Божественное Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
8.03.2005 (утро)
ОЩУТИТЕ ВСЕПРОНИЗЫВАЮЩЕЕ БОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Господь Кайлаша проявил свою Божественную форму:
На голове у Него сияет полумесяц, прохладные воды Ганга струятся из спутанных волос, В центре лба сверкает третий глаз, а шея мерцает пурпурным цветом, подобно ежевике. Его руки украшены браслетами из змей, на поясе у него тоже змея,
Всё Его тело покрыто вибхути, а лоб украшен красной точкой кумкума.
Сок бетеля окрасил его губы в ярко-красный цвет.
В ушах у него золотые серьги, украшенные бриллиантами,
И всё его смуглое тело лучится Божественным сиянием
(Стихотворение на телугу)
Все вы должны постараться понять истинный смысл и значение праздника Шиваратри. Само слово Шиваратри раскрывает его значение. «Шива» означает «благоприятный», «ратри» означает «ночь». Итак, Шиваратри означает «благоприятную ночь». Тогда возникает вопрос: кто такой Шива? Шива - это не что иное, как Божественное сознание, пронизывающее все живые существа. Эта Шиваттва (Божественное сознание) пронизывает не только людей, но и птиц, зверей и насекомых. В действительности, каждое мгновение нашей жизни можно считать Шиваратри. Для этого нам не обязательно ждать конкретного дня в календаре.
Воплощения Божественной Любви!
Сознание Шивы всепронизывающе. Как мы можем ограничивать его каким-то определённым временем и местом? Сарватах панипадам тат сарватокши .... (Своими руками, стопами, глазами, головой, ртом и ушами Он пронизывает всю вселенную).
Если мы тщательно проанализируем этот аспект, нам станет ясно, что всё, что мы видим вокруг, является сознанием Шивы; и ничем иным. Шива - это не конкретная форма со спутанными волосами и шкурой тигра на плечах. Куда бы мы ни взглянули, с какой бы формой ни встретились – будь это ребёнок или старик, мужчина или женщина – в каждой из них ярко сияет сознание Шивы. Как можно описать это всеохватывающее сознание или ограничить его каким-либо временем и местом? Некоторые люди танцуют Шива-тандаву (космический танец Шивы и Парвати). Но это лишь символ, не дающий представления об истинной Шива-тандаве. Как можно описать трансцендентное сознание Шивы, которое невозможно выразить словами или постичь умом?
Некоторые люди называют Шиву Мукканти (трёхглазый Господь). У всех нас есть только по два глаза. Но у Господа есть также и третий глаз. Мы осознаём лишь прошлое и настоящее. Мы не можем увидеть будущее. Это может только Бог. Поэтому Господа Шиву, который может увидеть будущее своим третим глазом, джнана нетрой (оком мудрости), и называют Мукканти. Разные люди описывают Бога по-разному, приписывая Ему разнообразные формы. Несмотря на это, все эти описания не могут дать нам полной картины. Каждый человек приписывает Богу определённое имя и форму в зависимости от своего воображения.
Безымянный и бесформенный Бог является вездесущим и всепронизывающим. Он есть аванманасагочара (т.е. Его невозможно описать словами или постичь умом) и апрамейя (неизмеримый). Кто может описать подобную Божественность? У неё есть только один признак, и это сознание. Какую бы форму ни пронизывало это Божественное сознание, оно принимает эту форму – будь это собака, ворона, журавль или человек. Таким образом, Ишвараттву (Божественный принцип) можно описать как Божественное сознание. Одним из имён этого всепронизывающего божественного сознания является также Шиваттва (сознание Шивы). В действительности, все люди, сидящие сейчас в этом зале, являются воплощениями Господа Шивы. Сарвам Шивамайям (всё, что вы видите в этом объективном мире, является проявлением Шивы). Это сознание пронизывает все три мира – землю, пространство и нижний мир. Оно существует во все три периода времени – прошлом, настоящем и будущем. Оно неописуемо. Для описания Шиваттвы не хватит никакого времени. Некоторые люди поклоняются этому вездесущему и всепронизывающему Божественному сознанию, пытаясь описать его с помощью различных имён и форм. Так же, как всеохватывающая Божественная любовь не делает никакого различия между живыми существами, так и божественное сознание не видит никаких различий. Только мы делаем различия между людьми, считая их отцом, матерью, братом, сестрой и т.д., на основе своих земных взаимоотношений с ними. В действительности, каждое живое существо является воплощением Божественности. Бог принимает все имена и формы. Вы есть Бог.
Однажды Парвати, супруга Господа Шивы, спросила Его: «Как люди могут узнать Божественное сознание, которое является всепронизывающим?» Ишвара ответил, что то же сознание, которое изначально присуще Ему, пронизывает и все живые существа. Он также объяснил, что оно пронизывает каждую клетку её тела. Объяснить это невозможно, это можно только испытать. Однажды Парвати никак не могла найти своего сына Винаяку, хотя он находился рядом с Господом Ишварой. Она искала его повсюду, только не в божественном присутствии Господа Ишвары. Как странно! Точно так же и человек сегодня ищет Бога повсюду, не понимая, что он сам является воплощением Божественной Атмы.
Господь Ишвара никогда не расчёсывал свои волосы, позволяя им струиться спутанными прядями. Тело Его было покрыто пеплом, а во лбу горел третий глаз. Разные люди видят Его по-разному. Кто может описать цвет и сияние Его тела? Однажды, между Лакшми и Парвати возник спор о различиях во внешности между Господом Вишну и Господом Ишварой. В ходе спора Лакшми спросила: «Парвати! Как тебе удалось привлечь внимание этого странного человека, покрытого пеплом от погребальных костров?» Парвати обиделась и возразила: «А твой муж Вишну вообще синего цвета и возлежит на змее. Почему бы тебе не попытаться изменить цвет Его тела?» В это время на сцене появилась Сарасвати. Она попыталась примирить их следующими словами: «В их внешности могут быть некоторые различия. Но с моей точки зрения, между ними нет никакой разницы. Одно и то же Божественное сознание пронизывает обе эти формы. И я понимаю это. Так как вы этого не понимаете, у вас возникают споры. Поэтому забудьте обо всех внешних различиях». Сарасвати изначально обладает такой трансцендентной природой. Все различия во внешности существуют только в умах людей, но Бог не имеет никаких качеств. Это преданные приписывают Ему различные имена, формы и качества. С помощью своего воображения они создают различные формы Бога, как это делал великий художник Рави Варма. Каковы ваши мысли, такова и форма Бога. Люди считают, что у Бога есть гневный аспект (Рудра) и мирный аспект. На самом деле, Бог всегда является шантисварупой, воплощением спокойствия. Он всегда ласков и весел. Только по невежеству можно считать, что подобное воплощение покоя может иметь другую форму. Если у кого-то есть подобные иллюзии, необходимо избавиться от них. Божественность следует осознавать, развивая любовь к Богу. Только любовью можно привязать Его к себе и только с помощью любви можно осознать своё единство с Ним.
Бога, лишённого каких-либо качеств, описывают следующими словами: один без второго, вечный, чистый, неизменный, свидетель всех функций интеллекта, за пределами воображения и трёх гун (саттвы, раджаса и тамаса). Мы приписываем различия Богу и очень этому радуемся. Это неправильно. Необходимо осознать единство Бога. В этом отношении не должно быть никаких сомнений, несмотря на то, что поэты и художники изображали Бога в различных формах, давая выход своиму воображению. Бог только один. Например, у Винаяки нет никаких гун (качеств). Поэтому его называют Ганапати. А Винаякой его называют потому, что превыше него никого нет. С помощью подобного анализа можно выяснить смысл всех имён, приписываемых Богу.
Воплощения Божественной Любви!
В наше время люди сеют рознь, приписывая различные имена и формы безымянному, бесформенному и лишённому качеств Богу. Это серьёзная ошибка. Верующие делят Божественность на части. Они не понимают единства Бога, занимаясь в результате пустыми спорами и пререканиями. Будь это Рама, Кришна, Ишвара или Вишну, - всё это лишь различные имена, которые люди приписывают Богу. Но Бог только один. Мы приписываем все эти имена лишь для своего собственного удовлетворения. В Божественности, однако, нет никаких различий! Лучшая садхана (духовная практика) заключается в том, чтобы осознать единство Божественности и почитать это единство. Однако вы можете поклоняться Богу в той форме, которая вам нравиться. Против этого никто не возражает. Но вы не должны забывать единство, лежащее в основе различных имён и форм. Ошибочно полагать, что Господь Рама рассердится, если вы будете поклоняться Господу Кришне, и наоборот. Только преданные могут чувствовать подобные различия, в самих Раме и Кришне их нет. У Бога нет подобных негативных чувств. Только люди видят различия и испытывают негативные чувства. В действительности, негативные чувства никак не могут затронуть Бога. Он во всём позитивен.
Дорогие студенты!
Не приписывайте Богу различий и негативных чувств. Вы можете почитать Его под любым именем и формой. Если же вы видите какие-то различия, в этом виноваты ваши негативные чувства, а не Бог. Поэтому поклоняйтесь Богу с неделимой преданностью.
(перевод Ек. Сергачевой по брошюре ашрама)