Moony :
Мне все-таки кажется, что сахаджа-йога ограничивается рамками одной организации (читай, секты), основанной Нирмалой Деви. Нигде в йогических священных писаниях я не встречал упонимания об этой разновидности йоги. Может я ошибаюсь, тогда поправьте.
Понятие Сахадж встречается во многих священных писаниях и трудах
великих йогов. Вот один из примеров:
Индийский святой Рамана Махарши предложил простой способ для распознавания между святым, находящимся в состоянии "нирвикальпа самадхи", и свлтым, находящимся в состоянии "сахадж самадхи". Если существует разница между состояниями самадхи и состоянием бодрствования, то это, в лучшем случае, "нирвикальпа самадхи", если же разницы нет, то йогин достиг своей цели — состояния "сахадж самадхи".
Йог в состоянии "сахадж самадхи" частично пребывает в йамадхи, не отождествляя себя больше с мыслями или чувствами. Его сущность коренится в сознании, превосходящем чувственный мир, и поэтому он остается отдельным от мира, все еще действуя в нем. Такой "идеал йоги, состояние дживан-мукти" — пишет Eliade (1970),— это жизнь в "вечном настоящем", в котором человек более не обладает личным сознанием, т.е. сознанием, созданным его собственной историей, но обладает свидетельствующим сознанием, которое есть сама ясность и непринужденность".
В "сахадж самадхи" медитация поддерживается сама по себе, являясь неотъемлемым свойством существования йога. Спокойствие своего ума йог выражает в действиях. Он свободен от любых пут и интересов Эго; его действия более не обусловлены событиями прошлого. Мехер Баба (1967) описывает это как "состояние полной бдительности, в котором нет отливов и приливов, прибываний и убывании, но есть только непрерывность истинного восприятия". Дживан-мукти превзошел свое телесное сознание вместе с умозрительной вселенной; мир не кажется ему отличным от него самого. Потому что для того, кто пребывает в "сахадж самадхи" не существует "я" и не существует "других".
Ещё один пример:
"Раджа-Йога-Самадхи,Унмани, Маномани, Амаратва, Лайя Таттва, Шунья,
Ашунья, Парампада, Аманасика, Адвайтама, Нираламбха, Ниранджана,
Дживана Мукти, Сахаджа, Турия - это всё синонимы" (Хатхайога-прадипика
4.3 - 4.4).
В традиции, идущей от Гуру Нанака, тоже говорится о так называемой
Сахадж-Йоге - естественном пути духовного совершенства. (Сант Кирпал
Сингх "Венец жизни, исследование йоги". Этот автор жил задолго до
прихода Шри Матаджи.
Ещё ссылки по теме:
http://natas.h11.ru/lectures/1_14.htmhttp://www.vaishnav.ru/article/75/http://www.vaishnav.ru/article/89/http://www.nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/52_1/pdf/knp52_1_132-135.pdfhttp://psylib.org.ua/books/raman01/txt19.htmhttp://sss.vn.ua/yogatatt.htmhttp://ferus.narod.ru/sound01vd.htmlhttp://www.realyoga.ru/index.php?r1=2&r2=2&r3=3&id=757&book_id=753Святые и инкарнации во все времена давали
духовные знания в соответствии с временем, местом и обстоятельствами.
Можно также посоветовать зайти на сайт
http://www.vnd.ruДа, кстати, забыл сказать, что в вайшнавской традиции существует
наравление, которое называется Сахаджии - те, кто практикуют
естественным, спонтанным способом. Оно образовалось 500 лет назад
после прихода Чайтаньи Махапрабху. Тогда вайшнавы разделились на
Сахаджиев и тех, кто следовал более аскетичному пути. Первые скатились
до тантризма, а от вторых произошли современные кришнаиты с их суровым
аскетизмом и множеством запретов. Из этого ясно видно, к чему приводят
отклонения в ту или иную сторону от центра.