ПРАНЫ (санскр. – «дыхания»), жизненные «ветры» и витальные энергии, рассматриваемые индийскими мыслителями как основные функции жизнедеятельности любого существа. Согласно древнеиндийским представлениям, праны в теле человека являются микрокосмическим аналогом ветра – царя вселенной (Ригведа). Так, в Атхарваведе возвеличивается прана – дыхание, которое было и есть и на котором основано все. Между ними устанавливаются и антропоморфные соответствия: ветер есть дыхание космического Человека – Пуруши.
Первоначально учитывались, вероятно, только две праны, приблизительно соответствующие вдоху и выдоху. Но уже в древних Упанишадах различаются пять пран: 1) прана – дыхание в собственном смысле, вдох и выдох; 2) удана – дыхание, идущее вверх и локализуемое в горле; 3) вьяна – дыхание, разлитое по всему телу и локализуемое между первыми двумя, которое поддерживает жизнь между вдохом и выдохом; 4) самана – общее или «срединное» дыхание, локализуемое в области пупа и соотносимое с пищеварением; 5) апана – дыхание, идущее вниз. Иногда в Упанишадах в праны включаются также органы чувств и другие сферы жизнедеятельности, например речь, зрение, обоняние, слух, мысль, иногда осязание, распознавание (виджняна) и оплодотворение. Атман считается внутренним светом среди пран.
Прана (в единственном числе) – фактор, определяющий рождение, пребывание и распад живого существа, притом сам по себе сокровенный и раскрывающийся лишь в своих функциях. Основные функции праны – обеспечение: 1) органического тела движением (праспандана); 2) органов чувств возможностью фиксировать свои объекты (удвахана); 3) пищеварения загрузкой всех пищеварительных органов (пурана); 4) отделения от полученной пищи тех остатков, которые должны быть выведены из организма (вивека); 5) действия органов испражнения и размножения (дхарана). Смерть человека означает, что «праны покинули его».
Пять пран обстоятельно рассматриваются в текстах индийской медицинской науки, Аюрведы, в частности в трактате Сушрута-самхита. Прана локализуется во рту, в глазах, в ушах и в ноздрях (по другим текстам – в сердце). Это позволяет ей осуществлять дыхание и глотание; она отвечает также за пищеварение и называется главной праной (мукхья-прана), поскольку поддерживает все остальные и направляет ум (манас). Удана отвечает преимущественно за процесс речи; она как бы сопровождает прану, благодаря ей люди чихают, икают, кашляют, вздыхают и произносят звуки. Вьяна локализуется в пищеварительном тракте, функционирует во всех членах тела и суставах, обеспечивает движение, отделяет остатки пищи, от которых должен быть освобожден организм, является точкой соединения (сандхи) праны и апаны. Самана составляет противоположность вьяне таким же образом, как прана – апане: если вьяна означала диффузию жизненной энергии, то самана, напротив, – ее концентрацию; «собираясь» в середине тела, она обеспечивает «ветер», необходимый для пищеварения. Апана локализуется в кишечнике, анусе и гениталиях и, помимо названных функций испражнения и размножения, «мобилизуется» также при родах.
К пяти классическим пранам хатха-йога добавляет еще пять вспомогательных: 1) «змея» (нага), которая вызывает все, что «выходит из человека» через рот (включая рвоту и отрыжку); 2) «черепаха» (курма), ответственная за моргание; 3) «куропатка» (крикара), без которой невозможен голод и другие желания; 4) «дар богов» (дэвадатта) – прана, производящая зевоту и обеспечивающая сон; 5) «победительная» (дхананджая) – действию которой приписывается распухание трупа и которая считается единственной праной, сохраняющейся в теле после того, как все остальные праны его уже покинули. К системе пран «подключилась» со временем и тантристская физиология, например, считалось, что, когда человек достигает «освобождения», удана ведет его душу наверх – к чакре брахмарандха.
Прана-дыхание занимает важное место в раджа-йоге. Так, ступень, именуемая «пранаяма» («регуляция дыхания»), занимает четвертое место в восьмеричном пути йогического тренинга, систематизированного в Йога-сутрах (4–5 вв.) – после выполнения основных поведенческих обетов (яма), культивирования определенных навыков духовной жизни (нияма) и контроля над положением тела (асана) и предшествует четырем ступеням «внутренней йоги». Пранаяма определяется как временное прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Праны стали и предметом философских рассуждений. Согласно Санкхья-карике (5 в.), пять пран являются результатом общего функционирования всех 13 видов «инструментария», включающего ум (манас), эготизм (аханкара) и интеллект (буддхи) и 10 индрий. Ведантисты, в отличие от санкхьяиков, включают пятеричную прану в структуру тонкого тела (сукшмашарира). Согласно Шанкаре, во время смерти все индрии вместе с манасом «погружаются» в прану, а та, в свою очередь, в индивидуальную душу (джива), которая соединяется с элементами будущего тела. По Чхандогьопанишад-бхашье, три ментальные способности «погружаются» в прану, прана – в огонь, а огонь – в Божество.
krugosvet.ru
|