Форум Блог Новости Путеводитель   Реклaма

Отчеты о поездках › "...Там, на острове Буяне..." - майский марш-бросок на легендарный сакральный славянский остров через Данию и Германию + немного Финляндии и Эстонии

Карма 490
26.05.2012
Вот так вот. В центре Берлина стоит памятник павшим советским воинам. Блестит на солнце в память о подвигах наших предков...

"...В IX – X вв. были известны две группы славяно-русов: «юго-восточная» – в районе от Среднерусской возвышенности и от Карпат до Причерноморья (Киевская Русь) и «северо-западная» – на славянских землях балтийского Поморья, вблизи устья Одера. Остров Рюген (Ругин) также был заселен русами, из чего следует тождество западных русов и ругов, известных в этих местах еще со времен Тацита. Западная часть славянского Поморья до устья Эльбы и Ютландии именовалась Вагрией, землей варягов. Такое же «раздвоение» происходило и с другим, не менее известным топонимом: земли по Дунаю назывались Словенией и Словакией, так же как и в северо-восточных районах будущего новгородского Приильменья – «Словенская земля».

Чтобы выдержать германо-скандинавский натиск, балтийские славяне создали воинственные княжества (лютическое, ободритское, руянское) со множеством укрепленных городов, наиболее известными из которых были Аркона и Ретра, где большим влиянием обладало жречество – волхвы. Почти все это погибло в XII веке, после падения западнославянских княжеств и обращения их населения в католичество.

Настоящий разрыв славянской общности на западных и восточных произошел только в период принятия христианства.

Длительное время идут дискуссии по поводу происхождения этнонима «Русь». По норманнской теории, его принесли нам скандинавы-варяги после призвания Рюрика в качестве управителя новгородской земли в I в., то есть слово «Русь» появилось в славянских землях вместе с его носителями – скандинавами из племени «Русь». Но такого племени у скандинавов никогда не существовало, поэтому и утверждения эти нелепы.

Еще в глубокой древности скандинавы в своих мифах (сага об Одде Стреле) заселили великанами далекую северную страну Русиланд, что означает «Страна великанов». Возможно, именно название этой страны перешло впоследствии на Русь. Сказание о великанах живет в русских былинах, где огромный Святогор тягается с «тягой земной», не обращая особого внимания на поползновения людей-богатырей (Ильи Муромца).

Задолго до призвания варягов арабский историк и путешественник IX века Ибн Хурдадби писал, что некие Rus'ы, которых Ибн Хурдадби считал разновидностью славян («Русы суть племя из славян»), торговали издревле на Волге с Византией и Хазарией.

В 375 г. (по данным «Синопсиса») некие «русские вои» сражались с императором Феодосием. Константинопольский патриарх Прокулос (434 – 447 гг.) рассказывает о победоносном походе Руси (в союзе с гуннским правителем Ругилой) на Царь-град в 424 г. Арабский писатель ат-Табари приписывал дербентскому правителю Шахрияру (644 г.) следующие слова: «Я нахожусь между двумя врагами: один – хазары, а другой – русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме местных жителей, никто не умеет».

Этноним «рус», «рос», «рас» зафиксирован в иранских языках, куда он попал за тысячелетия до нашей эры из праиндоевропейского в значении «светлый». В современном русском языке слово «русый» означает «светловолосый», а тысячу лет назад оно означало еще и «просветленный» – «знающий, понимающий». Отсюда же слова «рослый», «красный», «красивый».

Красный цвет сопутствует древним ариям и русам (росам) на всем протяжении их существования: от ритуального окраса красной охрой захоронений древних индоариев-русов до русских червленых щитов, стягов и Красной площади.

Скорее всего, слово «рус» («рос») неоднократно появлялось на территориях будущей Руси и окончательно утвердилось после призыва правителя и воинов из варягов-русов, имеющих западнославянское происхождение.

Согласно точке зрения таких авторов, как Кирпичников, Дубов, Лебедев, «русь» означает просто «войско, дружина», отожествляя вначале русов с воинами и правителями, а затем и со всем народом.

Совпадение этнонима «русь» на северо-западе и юго-востоке оказывается тоже не случайным: оно указывает на генетическое родство, ведь венды – вятичи – русские пришли в Центральную Россию в VII – VIII вв. из междуречья Эльбы – Одера – Вислы.

Вполне возможно, что этноним «славяне» является более поздним по отношению к слову «рус». Очевидно, возник он после разделения индоевропейцев в Европе на основные ветви. Славяне являются прямыми потомками и ближайшими родственниками русов, составляющих родовое ядро индоариев по месту их изначального пребывания. Слово «славяне» означает «наделенные словом, понятные своим, славные»...

...Сообщения европейских, арабских и других авторов указывают на то, что существовала Русь северо-западная, южнобалтийская – последний оплот североевропейского язычества. Эта Русь имела крупный центр, расположенный на острове Руяне (ныне – Рюген, север Германии), и другое ее название Аркона, по имени главного города – укрепления и крупного сакрального центра поморских славян.

Из сочинения Адама Бременского «Деяния священников Гамбургской церкви» (около 1016 г.): «Славяния – это очень обширная область теперешней Германии... Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные – вагры... Три острова должны быть выделены среди тех островов, которые лежат обращенными к славянской земле... Один из (этих) островов зовется Фембре. Он лежит против области вагров, так что его можно видеть из Альдинбурга (Старогорода)... Другой остров (Руян) расположен напротив вильцев (Волин, лютичи). Им владеют ране – храбрейшее славянское племя. Без их решения не положено ничего предпринимать в общественных делах: так их боятся из-за их близких отношений с богами или, скорее, демонами, которым они поклоняются с большим почтением, чем прочие».

Аркона обладала величественным храмом Святовита (Свентовита), который охраняли триста отборных воинов – рыкарей, господствовавших на Балтике. «На острове том живали люди-идолопоклонники, люты, жестоки к бою... таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, не токмо против недругов своих отстаивалися крепко, но и около острова многие грады под свою державу подвели... и всем окрестным государствам грозны и противны были. Язык у них был словенский да виндалской (венетский). Грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы грамоте, не токмо воинским делам прилежные охотники были...» (Герард Меркатор. Космография. XVI в.)

Гельмолд в «Славянских хрониках»: «Ране, у других называемые руанами, – это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться. Племена, которые они оружием себе подчиняют, они заставляют платить дань своему святилищу, жреца у них почитают больше, чем короля. Войско они направляют, куда покажет гадание, а одержав победу, золото и серебро относят в сокровищницу своего бога, остальное же делят между собой».

Cам этноним «руги» известен по крайней мере с конца I в.: именно в западной части южнобалтийского Поморья помещал Тацит некий народ ругиев...

В древности остров Рюген был больше, чем сейчас. Этот остров был упомянут впервые в 751 году в англосаксонской хронике Беды Достопочтенного под названием «Rugini».

Титул короля островных ругов «каган» вполне возможно относился к глубокой древности, когда индоевропейцы долгое время (вплоть до начала I тыс. до н.э.) доминировали в Центральной Азии.

Руги и русы – это одно и то же. Недаром княгиню Ольгу – княгиню русичей – германские хроники называют «регина ругорум».

В «Житии...» Оттона Бамбергского сказано, что «руги еще имеют имя русинов и страна их называлась Русиния (Рутения)».

Таким образом, руги – руяне – ране – рутены острова Рюген и южнобалтийского побережья в первую очередь претендуют на место Варяжской Руси.

В начале IX в. славяноязычные варяги и русы, вытесняемые из своих родных земель франками, начали переселяться на восток по побережью Балтийского моря. Нам они более всего известны как варяги-русы – так их называет Повесть временных лет. А вот судьба варинов-варягов и русов-рутенов, оставшихся в своих исконных прибалтийских землях, оказалась трагичной. Несколько столетий вместе с балтийскими славянами они противостояли вторжениям западноевропейских государств: Германии, Дании и других. Захватчиков активно поддерживала Польша, католические правители которой помогали уничтожать братьев по славянскому миру. К XIII в. самобытный мир балтийских славян, русов и варинов, которые известны нам под именем «варяги», был все-таки уничтожен. Почти полностью очищен от памятников древности священный славянский остров Руян (Буян).

В 1308 г. остров Рюген (Руйен) подвергся сильному землетрясению, в результате которого немалая его часть ушла под воду. Судя по всему, после землетрясения значительная часть жителей острова ушла в иные места, оставшиеся были ассимилированы германцами, и славянская речь здесь вскоре исчезла..."

http://lib.rus.ec/b/249668/read
Карма 490
26.05.2012
Захожу в Туристический Информационный Центр. Народу куча, русская речь слышна отчётливо откуда-то из толпы.

Спрашиваю у тёти на стойке, мол, извините, понимаю вопрос глупый, но подскажите, пожалуйста, где тут был Фюрербункер? Делает такое лицо, как будто я её попросил о чём-то неприличном, и отправляет куда-то в район Мариенкирхе Это ещё дальше чем Кафедральный Собор на другом конце Унтер-ден-Линден. Понятно. "Мы Не Говорим Здесь О Том, О Чём Мы Здесь Не Говорим" (С). ОК. Я то помню, что это где-то рядом, южнее Бранденбургских Ворот. Ладно. Купил карту, пошёл сам искать.

Много чего нашёл, но до места бывшего сада за бывшей Имперской Канцелярией так и не добрался. Потом уже по Google.Earth посмотрел - совсем рядом ходил. Между современными Гертруд-Кольмар-Штрассе и Ин-ден-Министергертенштрассе это место, где автостоянка.

Зато всё остальное что запланировал - нашёл и сделал. И всякие министерства и ведомства 1939-45-х годов, и Кафедральный Собор, и Телебашню, и даже Ящик Гумбольдта. Всё сфоткал, нагулялся, аж опять стало немного надоедать всё это. Но как раз уже надо было идти к Центральному Вокзалу потихоньку - через пару часов поезд (даже два) до городка Берген-ауф-Рюген с пересадкой в Штральзунде.

До вокзала решил пройти по набережной реки Шпрее - главной реки Берлина.
Восточная сторона Рейхстага
Восточная сторона Рейхстага
Егерштрассе в сторону Французского Собора - вид с Глинкаштрассе
Егерштрассе в сторону Французского Собора - вид с Глинкаштрассе
Метро "Моренштрассе"
Метро "Моренштрассе"
Нидеркирхенштрассе с угла Вильгельмштрассе. Слева - остатки Берлинской Стены, справа - бывшее Рейхсминистерство авиации Геринга
Нидеркирхенштрассе с угла Вильгельмштрассе. Слева - остатки Берлинской Стены, справа - бывшее Рейхсминистерство авиации Геринга
А за Стеной, на месте бывшего Гестапо - выставка "Топография Террора"
А за Стеной, на месте бывшего Гестапо - выставка "Топография Террора"
На карте - все старые здания госучреждений 1939-45 годов. Сохранившиеся и нет
На карте - все старые здания госучреждений 1939-45 годов. Сохранившиеся и нет
Вот это - Рейхсминистерство авиации Германии Геринга на Вигльгельмштрассе 97
Вот это - Рейхсминистерство авиации Германии Геринга на Вигльгельмштрассе 97
Дом на Ляйпцигерштрассе
Дом на Ляйпцигерштрассе
Посольство Северной Кореи на Мауэрштрассе
Посольство Северной Кореи на Мауэрштрассе
Перекрёсток Глинкаштрассе и Моренштрассе
Перекрёсток Глинкаштрассе и Моренштрассе
Мауэрештрассе с Таубенштрассе. За тем зданием раньше было Рейхсминистерство Пропаганды Геббельса
Мауэрештрассе с Таубенштрассе. За тем зданием раньше было Рейхсминистерство Пропаганды Геббельса
Егерштрассе в районе пересечения с Фридрихштрассе
Егерштрассе в районе пересечения с Фридрихштрассе
Французский Собор с угла Егерштрассе и Шарлоттенштрассе
Французский Собор с угла Егерштрассе и Шарлоттенштрассе
Немецкий Собор и Берлинский Драматический театр с Маркграффенштрассе от Французского Собора
Немецкий Собор и Берлинский Драматический театр с Маркграффенштрассе от Французского Собора
Собор Святой Ядвиги - вид с Францёзише Штрассе
Собор Святой Ядвиги - вид с Францёзише Штрассе
Фридрихсвердерская Церковь
Фридрихсвердерская Церковь
Берлин))) Кафедральный Собор, Ящик Гумбольдта и Телебашня
Берлин))) Кафедральный Собор, Ящик Гумбольдта и Телебашня
Те же, но без Ящика. Тоже исторический ракурс, кстати
Те же, но без Ящика. Тоже исторический ракурс, кстати
"Новая Вахта". Ещё одно историческое строение
"Новая Вахта". Ещё одно историческое строение
Мост над рекой Шпрее
Мост над рекой Шпрее
Карма 490
26.05.2012
Интересный город Берлин. С интересной историей. Даже совсем недавняя история города - и то - целый мир. Стена, Осси, Весси, заборы, блокпосты. Теперь вот объединились. Молодцы немцы. Всем бы так...

"...Арабский историк IX в. ибн Якуб говорит, что «некогда существовало единое славянское государство, которое затем распалось». В другом месте ибн Якуб сообщает про славян, что «они состоят из многочисленных разнообразных племен. И собрал их в былое время некоторый царь, титул которого – Маха (великий), и был он родом из одного из племен, которое называлось "вийнбаба" (венды – вененды)... потом же разделилась их речь, и прекратился их порядок, и племена их стали (отдельными), и воцарился в каждом их племени царь».

Еще задолго до «призвания» варягов на Руси были «княжения»: Полянское, Древлянское, Дреговичское, Словенское и объединение полоцких кривичей. Эти княжения, как выражается летописец, «творяше сами себе закон».

Можно утверждать, что государственное образование на севере России существовало уже с середины VIII в., то есть с самого момента прихода туда с запада словен (славян!), назвавшихся своим именем. Именно с этого времени данные археологии свидетельствуют о появлении в Приильменье так называемой культуры новгородских сопок. Новгородские словене обнаруживали большое сходство с западными группами славян, проживавших в районе Эльбы – Вислы. Центр этого словенского объединения-государства, как уже доказано, первоначально находился в Невограде (Старая Ладога), а Новгород, действительно «Новый город», был построен в конце IX – начале X вв.

На Киевской же земле уже в VII – VIII вв. могло сформироваться раннегосударственное объединение в рамках общего движения славянских племен «пражской керамики» на восток. Больше того, это движение встретило здесь, на юге, местный славяно-аланский субстрат, имевший еще более раннюю традицию государственности, восходящую еще к готскому, аланскому и антскому периодам (III – VI вв.).

В IV в. появляются косвенные подтвеpждения сyществования древнейшего восточнославянского госyдаpства в заpyбежных источниках. По pасчетам академика Б.А. Рыбакова, легендаpный Кий княжил как pаз на pyбеже V – VI веков и встpечался с византийским импеpатоpом Анастасием (491 – 518 гг.) от имени Руси. В VI – VII вв. появляется деpжава волынян-дyлебов. Известно и имя волынского князя – Маждак. Пpавда, эта деpжава оказалась непpочной и пала под yдаpами аваpского каганата.

Академик Б.А. Рыбаков на основании многих фактов утверждал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, в основном, в VI в.) уже сложилось, и использовались они лишь как наемная военная сила. Этноним «Русь», по его мнению, является производным от названия реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Русь до ее объединения под властью князей варяжской династии представляла собой конфедерацию 14 княжений, выросших на землях бывших племен. Летопись свидетельствует, что в этих княжениях уже не было народовластия; в них правили князья, такие, как сохраненные преданием Кий, Щек и Хорив у полян и упоминаемые вполне доброкачественными источниками Мал – у древлян, Ходота – у вятичей... Знать отдельных княжений еще не составляла единого общерусского сословия, но подчас основывала союзы. Следы союзов земель южной и северной Руси остались и в летописном делении страны на «верховную» (с центром в Новгороде) и «низовую» (с центром в Киеве).

Русы-варяги, пришедшие путем «из варяг в греки», представляли славян с издревле преобладавшей в их среде кастой воинов, что позволило укрепить власть князей с их дружинами и создать Киевскую Русь.

Более всего путаницы в вопрос происхождения русов внесла немецкая академическая наука в России XVIII – XIX вв. В России немецкие ученые настойчиво проводили концепцию о германоязычии варягов, а поскольку такая концепция противоречила многим фактам, она вызывала противодействие как на научном, так и на идеологическом уровне.

Есть много данных, подтверждающих, что варяги в большинстве своем, как и сам Рюрик с братьями, были западными славянами и родственными им русами-поморами, проживающими по восточным и южным берегам Балтийского моря. Это объясняет ту легкость, с которой немногочисленная дружина варягов Рюрика так быстро объединила вокруг себя северную Русь, не оставив никаких следов чуждой славянам культуры и веры. Ведь, если бы варяги были «завоевателями-преобразователями», насаждая на Руси «государственность» и «культуру», то оставили бы хоть какие-то следы своего пребывания, хоть какой-то намек на скандинавскую мифологию или религию.

Кстати, из всех старых славянских богов варягам больше по душе был Перун. В культе Перуна они видели суровую воинственную веру в огненное преображение, столь типичное для индоарийских народов. Христиане-варяги крайне почитали св. Илию Пророка – ветхозаветного громовержца, принявшего на себя часть функций грозного бога Перуна.

Русы-варяги помогали братьям-славянам отбивать атаки врагов. Так, при попытке захватить земли славян за рекой Эльбой и на Поморье во время крестового похода против славян 1147 г. именно руяне (жители острова Руян) разгромили большой флот датчан, перерезав морские коммуникации захватчиков. И в дальнейшем варяги доставляли большое беспокойство западным норманнам, не позволяя тем планомерно участвовать в натиске на Русь.

С конца VIII в. под натиском германцев население с южного берега Балтики начинает переселяться на восток, в области будущей Северной Руси, полностью ассимилировавшись со славянами. «Русь варяжская» – один из компонентов создания северной Руси Новгородской, послужившей основой (через центральную – Московскую Русь) для возникновения Великороссии. Для южной Киевской Руси, наиболее пострадавшей в дальнейшем от иноземных завоеваний и внутренних распрей, гораздо большее значение имела Русь Дунайская (Ругиланд).

Много споров вызвала фигура Рюрика, которого объединение ильменских славян позвало на княжение в Новгород в 859 г. для завершения борьбы за верховенство в Новгороде, а также – для защиты от переселяющихся с Урала угро-финнов и ватаг воинственных скандинавов. Около 862 г. конунг Рюрик со своей дружиной прибывает в Новгород, где насаждает собственное единоначалие. Согласно летописи, Рюрик умер в 879 г., оставив сына – малолетнего Игоря. Власть же принял воевода по имени Хельги (Олег), которое переводится со скандинавского как «колдун», «вождь». Будущий Олег вещий с Игорем и дружиной двинулся по великому пути «из варяг в греки». В 882 г. варяги подошли к Киеву, где стояла небольшая дружина Аскольда, убили Аскольда и вождя славян Дира и захватили Киев, тем самым объединив Новгородскую и Киевскую Русь. Этот год стал годом основания Древнерусского Киевского государства.

В XIX в. французский путешественник К. Мармье посетил Мекленбург, который, как известно, в раннем Средневековье представлял собой центр западнославянского племенного союза ободритов. Там он записал свидетельства того, что Рюрик – сын ободритского (одно из племен славян) князя Годлава.

Интересно и само имя «Рюрик», имеющее общее происхождение с этнонимом «ререг». Дело в том, что ободриты назывались еще и «ререгами», т.е. «соколами». Изображение сокола служило в качестве их племенного знака. Так оно же служило и в качестве герба династии Рюриковичей, долгое время правившей нашей страной. Знаменитый трезубец Рюриковичей – это схематизированное изображение сокола.

К концу IX в. русы владели обширной территорией, простиравшейся от Ладожского озера к югу до Босфора и к востоку от Карпат до Волги. При Святославе, прямом наследнике Рюрика и первом из правителей Киева, принявшем славянское имя, русы подчинили себе хазар и племена так называемых черных булгар в Поволжье.

Сын Святослава – Владимир – в 988 г., с целью укрепить свои отношения с Византией, принял христианство, расправился со старыми богами и крестил толпы своих подданных в Днепре.

Благодаря обращению в христианство Владимир получил в жены сестру византийского императора. В ответ Владимир направил в Константинополь 6 тысяч воинов-русов. Они составляли костяк гвардии варангов. Кстати, именно викинги-русы позволили отразить натиск викингов-норманнов, обогнувших Европу со стороны Атлантики.

Главные города Руси – Киев и Новгород – находились на так называемом пути из варяг в греки. По этому водному пути из Балтийского моря в Черное, а затем к городу Константинополю – торговому центру христианского мира – добирались в IX – XII столетиях торговцы из Северо-Западной Европы, что и определяло значение этого пути для Руси и Европы в целом.

Начиная с Рюрика и вплоть до сына Ивана Грозного – Федора, потомки варягов-русов правили самой крупной средневековой державой Европы – Русью.

После монгольского нашествия Киев потерял главенствующее значение. Из Киевской Руси и из других княжеств дееспособные люди уходили вверх по Днепру и оседали в верховьях Днепра, Десны, Волги, Москвы-реки, в итоге князем Юрием Долгоруким был основан город Москва в 1147 году. Сохранившая свои силы Северная Русь стала основой для возникновения Руси Центральной со столицей в Москве.

На основе молодого центральнороссийского ядра, дееспособных переселенцев из Южной Руси и возможностей уцелевшей Руси Северной (Новгородской) выросла новая могучая Русь – Московская!"

http://lib.rus.ec/b/249668/read
Карма 490
26.05.2012
Skipp3d
На Киевской же земле уже в VII – VIII вв. могло сформироваться раннегосударственное объединение в рамках общего движения славянских племен «пражской керамики» на восток. Больше того, это движение встретило здесь, на юге, местный славяно-аланский субстрат, имевший еще более раннюю традицию государственности, восходящую еще к готскому, аланскому и антскому периодам (III – VI вв.).

вот это совпадение так совпадение!)))
Карма 490
27.05.2012
Добрался до вокзала по набережной мимо Рейхстага. Видел проплывающий по реке буксир с надписью "Кеммер" на борту. Почти "Кемер" Ж-)))

У вокзала остановился перекурить. Подходит чумазая темнокожая девушка, спрашивает "ду ю спик инглиш", и, услышав положительный ответ, показывает бумажку, где на английском "помогите, сами мы не местные" и тд. Понятно. Улыбаюсь, говорю "сорри".

Через какое-то время подошёл поезд Берлин - Штральзунд. Билеты куплены заранее через инет (вышло не особо дорого). Поезд, конечно, у немцев - даааа.

Вскоре прозвучал свисток, состав тронулся, и за окном всё быстрее побежали немецкие пейзажи. Городские, пригородные, сельские, промышленные и природные. Леса, очень похожие на наши, и поля - как у нас, только поменьше немного. Чем ближе становилась граница федеральных земель Бранденбург и Мекленбург - Передняя Померания, тем чаще стали попадаться ярко-жёлтые рапсовые поля, очень похожие на так запомнившиеся поля сурепки из Эстонии. Красиво, блин!

И всё же слишком похожа природа Центральной России и Германии. Порою пейзаж за окном был неотличим от родного Подмосковья. Разве что, пожалуй, у них всё немного покомпактнее и поаккуратнее, что ли.

Молодцы немцы!
Набережная Шпрее и Рейхстаг
Набережная Шпрее и Рейхстаг
Вид в другую сторону - на ж/д станцию Берлин-Фридрихштрассе
Вид в другую сторону - на ж/д станцию Берлин-Фридрихштрассе
Северо-восточный угол Рейхстага и "Кеммер"
Северо-восточный угол Рейхстага и "Кеммер"
Пешеходный мост через Шпрее
Пешеходный мост через Шпрее
Шпрее и Центральный Вокзал
Шпрее и Центральный Вокзал
Центральный Железнодорожный Вокзал Берлина
Центральный Железнодорожный Вокзал Берлина
До встречи, Берлин!
До встречи, Берлин!
Платформа "С" (а там их уйма!)
Платформа "С" (а там их уйма!)
Скоростной поезд Берлин - Штральзунд
Скоростной поезд Берлин - Штральзунд
На выезде из Берлина
На выезде из Берлина
Берлинские окраины
Берлинские окраины
Берлинские окраины. Кому "Халло", кому и "Ауфвидерзеен"(((
Берлинские окраины. Кому "Халло", кому и "Ауфвидерзеен"(((
Пригороды Берлина
Пригороды Берлина
Пригороды Берлина
Пригороды Берлина
Потянулись поля
Потянулись поля
Жёлтые поля, знакомая картина!)))
Жёлтые поля, знакомая картина!)))
Станция Эберсвальде
Станция Эберсвальде
Германия
Германия
Станция Ангермюнде
Станция Ангермюнде
Германия, Земля Бранденбург
Германия, Земля Бранденбург
Карма 490
27.05.2012
Приближалась граница федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания. "Померания" - от славянского "Поморы", "Поморяне" - Поморские славяне...

"...Западнославянские прибалтийские племена (венды), расселившиеся между Эльбой (Лаба), Одером (Одра) и Вислой, достигли высокого развития к IX-Х векам нашей эры, построив на острове Ране (Рюген) священный город храмов Аркону, который выполнял для всех прибалтийских славян роль славянской Мекки и Дельфийского Оракула. Славянское племя ранов сформировало в своей среде жреческую касту (наподобие индийских браминов или вавилонских халдеев) и ни один серьезный военно-политический вопрос не решался другими славянскими племенами без совета с ранами.

Раны (руаны) владели рунической письменностью вендской традиции, графика которой заметно отличалась от известных старших и младших рун (вероятно и сам термин раны произошел от славянского ранить, то есть вырезать руны на деревянных дощечках).

Постройка города храмов и взлет языческой культуры вендского этноса был ответной мерой славянской жреческой элиты для идеологического сплочения прибалтийских славян против усилившейся экспансии сперва франкских, а затем германских и датских агрессоров, проводивших под знаменем христианизации планомерный геноцид славянского населения и изгнание его с занимаемых территорий. К XIII-XIV векам под интенсивным натиском датских и немецких крестоносцев славянские княжества Ранское, Мекленбургское, Бранденбургское и другие пали, и прибалтийский славянский вендский этнос прекратил свое существование.

Приведем сведения западных хронистов (Адама Бременского, Отгона Бамбергского, Титмара Мерзебургского) о язычестве прибалтийских славян.

Аркона была построена на высоком скалистом берегу острова Рюген и со стороны Балтийского моря была неприступна. В городе находилось множество храмов всех племенных славянских богов.

Главным богом Арконы был Святовит, чей идол был установлен в специальном храме. Идол был огромный, выше человеческого роста, с четырьмя головами на четырех отдельных шеях с остриженными волосами и обритыми бородами. Четыре головы, по-видимому, символизировали власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени, то есть космического бога пространства-времени (сходного с римским Янусом). В правой руке идол держал рог, выложенный разными металлами и ежегодно наполнявшийся вином, левая рука была изогнута дугою и упиралась в бок. Рог символизировал власть бога над урожайностью и плодородием, то есть как бога жизненной и растительной силы.

Поблизости от идола находились узда, седло и огромный боевой меч и щит (символы бога войны).

В храме стояло священное знамя Святовита, называемое ста́ницей. Эту станицу раны чтили как самого Святовита и неся ее перед собой в походе или сражении, считали себя под покровом своего бога (боевое знамя также можно атрибутировать как символ бога войны).

После уборки хлеба в Аркону стекалось множество народа и привозилось много вина для жертв и пира. По-видимому это происходило в сентябре, по-славянски — Рюен, откуда и второе название острова — Руян. Остров Руян упоминается во многих русских сказках, в которых из-за особенностей детского произношения его название превратилось в "остров Буян".

Накануне праздника жрец Святовита с веником в руках входил во внутреннее святилище и, задержав дыхание, чтобы не осквернить божество, начисто выметал пол. Веник и выметание символически означают конец временного цикла, в данном случае годового, ибо на следующий день проводится гадание по пирогу, сходное с восточнославянской рождественской колядой. Это значит, что ранские жрецы применяли сентябрьский стиль времяисчисления (год начинался с осеннего равноденствия).

На другой день в присутствии всего народа жрец вынимал из рук идола Святовита рог с вином и, тщательно рассмотрев его, предсказывал: быть или не быть урожаю на будущий год. Вылив старое вино к ногам идола, жрец наполнял рог новым вином и осушал его одним духом, испрашивая всяческих благ себе и народу. Затем он опять наливал рог новым вином и влагал его в руку истукану. После этого приносили идолу пирог из сладкого теста выше человеческого роста. Жрец прятался за пирогом и спрашивал народ, видно ли его. Когда отвечали, что виден лишь пирог, жрец просил бога, чтобы и на другой год они могли сделать такой же пирог. В заключение именем Святовита жрец благословлял народ, наказывал впредь чтить арконского бога, обещая в награду обилие плодов, победу на море и на суше. Затем все пили и ели до отвала, ибо воздержание принималось за обиду божеству.

Аркону также посещали для гаданий. При храме содержался священный конь Святовита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом.

Один только жрец Святовита мог кормить и садиться на этого коня, на котором по верованию ранов сражался сам Святовит против своих врагов. Посредством этого коня и гадали перед началом войны. Служители втыкали перед храмом три пары копий на известном расстоянии друг от друга, к каждой паре привязывалось третье копье поперек. Жрец, произнеся торжественную молитву, выводил коня за узду из сеней храма и вел на скрещенные копья. Если конь через все копья ступал сначала правою ногой, а потом левою — это считалось счастливым предзнаменованием. Если конь ступал сначала левою ногой, то поход отменялся. Три пары копий возможно символически отображали при гадании волю богов небесных, земных и подземных (3-х царств по русским сказкам).

Таким образом, главным символом-оракулом Арконского культа являлся боевой богатырский конь Святовита белой масти — "яр конь", откуда возможно и произошло название священного города "Аркона", то есть ярый конь или город Ярого коня.

Помимо функций оракула-прорицателя конь Святовита выполнял еще и роль биологического индикатора состояния фазы жизненной силы на данный момент времени. Если конь был взмыленным, с перепутанными и взлохмаченными волосами, то фаза жизненной силы считалась отрицательной (депрессивной) и намеченный поход отменялся. Если конь был в отличном физическом состоянии (пассионарном), то намечаемый поход благословлялся.

К сожалению, литературные источники не дают однозначного ответа по методике этого гадания: по одним — конь всю ночь перед гаданием находится в храме, по другим — жрец (или сам Святовит) всю ночь скачет на нем верхом.

Арконский храм сделался главным святилищем славянского Поморья, средоточием славянского язычества. По общему убеждению балтийских славян, арконский бог давал самые знаменитые победы, самые точные прорицания. Поэтому для жертвоприношений и для гадания сюда стекались славяне со всех сторон Поморья. Отовсюду доставлялись ему дары по обетам не только частных лиц, но и целых племен. Каждое племя посылало ему ежегодную дань на жертвы.

У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Рюген. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями.

При храме находилась постоянная дружина в 300 витязей на белых боевых конях, оснащенная тяжелым рыцарским вооружением. Эта дружина участвовала походах, изымая в пользу храма треть добычи.

Феномен арконского храма напоминает Дельфийский оракул у греков. Аналогия идет и дальше: как в Дельфы посылали дары и обращались за предсказаниями иноплеменники, так и в арконский храм посылали дары властители соседних народов. Например, датский король Свен пожертвовал храму золотую чашу.

Почтение, которое питали племена балтийских славян к арконской святыне, невольно переносилось и на ранов, которые так близко стояли к этой святыне..."

http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post180148706/
27.05.2012
August
Салтан -- это вероятнее всего султан, мусульманский правитель.

Возможно, знаменитая сказка Пушкина это пересказ сказок, услышанных им в детстве, а именно сказки о Бове Королевиче. Бова Королевич это и есть Гвидон. Сам сюжет взят из популярного французского стихотворного романа о подвигах рыцаря Бово д'Антона. Обработка сказаний о Бово была сделана Радищевым, в итоге появилась знаменитая сказка о царе Салтане....

URL
Карма 490
27.05.2012
Chico

Интересная инфа, спасибо!
Карма 490
27.05.2012
Федеральная земля Мекленбург - Передняя Померания встретила ещё большим количеством рапсовых полей, холмистыми равнинами, ветряками и мелким дождём, который стал заливать окно поезда, портя тем самым и без того не особо качественный для фотоаппарата вид. Так что извиняюсь за некоторые фотки - сделаны на приличной скорости через двойное окно поезда вечером во время дождя %-))))

Пришли контролёры. Проверили билеты, улыбнулись, сказали "алес кляр, данке", и ушли.

Из-за дождливого полумрака за окном некоторые немецкие пейзажи становились уж ну совсем неотличимыми от родных российских, в особенности промзоны и ж/д станции. Хотя и некоторые городки своей архитектурой напоминали о Родине.

Пересадка в Штральзунде была быстрой, поэтому особо не удалось ничего увидеть. Ну кроме, разве-что, Церкви Святой Марии (Мариенкирхе), да и ту издалека на подъезде к вокзалу. Жалко, Штральзунд - интересный город. Его старая, ганзейская часть с 2002 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пролив Штрелазунд поезд пересёк по узкой насыпи. Жалко что было уже темновато - виды там потрясающие.

Остров Рюген встретил всё теми же рапсовыми полями, да и вообще в сумерках не сильно отличался от остальной Померании. Если бы я не знал что только что пересёк пролив - так бы и думал, что всё ещё на континенте)))

Самый большой остров Германии Рюген оказался действительно не маленьким!
Вилькоммен в Померанию!
Вилькоммен в Померанию!
Рапсовые поля и ветряки
Рапсовые поля и ветряки
Померанский городок
Померанский городок
Ветряки и рапсовые поля
Ветряки и рапсовые поля
В кустах спряталась Россия?
В кустах спряталась Россия?
Станция Анклам
Станция Анклам
Канал с яхтами
Канал с яхтами
Ветряки
Ветряки
"Телевизор"
"Телевизор"
Почти Россия издалека
Почти Россия издалека
Городок на подъезде к Штральзунду
Городок на подъезде к Штральзунду
Штральзундская Церковь Святой Марии (Мариенкирхе) вдалеке за лесом
Штральзундская Церковь Святой Марии (Мариенкирхе) вдалеке за лесом
Вокзал Штральзунда. Пересадка
Вокзал Штральзунда. Пересадка
Региональный поезд до Заснитца
Региональный поезд до Заснитца
Карта на столике в поезде
Карта на столике в поезде
Народная Верфь Штральзунд
Народная Верфь Штральзунд
По узкому перешейку между континентом и Рюгеном
По узкому перешейку между континентом и Рюгеном
Пролив Штрелазунд. А за ним - "...Остров на море лежит..." (С) А.С. Пушкин
Пролив Штрелазунд. А за ним - "...Остров на море лежит..." (С) А.С. Пушкин
Станция Замтенс
Станция Замтенс
Региональный поезд до Заснитца
Региональный поезд до Заснитца
Карма 490
27.05.2012
Причём Рюген-Руян-Буян когда-то был ещё больше, и при этом ещё и стратегически расположен на пересечении множества важных торговых путей:

"...Совершенно иное положение, нежели центры в рассматривавшихся до сих пор областях, занимали приморские торговые места на о. Рюген. Округа этих поселений была ограниченной, непосредственного выхода к сухопутным путям, ведущим во внутренние славянские земли на материке, не имелось. И все же в Ральсвике, почти в середине острова, уже на исходе VIII в. возникает приморское торговое место. Начало Арконы как культового и торгового центра также относится к IX в. Раскопки Арконы 1969 -1971 гг. позволяют установить основные вехи в истории этого разрушаемого морем огромного городища на северном мысу Рюгена. Городище было основано уже в IX в. и служило главным образом культовой крепостью. В ней уже тогда должно было находиться святилище, где ежегодно поздним летом, после уборки урожая, совершались жертвоприношения. Само святилище уничтожено морем, размывающим мыс, но осталось много следов жертвоприношений в виде костных остатков молодых животных, принесенных в жертву или съеденных на праздничных пирах. Установленный по скелетным материалам способ убоя, а также сочетание костей, совершенно не укладывающееся в нормальное распределение, типичное для обычных поселений, отлично соответствуют описанию культового празднества в Арконе в августе, которое дает Саксон Грамматик: "Раз в году, после урожая, устраивает толпа со всего острова перед храмом с идолами божков после жертвоприношения животных праздничный пир во имя веры. Жрец, вопреки всеобщему обычаю отличающийся длиною своей бороды и волос, за день до этого убирает святилище, куда он один может вступить, тщательно очищая метлою; он при этом остерегается, чтобы его дыхание не проникло внутрь храма; каждый раз, когда ему нужно вдохнуть или выдохнуть, выбегает он наружу, чтобы божество не было осквернено дыханием смертного. На следующий день, когда народ соберется снаружи, осматривает он тщательно кубок, который забирает у изображения божка; если жидкости убавилось, усматривает он в этом указание на нехватку в наступающем году; заметив это, велит он приберечь плоды для грядущего времени. Если же ничто от привычного количества не пропало, предсказывает он, что наступило время изобилия на полях. Соответственно предсказанию предписывает он урожай расходовать либо скупо, либо щедро. После того, вылив старое питье у ног божка, наполняет он кубок новым. Вознося почесть идолу мнимым этим угощением, молит он у него в торжественных словах как для себя, так и для своей страны добра и побед для ее обитателей. Совершив это, отпивает он из кубка большой глоток, а затем возвращает его в десницу идола. Также приносят там в жертву изготовленный из меда круглый пирог величиною с человека. Его устанавливает жрец посредине между собою и народом и спрашивает, видят ли его руяне. Если они отвечают, что им его видно, он желает, чтобы в новом году они не смогли бы его увидеть...

... Ежегодно причитается идолу с каждого мужа и каждой женщины по монете как сбор на почитание. Ему уделяют также третью часть от военной добычи, так как она была приобретена с его помощью. Этот бог имеет также на службе своей 300 отборных коней и столько же всадников, вся добыча которых, приобретенная войною или разбоем, состоит под надзором жреца, который на выручку за эти вещи повелевает отлить различные священные предметы и храмовые украшения, сохраняемые им в запертых помещениях, где, кроме множества денег, собрано также множество изветшавших от времени пурпурных одежд.

Помимо этого, есть у него [божества] конь белого цвета; святотатством считается выдернуть волос из гривы или хвоста его. Один лишь жрец имеет право ухаживать за ним и садиться на него, дабы от частого пользования священный конь не утратил своей святости. На этом коне, по мнению руян, Свантевит - это имя божка - ведет войны против врагов своего святилища. Потому считается особым знаком, если он, стоя в ночное время в стойле, так сильно покрывается потом и глиною, словно бы проделал длинный путь. Также от этого коня принимаются предсказания... ".

Уже с IX в. во время культового праздника урожая, на который собиралось "все население острова", или, возможно, перед ним устраивался рынок. Весы, гирьки и находки предметов торговли указывают на присутствие купцов.

К важнейшим находкам относится содержимое купеческой поклажи, по каким-то причинам зарытой перед культовой крепостью между двумя валами городища. Этот археологический комплекс содержит три топора, лезвия которых еще не были прокованы и заточены, заготовки для заклепок, игл и скоб, звенья цепочки, остатки удил, 24 ножа различных форм, а также их фрагменты, 13 наконечников стрел с фрагментами, остатки железного котла(?), остатки двух складных весов, чашку для весов, две чеканные бронзовые накладки, выполненные по одной модели, видимо от деревянного кубка для питья, бронзовую, обтянутую золотом оковку, украшенную пальметками и солярными знаками, наконец, остатки гребня. Находка свидетельствует о двух обстоятельствах: во-первых, значительно в большем объеме, чем мы предполагали, велась торговля железными изделиями, в том числе рабочими топорами и ножами. Во-вторых, бронзовые, в частности золоченые, оковки указывают на связи с областями северо-западной Европы, где, очевидно, изготовлены обе оковки, то есть на североморскую торговлю. Солярное колесо-мотив, излюбленный в Ирландии, в то время как голова на оковке кубка восходит к известному в западноевропейском церковном искусстве мотиву "Даниил во рву львином".

Примерно к тому же времени, что и этот купеческий комплекс, относится многочисленное оружие и предметы воинского снаряжения из слоев предградья Арконы; среди них наконечники копий и стрел, остатки щитов и шпор, детали панциря. Итак, предметы торговли, войны и отправления культа в Арконе тесно связаны друг с другом, и это положение сохранялось до разрушения Арконы в 1168 г. Даже тогда, когда датчане осадили Аркону и в конце концов захватили и разрушили ее, торговцы искали убежища в этой крепости. Именно их победители заставили стащить с городища идол Свантевита. Значение Арконы в торговых связях определялось в первую очередь ее положением центра политической и культурной жизни руян. Жречество Арконы всегда было богатым. Треть добычи, которую приносили рюгенские славяне из разбойничьих набегов и военных походов, передавалась в сокровищницу Свантевита в Арконе. Поселение ремесленников и купцов непосредственно перед городищем Арконы до сих пор не обнаружено. Следовательно, Аркона, скорее всего, была местом сезонной торговли, связанной с культовым праздником в августе, и-по сообщениям первой половины XII в. - с сельдяным рынком в ноябре..."

http://www.ru-news.ru/art_desc.php?aid=7067
Помощь сайту
Войди или зарeгиcтpируйся, чтобы писать
Случайные топики