрашены драгоценностями, а полы выложены мозаикой из драгоценных камней мараката. Мурти Вишну, которой поклонялись потомки Йаду, была установлена в каждом доме города. Дома были размещены так, что разные касты - брахманы, кшатрии, ваишйи и шудры -жили каждая в своей части города. Посреди города был выстроен еще один дворец, предназначенный для царя Уграсены и более других поражавший своим великолепием.

"Когда Нарада прибыл в Двараку, он увидел, что сады и парки там были полны цветов, деревья в садах отягчены плодами. Прекрасные птицы щебетали, и ворковали павлины. Там были водоемы и пруды, полные голубых и красных цветов лотоса, а в некоторых росли лилии. На озерах жило множество грациозных лебедей и цапель, голоса которых раздавались повсюду. В городе было не больше не меньше, как девятьсот тысяч великолепных дворцов, выстроенных из наилучшего мрамора, с воротами и дверьми, выкованными из серебра. Колонны домов и дворцов были украшены драгоценными камнями-философским камнем, сапфирами и изумрудами, а от полов исходил чудесный блеск. Дороги, аллеи, улицы, перекрестки и рынки - все были великолепно украшены. В городе было множество прекрасных жилых домов, домов собраний, храмов, и каждый был выстроен в своем стиле. Все это делало Двараку блестящим городом. Широкие дороги, перекрестки, аллеи, улицы, а также пороги каждого жилого дома сияли чистотой, По обе стороны каждой дороги росли кусты, и на равных промежутках стояли большие деревья, отбрасывавшие на дороги тень, так, чтобы солнце не мешало путникам. Великий мудрец Нарада вошел в один из дворцов и увидел, что колонны там были сделаны из коралла, потолки украшены драгоценными каменьями. Стены, а также арки между колоннами сияли, украшенные разными видами сапфира. По всему дворцу висели сделанные Вишвакармой балдахины, вышитые жемчугом. Стулья и другая обстановка были вырезаны из слоновой кости и украшены золотом и бриллиантами; усыпанные драгоценными каменьями светильники рассеивали тьму во дворце. Там курилось такое количество благовоний и душистой смолы, что благоуханный дым вырывался из каждого окна. Дым этот вводил в заблуждение павлинов, сидевших на ступенях, которые его принимали за облака и радостно танцевали.

"Шримат-Бхагаватам" песнь 1 ч.2 гл.11 т.12

Город Дваракапури был полон дарами всех времен года. Там были обители отшельников, сады, цветники6 парки и водоемы, покрытые лотосами. Коментарий: Совершенства человеческой цивилизации можно достичь если использовать дары природы по назначению. По этому описанию богатств Двараки можно судить о том, что она была окружена цветниками и фруктовыми садами, а также водоемами с цветущими лотосами. В описании не упомянуты заводы и фабрики, существование которых поддерживают скотобойни - обязательные антрибуты современных столиц. Но даже современный цивилизованный человек не утратил склонности пользоваться дарами природы. Лидеры современного цивилизованного общества выбирают место для своих резиденций там, где есть живописные сады и водоемы, а простым людям предоставляют жить в перенаселенныхрайонах без парков и садов. Дварака же, судя по этому описанию, была совсем иной. Мы узнаем, что вся дхама, то есть место, где жили люди, была окружена садами и парками с водоемами, покрытыми лотосами. Очевидно, что люди тогда зависели от даров природы: плодов и цветов, обходясь без промышленных предприятий, которые приводят к возникновению грязных хижин и трущоб. критерием прогресса цивилизации является нерост заводов и фабрик, разрушающих в человеке возвышенные чувства и спосбности, а развитие потенциальных духовных способностей людей и предоставление им шанса вернуться к Богу. Развитие фабрик и заводов носит название угра-кары, отвратительной деятельности. Она разрушает возвышенные чувства в человеке и обществе, превращая мир в темницу для демонов. В этом стихе упоминаются благочестивые деревья, которые в разные времена года приносят цветы и плоды7 Нечестивые деревья - это бесполезные заросли, годные только на дрова. В современном мире такие нечестивые деревья сажают вдоль дорог. Человеческая энергия должна использоваться по назначению для развития в людях возвышенных чувств, необходимых для постижения духовного - это ключ к решению сех проблем бытия. Фрукты, цветы, прекрасные сады, парки, водоемы с утками и лебедями, играющими среди лотосов, и коровы, дающие достаточно молока и масла, необходимы для развития в человеческом теле тонких тканей. И наоборот, темницы шахт, фабрик и мастерских развивают в рабочих демонические налонности. Власть имущие процветают за счет рабочих, и поэтому между ними по разным поводам то и дело происходят ожесточенные столкновения. Дварака-дхама, как она описывается в этом стихе,- образец человеческой цивилизации.

Т.13 "В честь приезда Господа городские ворота, двери домов и убранные гирляндами арки вдоль улиц были чудесно украшены праздничными символами: банановыми деревьями и листьями манго. Флаги, гирлянды и красочные знаки илозунги создавали тень, защищая от солнца."

Т.14 "Все главные дороги, улочки и переулки, рынки и места собраний были тщательно убраны и орошены ароматизированной водой. Повсюду по случаю приезда Господа были рассыпаны плоды, цветы и цельные зерна."

Комментарий: Ароматизированную воду готовили из экстракта таких цветов, как роза и кеора, чтобы увлажнять ею дороги, улицы и переулки Дваракадхамы. Все улицы, рынки и места собраний были тщательно убраны. Из приведенного описания явствует, что Дваракадхама была довольно большим городом

взято из статьи Типовой ведический архитектурный город - каким он должен быть (http://www.vaishnav.ru/article/142/)
Карма 108
19.06.2006
Константин

Спасибо. Сразу столько инфы о Двараке.

Как я понял руины находятся в море между островом и берегом.
Карма 23
19.06.2006
Попробую загрузить схему затопленного города
Карма 23
19.06.2006
и следующая, с окрестностями
Карма 23
19.06.2006
Так, прошло удачно. У меня нет подробной карты Дварки и ее окрестностей, хотя бы туристической, буду рад кто скинет. Схемы взяты с сайта

www.atributetoinduism.com/Dwaraka.htm

загружается, зараза, минут десять.

Мне трудно сопоставить снимок и эти схемы, наверное действительно затопленный город лежит между современным городом на берегу и островом в заливе.
Карма 23
19.06.2006
Мне не удалось оперативно раскопать в сети отрывки из Махабхараты и Бхагават-Пураны, годные для копирования, посвященные описанию создания Дварки.

Например,

http://www.torsunov.ru/album3.htm

В двух словах - Дварка основана по замыслу Кришну с тем, чтобы спасти его племя ядавов от натиска более могущественного царя Магадхи (совр. Бихара) Джарасандхи, который притязал на Матхуру и как самый сильный цварь того времени, и как мститель за убитого Кришной прежнего царя Матхуры Камсы. Кришна с согласия формального царя ядавов Уграсены переселил ядавов в город, который располагался на морском дне. Океан временно уступил Кришне это место. Именно во время переселения и строительства Дварки произошла роковая игра в кости между Пандавами и Куаравами, послужившая началом битве на Курукшетре. Кришна всегда сожалел о том, что не смог воспрепятствовать этому и в качестве оправдания в Махабхарате остался его рассказ о Дварке.

Рассказ о гибели Дварки, связанный с самоистреблением ядавов и уходом Кришны. Проклятие Гандхари было наложено на Кришну матерью сотни ее сыновей Куаравов, уничтоженных на Курукшетре. Гандхари не без основания считала Кришну если не зачинщиком братоубийственной войны, то человеком, который мог реально предотвратить ее - и не сделал этого.

http://sanatanadharma.udm.net/itihasa.files/text.htm

Маусалапарва

(Книга о битве на палицах)

Рассказ о взаимном истреблении воинов племени ядавов. Эта книга посвящена

главным образом описанию многих трагических событий, происшедших на

тридцать шестом году после битвы на Курукшетре в родственном Пандавам

племени ядавов.

К этому времени ядавы утеряли многие из тех положительных качеств,

которыми они раньше славились; они стали пренебрегать брахманами,

предками, богами, оскорблять старших, обманывать родственников.

Многочисленные неблагоприятные приметы указывали на то, что приближаются

какие-то несчастья. Кришна объяснял всё происходящее приближением срока

исполнения проклятия Гандхари.

Мудрые риши предсказали, что все мужчины-ядавы, кроме Кришны и Баларамы,

погибнут во время междоусобицы. Узнав об этом предсказании и желая

предотвратить возникновение каких бы то ни было ссор, которые могли бы

привести к вражде, царь ядавов Уграсена запретил делать и пить вино.

Кришна предложил отправиться в паломничество к берегу океана, чтобы

совершить в его священных водах предписываемое религией омовение. Но

прибыв к берегам океана, воины перепились неизвестно откуда появившимся

вином. Пьяный Сатьяки начал поносить Критавармана за то, что тот

участвовал вместе с Ащваттхаманом и Крипой в нападении на спящих.

Критаварман, в свою очередь, напомнил Сатьяки один эпизод из битвы на

Курукшетре, в котором тот играл весьма неблаговидную роль (он убил одного

из вражеских воинов, который, отказавшись сражаться и сложив оружие,

погрузился в благочестивые размышления). Взбешенный Сатьяки отрубил голову

Критаварману. Другие воины бросились на Сатьяки и убили его. Схватка стала

всеобщей. Ядавы в пьяном безумии с ожесточением нападали друг на друга:

сыновья убивали отцов, отцы - сыновей. После гибели Сатьяки и сына Кришны,

пришедшего к нему на помощь, в схватку вмешался сам Кришна и погубил

многих воинов.

Если не считать немногих стариков, находившихся в городе, во время этого

кровавого побоища погибли почти все воины-ядавы, до пятисот тысяч.

Остались в живых только Кришна, Баларама, а также возница Кришны Дарука.

Дарука был послан Кришной в Хастинапур к Арджуне с просьбой срочно явиться

в город ядавов Двараку и взять на себя охрану семей погибших воинов и их

имущества от разбойников.

Смерть Кришны. Кришна знал, что близится и его конец: проклятие Гандхари

уже начало сбываться.

Оставив Двараку, Кришна отправился в лес, куда ещё раньше отправился для

совершения аскетических подвигов его брат Баларама. Вскоре Баларама умёр

на его глазах. Сам Кришна лёг на голую землю и мысленно начал готовить

себя к уходу из этого мира. В это время по лесу проходил охотник, искавший

добычу. Приняв издалека распростёртого Кришну за лежащего оленя, он пустил

в него стрелу. Тело Кришны обладало чудесным свойством - его не могло

поразить никакое оружие. Единственным уязвимым местом были ступни его ног,

и как раз в его пятку вонзилась стрела охотника.

Так окончил это своё земное существование бог Вишну. Он исполнил своё

назначение, истребив возможно большее число людей и облегчив тем бремя,

которое вынуждена была нести земля; и исполнив его, он вернулся в свою

небесную обитель, почтительно приветствуемый небожителями.

Нападение на караван. Между тем Дарука прибыл в Хастинапур и известил

Пандавов обо всём случившемся. Немедленно Арджуна направился в город

ядавов и нашёл его подобным жене, лишившейся мужа, или цветку лотоса в

холодное время года. Здесь его встретили толпы рыдающих женщин и отец

Кришны Васудева, который рассказал ему о смерти Кришны и Баларамы.

Арджуна решил переселить женщин, детей и стариков в Индрапрастху и

распорядился сделать соответствующие приготовления. На другой же день умер

Васудева. Ему были устроены торжественные похороны; четыре его

добродетельные жены последовали за ним сначала на погребальный костёр, а

затем и на небо.

Тела убитых героев-ядавов, Кришны и его брата были в соответствии с

правилами древнеиндийской религии сожжены и затем похоронены.

Настал день отъезда. Арджуна взошёл на колесницу и двинулся первым. За ним

тронулось в путь огромное количество колесниц и телег, запряжённых быками,

мулами и верблюдами. Впереди процессии ехали 16 тысяч вдов Кришны, затем

много миллионов вдов других погибших героев. Их сопровождали слуги и

вооружённая стража. Кроме того, все остальное население - брахманы,

кшатрии, вайшьи и богатые щудры - присоединилось к вдовам героев и

покинуло город.

Как только последние жители покинули Двараку, море хлынуло на берег и

поглотило город.

Перевод с санскрита этой книги А. Игнатьева находится на

http://devayani.narod.ru/mbh.zip

Эта книга переводилась еще Смирновым и, возможно, еще в составе академического прозаического перевода всей Махабхараты (с ходу точно вспомнить не могу). Этот интерес к ней объяснется тем, что эта книга компактна, динамична по сюжету и отличается красочностью - чем отличается от большинства книг Махабхараты.

Там же есть примечание о местоположении Дварки

Дварака – стольный город Кришны, воздвигнутый им на острове в качестве твердыни, служившей защитой от постоянных нападений царя Джарасандхи. Считается, что древняя Дварака находилась близ Мадхупура, в 153 км к югу востоку от нынешней Двараки [расположенной в Катхияваре на побережье Гуджарата], близ горы Гирнар около Джунагара.
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики