Буддийский Университет «Даши Чойнхорлин»им. Дамба Даржа Заяева
В 1991 году Постановлением Центрального Духовного Управления Буддистов РФ в Иволгинском дацане был открыт буддийский университет «Даши Чойнхорлин» (тиб. «Земля счастливого Учения»). Он находится в Иволгинском дацане, в с. Верхняя Иволга, в36 км. к западу от г.Улан Удэ.
Его открытие было обусловлено возрождением и развитием буддизма в России, большим интересом к буддийской философии людей разных слоев в стране, строительством новых дацанов, организацией дхарма-центров в разных районах этнической Бурятии, Калмыкии, Тувы, городах Российской Федерации, укреплением международных связей, плодотворной миротворческой деятельностью великого Учителя, лауреата Нобелевской премии за мир Его Святейшества Далай-ламы ХIV. Главной задачей института является возрождение традиций буддизма и востоковедения в России и республике Бурятия. "Даши Чойнхорлин" выпускает буддийских священнослужителей, ученых-буддологов и воcтоковедов, специалистов по тибетскому и старомонгольскому языкам, а также тибетской медицине.
Занятия начались в феврале 1991 года. Тогда были приняты хувараки (студенты) на два факультета: философский и медицинский (эмчи). В последующие годы были открыты факультет тантры, факультет Дуйнхор (Калачакра) и факультет буддийской живописи.
Во время своего приезда в Бурятию в 1992 году Его Святейшество Далай лама ХIV освятил здание первого в России университета буддизма, встретился с его преподавателями и учениками, благословил их на добрые и святые дела во имя возрождения буддизма в России.
В университете в основном учатся студенты из этнической Бурятии, Агинского национального округа, Усть-ордынского национального округа, также есть здесь ребята из разных регионов России, Тывы, Калмыкии, Алтая, Монголии, Украины.
В 1999 году Буддийский университет получил государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в области религиозного образования. При институте есть лицей, на базе которого, студенты, поступившие сюда после 9-го класса, имеют возможность получить среднее образование. Институт располагает собственным компьютерным центром, подключенным к всемирной сети Интернет, работает свой сайт http://www.datsan.buryatia.ru, на котором расположена вся информация. Есть своя типография, которая печатает необходимые для обучения студентов учебники, пособия, словари и т. д. Есть также свое издательство, которое имеет лицензию на право ведения издательской деятельности. В нем преподаватели и студенты института публикуют свои работы: переводы с тибетских и старомонгольских языков различных сутр на философские и исторические темы. Есть также лингафонный кабинет, который позволяет обучать студентов тибетскому и английскому языкам на более высоком уровне. Учителями института в разные года работали: Жамбал Ринчин лхарамба – буддийскую философию, Агван Жамсо лхарамба – преподаватель Дуйнхор (Калачакры), Ловсан Кейдуб лхарамба – учитель буддийской философии, Тубден Ригзин – учитель тантры и другие учителя приглашенные из Индии для преподавания тибетского языка, буддийской философии. Также работали преподаватели из Внутренней Монголии (Китай) – Бальжинима багша – эмчи, Даниста багша – эмчи и др. Из Монголии - Цыден Дамба багша – Ламрим, Гунд Самбу багша, Балган Сурун багша – эмчи и др. Также преподавателями института являются ученые ламы из Бурятии – габжа, гэбши, а также молодые учителя, выпускники данного института.
В основе занятий лежит философия школы гелугпа, которая дополняется изучением тибетского, английского, русского и бурятского языков, основ информатики, истории и этнографии, культуры и искусства народов Центральной Азии. Студенты постоянно практикуются в переводе канонических текстов. Преподавателями института работают тибетских ламы, бурятские ламы. Институт имеет несколько филиалов в районах Бурятии, где ведется подготовка будущих студентов института. В перспективе развития института увеличение специальных дисциплин, освоение знаний буддизма в соответствии с программами школ Тибета, Индии и Монголии.
Выпускники нашего университета работают практически во всех дацанах Бурятии, Тывы, Калмыкии. Много среди них работают шэрээтэ ламами т. е. настоятелями дацанов. Также наши выпускники работают в буддийских Дхарма центрах в России. Работают преподавателями в ВУЗах буддийской философии, тибетского языка и т. д.
В университете обучается более ста хувараков-студентов, которые осваивают буддийскую философию – цанид, правильное исполнение обрядов, основы тантризма, изучают медицину, астрологию. Студенты изучают тибетский, старомонгольский письменный, английский языки. Кроме того хувараки участвуют практически во всех молебнах проводимых в Иволгинском дацане, получая тем самым необходимую практику ведения молебна. Очень активно наш институт сотрудничает с другими буддийскими институтами, например, с Гоман дацаном, который находится в Индии. В этом дацане продолжают свое буддийское образование более тридцати студентов нашего института. Также с Буддийским университетом «Гандан Тэкчинлин», расположенном в Улан Баторе (Монголия), также с Агинской бурятской буддийской академией, расположенной в Агинском дацане, (Агинский национальный округ), также с восточным факультетом Бурятского Государственного Университета проводятся встречи, семинары, конференции.
Программа обучения включает в себя следующие предметы: История, психология, педагогика, английский язык, математика, информатика, буддийская логика, ламрим, основы буддизма, старомонгольский язык, грамматика тибетского языка, разговорный тибетский язык, европейская и буддийская философия, концепции современного естествознания, экономическая теория, социология, политология, английский язык, буддийская логика, история буддизма, перевод буддийских текстов, иконография., право, культурология, английский язык, естествознание, дагриг (теория познания), согчен (заучивание текстов), парчин (буддийская философия), основы медитации, восточная медицина, восточная астрология, восточная медицина. Срок обучения составляет 5-6 лет. По окончании института "Даши Чойнхорлин" студент (хуварак) получает диплом о высшем образовании и звание ламы (учителя).
После окончания самые способные едут в Индию для продолжения обучения в Гоман-дацане (Северная Индия), буддийском монастыре, который имеет духовные и исторические связи с Бурятией. Традиционный курс обучения в Индии составляет 16 лет. По окончании этого курса обучения ламы получают звание Геше (кандидат философских наук). После получения звания лама имеет возможность защищаться на следующие более высокие ученые степени: Геше-дорамба, Геше-габжу (доктор) и Геше-лхарамба (профессор).
Желающих стать хувараками в Иволге немало
В течение месяца, с 13 июня по 13 июля, продолжался прием документов в буддийский университет "Даши Чойнхорлин" имени хамбо-ламы Дамба-Даржа Заяева при Иволгинском дацане. Как сообщил газете "Окружная правда" настоятель дацана Дагба-лама, в этом году желающих в будущем стать ламами набралось немало — более 50 человек.
Учеба будущих лам длится, как и в большинстве светских вузов, пять лет. Однако в буддийском университете достаточно жесткие требования и к занятиям, и к жизни за пределами учебных помещений, поэтому звание ламы получают далеко не все из тех, кто начинал здесь учебу, — многие отсеиваются на протяжении пяти лет.
Желающие стать буддийскими священнослужителями, прежде чем попасть на учебу в университет, проходят собеседование, сдают компьютерное тестирование и пишут изложение.
До прошлого года учебное заведение при главном центре буддизма в России носило название буддийского института "Даши Чойнхорлин" (с тибетского — "земля счастливого учения"). В прошлом году, по словам Дагба-ламы, институт переименовали в университет.
Учебное заведение начало работу еще в 1991 году, а 16 июня 1999 года получило лицензию высшего учебного заведения. Его открытие было связано с возрождением и развитием буддизма в России, большим интересом к буддийской философии, строительством новых дацанов, организацией дхарма-центров в разных районах этнической Бурятии, Калмыкии, Тувы, городах России, укреплением международных связей, плодотворной миротворческой деятельностью лауреата Нобелевской премии за мир Его Святейшества Далай-ламы ХIV.
Главная задача университета — возрождение традиций буддизма и востоковедения в России и Республике Бурятии. "Даши Чойнхорлин" выпускает буддийских священнослужителей, ученых-буддологов и воcтоковедов, специалистов по тибетскому и старомонгольскому языкам. Сейчас в университете обучается около ста хувараков (учеников) из многих регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья (Беларуси, Югославии, Монголии). Среди хувараков немало молодых людей из Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, где в последнее время начинают активно возрождать дацаны.
Образование может получить человек любой национальности (к примеру, в Иволгинском дацане немало русских хувараков). Как правило, в институт поступают по окончании средней школы. После зачисления хуварак дает обет послушника. В основном обеты относятся к укрощению ума, тела, речи и сознания. Нельзя курить, употреблять спиртные напитки и наркотики. Полный же монашеский обет — более двухсот ограничений.
В целом у хувараков, в отличие от обычных светских студентов, спартанские условия жизни. Живут студенты буддийского университета, так же как и ламы, в небольших деревянных домиках, печки топят сами. Телевизоров в домиках нет, день полностью занят работой и учебой. Именно поэтому, сказал нам хуварак-второкурсник Денис, немалая часть не выдерживает и бросает учебу. Учебное здание находится неподалеку от жилых домиков.
По окончании учебы хуварак получает сертификат об образовании и звание ламы. Самые способные едут в Индию для совершенствования знаний в Гоман-дацане, где учатся еще 16 лет. Большая часть отправляется служить в дацаны разных регионов. К примеру, в Республике Бурятия дацаны возродились практически в каждом из районов. В УОБАО дацаны и дуганы есть пока не везде, но буддисты надеются на возрождение в автономии этой религии — недавно был торжественно открыт дацан в Нукутском районе.
Хувараки изучают бесчисленное множество дисциплин — как прикладных, так и сугубо научных. Осваивают буддийскую философию чойра, цанид, основы тантризма, правильное исполнение религиозных обрядов, медицину, астрологию, знакомятся с пятью основными направлениями буддийской мысли. Образование дополняется изучением тибетского, английского, русского и бурятского языков, основ информатики, истории и этнографии, культуры и искусства народов Центральной Азии. Студенты постоянно практикуются в переводе канонических текстов.
Обучение и проживание в институте бесплатные. Строжайшая дисциплина — приоритет этого учебного заведения. Встают хувараки в шесть часов утра, повторяют уроки, затем обязательно посещают хуралы (молебны), после чего приступают к занятиям. Вопросами одежды хувараки, в отличие от своих собратьев-студентов из светских вузов, не озабочены: они бреют головы и носят единую форму — красное одеяние. Как правило, гидами для многочисленных туристов Иволгинского дацана служат также хувараки. Им и карты в руки: в огромном комплексе Иволгинского дацана, который является резиденцией главы буддистов России пандито Хамбо-ламы, они ориентируются как у себя дома, к тому же даже на начальных курсах обладают немалыми знаниями. И самое главное, что привлекает стороннего человека к хуваракам "Даши Чойнхорлина", это их потрясающая доброжелательность, присущая, впрочем, и религии в целом.
Ирина Ружникова Окружная правда №27 от 14 июля 2005 года
Кто пришлет повестку ламе?
Институт буддизма избавляет от армии, но дисциплина там строгая
"Даши Чойнхорлин" - единственный в России и один из немногих в мире институт буддизма. Это не секта и не сомнительная афера. "Даши Чойнхорлин" - самый настоящий институт, где есть преподаватели, студенты, сессии, практики и защиты дипломов.
Располагается он на территории Иволгинского дацана в Бурятии, центра буддизма в России. Именно там и возникла идея создания института подготовки лам, которую поддержал далай-лама. Ведь до этого будущие ламы и философы-буддисты обучались в Монголии. Новый институт открыл свои двери в 1991 году, а спустя восемь лет получил статус высшего учебного заведения. Сейчас здесь под руководством преподавателей и духовных наставников из Монголии, Тибета, Индии и Бурятии обучаются около ста студентов (их называют хувараками). Хувараки изучают восточную медицину, восточную астрологию, этнографию, буддийскую философию, тибетский, старомонгольский и бурятский языки и даже иконографию, основы тантризма и медитации. Наряду со столь экзотическими дисциплинами изучают и общеобразовательные предметы: право, математику, логику, психологию, экономическую теорию, социологию, политологию, западноевропейскую философию, английский язык и историю. Обучение и проживание в институте бесплатное, хотя и стипендия здесь не выплачивается, живут студенты на территории Иволгинского дацана в домах священнослужителей. Учеба спустя рукава исключается полностью. А строжайшая дисциплина - приоритет этого учебного заведения. Учатся хувараки с 9 часов утра до 7 часов вечера. Встают в шесть утра, повторяют уроки, затем обязательно посещают хуралы (молебны), после чего приступают к занятиям. Профилирующие предметы - старомонгольский и тибетский языки. На занятиях и экзаменах каждый получает индивидуальное задание на перевод или трактовку какого-либо философского вопроса. В институте два факультета - философии и жуд (тантрический факультет, где изучают философию, ритуалы древней науки и специальные методы для достижения состояния Будды). Однако у каждого студента есть индивидуальная специализация: астрология, йога, медицина и другие.
Срок обучения здесь, как и в обычном вузе, составляет пять лет. Выпускники-хувараки получают диплом о высшем образовании и духовное звание ламы.
Правда, обучение в этом институте возможно только для мужчин. Женщина, даже если она всерьез увлекается буддизмом, ламой стать не может. Студенты-хувараки бреют головы и носят единую форму - красное одеяние, похожее на римскую тогу. Излишне говорить, что хувараки - самые примерные студенты. Пить, дебоширить, курить и уж тем более принимать наркотики здесь строго-настрого запрещено.
Чтобы поступить в институт, нужно написать изложение, пройти тестирование и собеседование. На собеседовании выявляют уровень мировоззрения абитуриента, его эрудицию, знания о буддизме. Ежегодно в институт буддизма набирают всего 25 человек. А желающих год от года все больше. По многим причинам. Кто-то идет сюда по расчету: окончание буддийского института гарантирует "откос" от армии. Кто пришлет повестку ламе? Кого-то привлекает экзотика. Но, как правило, студенты с подобным настроем здесь долго не задерживаются.
Мария ПЛИС
Улан-Удэ - Москва