Намастэ !
Хотим поделиться опытом бюджетной поездки в Индию и Непал с ребёнком. Маршрут Дели - Ришикеш - Гокарна - Хампи - Арамболь - Похара - Катманду .
Итак, полетели. Малышу очень понравился самолет – последние месяцы он мечал о полете над тучами и думал, что самолеты совсем маленькие. Оказалося совсем иначе.
Кстати, что понравилось, перед взлетом на самолетах Air Arabia из динамиков салона звучит мусульманская молитва. – Успокаивает и настраивает на Высокое перед дальним путешествием....
Аеропорт Шаржи порадовал наличием неплохой детской площадки. На наше белоголовое чадо глазеют закутанные по самые зрачки в черную ткань женщины, оживленно его обсуждая на мелодичном, но совершенно непонятном языке.
Еще перелет и мы стоим на земле священной Бхараты в аеропорту Дели.
Ребенок в Дели получает мегадозу внимания. И не только на улицах, но и в, казалось, защищенных от неожиданностей местах: мы сидим в маленьком приличном интернет-кафе, Тимоти мирно спит у Оленки на руках... Местному сисадмину — 17, хотя на вид – все 25. Каждые пять минут он подходит прикоснуться к ребенку, погладить, ущипнуть за щеку, восхититься прической – такое уж это дитя ему белое и красивое. В конце-концов нежность перевешивает любые культурные ограничения, индус не выдерживает и целует наше спящее чадо в лоб. Многие знакомые украинские мамы и бабушки такого надругательства не выдержали бы и в этот момент впали бы в состояние бактериологического высада или даже истерики. Но мы уже не боимся. Ну, может, совсем чуть-чуть — параноидальную мысль обработать голову ребенка антисептиком давим в корне. Это такая местная специфика. Шанти, шанти, шанти .
У индусов совешенно иные представления о чистоте: более религиозные – если ты не помылся, сходив в туалет, ты грязный, если «забыл» снять обувь входя в храм – ты вообще свинья или собака (эти существа считаются грязнейшими). Иное дело — улица. Если ходишь по ней (под ногами помои, коровьи, а иногда и человеческие, испражнения) босиком – все о'кей. Так ходит множество детей и взрослых. Если готовишь и продаешь пищу прямо над выгребной ямой или (с нашей точки зрения) посреди мусорки – все о'кей, и соотечественники с удовольствием будут здесь питаться, это в порядке вещей — аборигены мусорят не просто много, а очень много, везде, на каждом шагу. Взрослые постоянным примером передают эту «культуру» детям. К вечеру город завален мусором и это не потому, что хинду плохие — раньше в Индии была культура одноразовой глиняной посуды, которая выбрасывалась под ноги сразу после использования – идеальное экологическое решение, привычка к которому по инерции работает и в эпоху пластика с полиэтиленом.
Игрушек из дому мы почти не брали, здесь на Пахар-Ганже можно купить все, что угодно – на каждом шагу множество местных поделок, малыша приходится оттаскивать от полок с самыми разными шкатулочками, баночками, камнями, статуэтками... У него (да и у нас) разбегаются глаза – каждые несколько минут Тимоти выдает «мені т'єба» на всяческий хлам для иностранцев, которым завалены прилавки магазинов. Ограничиваемся минимумом – покупать хлам в супертуристичском месте в первые же дни путешествия – совершенно неэкологично.
Индусы, не стесняясь, пытаются развести родителей на покупку игрушек и сладостей, дразня ими ребенка. Обьясняем, что нам это не нужно, оно тяжелое, и что мы с этим будем делать. Тимоти от этого не всегда счастлив.
Некоторые индусы сознательно используют против туристов био-шок – покрытый сотнями непонятного происхождения висящих кожных выростов полуголый персонаж приближается прося денег и всем своим видом показывая, что лучше что-то ему дать, иначе он может приблизится на опасную дистанцию. Не ведемся – знаем, что индусы совершенно мирны и неагресивны, но на всякий случай отходим с малышом подальше.
Кроме прокаженных и всяческих колоритных попрошаек, необычные для нас учасники уличного движения — коровы – этим прекрасным и безобидным созданиям тоже нужно уделять внимание – зазевавшийся турист рискует вступить в продукт жизнедеятельности или, при невнимании к кормовой части величественного животного, даже получить блогословение на одежду или обувь.
У малыша множество новых впечатлений – поездка на велорикше, первые, осторожные знакомства с местной пищей, — в кафе малышу все кушанья просим «not spicy», «no spice, no red pepper, please» – и, все же, некоторые блюда он есть просто не может.
Пробуем, и даем малышу сладости, которые предлагают на улице – гулабджамуны, пирожные – все продается и готовится в условиях противоречащих и, словно, бросающих вызов самим нашим понятиям санитарии и пищевой гигиены. Ничего, нужно привыкать – мы здесь надолго и если воспринимать индийские «странности» на приколе, то не все так страшно. Желудки подтверждают – уличную индийскую пищу очень даже можно есть, даже трехлетним украинским детям.
Вечером – снова новый опыт – друзья приглашают нас в громадный кришнаитский храм Радхи-Партхасаратхи. У ребенка происходит первое реальное знакомство с индийской религией – покупаю цветок лотоса и радость ребенка от волшебного розового цветка безгранична. Тимоти с интересом наблюдает традиционную для храмов ISKCON пуджу, и – «дарит лотос Кришне» – дает цветок удивленному служителю-пуджари, который с должными процедурами возлагает его на алтарь с изображениями божеств.
Продолжение следует...
Подробнее с фотографиями в нашем семейном блоге Ахамот, посвящённом теории и практике "странствующего" религиеведения , йоге и путешествиям, адрес у меня в профиле.