САПА
Туристический городок на севере Вьетнама, в горах.
Добирались сами, на ночном поезде (из старого города до вокзала идти пешком минут 20, билет проще и дешевле самим покупать) до Лаокая (города на границе с Китаем), потом на "маршрутке", коих там полно стоит у вокзала.
Сапа-еще одна Вьетнамская достопримечательность, которую усиленно впаривают все турагентства. Туда приезжают отдыхать и вьеты из Ханоя, отдохнуть от жары и кучи туристов, слоняющиеся по ЮВ Азии от месяца до года.
Привлекает Сапа прежде всего наличием различных этнических групп (из разных источников до 30), трекингом по горам (невысоким, но довольно живописным), посадками риса, ступенями спускающимися по горам; ну и наличием в продаже наркоты (которая отрицается официальным Вьетнамом, за это какое-то страшное наказание). Но все в Сапе зависит от наличия дождей.
из Сапы писала в журнале lj
"Сапа. Или еще ее называют Шапа.Деревня-город в горах. Темнет в 5рм, город вымирает в 6рм. У вас сейчас день, а мы уже бродим в темноте. Сапа- отправной пункт для трекинга по разным маршрутам в этнические деревни (здесь около 25 различных этнических групп), к водопадам, в горы и к различным nice place, вью пойнт (плохо у меня с ленгвиджем и алфавитом
)
Сегодня ходили в деревню Cat Cat, она расположена среди рисовых полей, на 3х горах. Живут там Хмонги. Отчасти деревня для туристов. Для туристов же сделана каменистая тропа по горам (кто сказал, что туризм не развит во Вьетнаме? :(. ), но туристов мало - "несезон". Хмонги мало обращают внимание на туристов, занимаются своими обычными делами: женщины ткут, красят материал, шьют, продают - для этого ходят из деревни в деревню и в Сапу с корзинами за плечами и настойчиво впаривают свой товар: покрывала, одежда, шапочки. Натуральные красители. Все в руках разваливается и от воды красится и линяет, для туристов делают кое-как. То что нами ценится-разнообразная вышивка не ценится хмонгами (как нам потом по-секрету рассказывала одна знакомая девочка-хмонг). Главное-яркие красители. Так же занимаются собирательством, в основном пряных трав и дров. Мужчины (ой, такие модники, наряды офигительные, расшитые высокие воротники стоечкой, халат накидка с разрезами и куча серебра на шее, руках и ногах!) в основном занимаются рисом (очень трудоемкая работа) и скотом. Иногда шляются по Сапе, всматриваются в лица туристов. Забавно, когда в этих нарядах (а мамаши еще и с грудничками за плечами) ездят на мотобайках. Да, серебро и изделия из этого "серебра" ( серебра там около 10%), выработанное кустарным способом, еще один важный товар.
В деревне Cat Cat поражают виды окрестных гор-все в островках пучков бамбука, только пучки эти очень высокие,5-8метров. Очень красивый бамбук. А еще пальмы, пальмы в горах!
Каскады водопадов между гор разбиваются на много много ручейков. Это завораживающее зрелище!
Обратно возвращались вверх самостояtельно (пешком) и получили массу удовольствия от общения с женщиной Дао ( красные Дзао, в Лаосе их вроде называют Пао - по цвету ткани, намотанной поверх головы. Высокие бритые лбы, бритые брови и очень живописный костюм ). Такая болтушка!
Она на сносном английском(туристы научили) рассказала нам о своей жизни и жизни племени. Ее муж, прежде чем сделать предложение, подарил ей кучу серебряных браслетов, потом серебряные ожерелья (спорное серебро, но очень красиво), сережки. Так положенно. На свадьбе гуляло 200 человек, 300кг мяса было съедено. У нее сейчас 2 дочки и один сын. Как нам рассказала Сабина, они рожают девочек для мамы и обязательно мальчика для папы. Причем, рожают до победного, пока не получиться мальчик. Лишних девочек многие продают ( или в соседний Китай или своим бездетным), но нашей Дзао это не нравиться. Разговор закончила без всяких попыток нам что-либо продать. Это большая редкость для здешнего "англоговорящего" населения. Просто поболтать о жизни захотелось. Села на пригорке отдохнуть, пожелала нам удачи.
Эл сейчас уехал в ЛаоКай, узнавать про билеты. Назад едет в местном переполненном автобусе. Пишет СМС: быстро и весело. А я переживаю, уже темно, а дороги здесь горные-извилистые, по ущельям. Особенно переживаю, вспоминая своего вчерашнего водителя мотобайка-лихача и задаваку. И зачем я ему сказалам: ю гууд драйва?! Он начал мне цирковые трюки показывать : вождение байка по извилистому спуску без рук! "
Сапа и правда очень "туристическое место", местные народы начали быстро соображать и делать на своей уникальности деньги. Научились нескольким английским словам, начинают стандартно разговор: хэлоу, вот ё нейм, увот кантри, хау олд а ю. Иногда фразы и вопросы складываются вместе, образую такую сногшибательную смесь, что потом стоишь и долго пытаешься собрать мозги
А когда пытаешься ответить на английском, вдруг понимаешь, что говоришь тоже какой-то безумной солянкой слов
. Такое быстрое отзеркаливание. Отвязаться от их предложений и хватаний за руку бывает сложно, но мы нашли очень интересный способ: так же очень быстро говорить по русски "я ничегонепонимаю.зачемвыпристаете комне?, я всеравноничегонекуплю! Удачивамивашимдетям" и улыбаешься при этом. Побольше вопросительных интонаций вперемешку с убеждением
Срабатывает "на ура". Особенно обилие шипящих. Они входят в ступор, как ты перед этим, а пока они пытаются идентифицировать язык и звуки, быстренько идешь дальше. Как правило погоня прекращается
По выходным представители народностей заполняют рынок Сапы так, что не протолкнуться."Местный рынок это отдельная песня. Хорошо, что мы уже были закалённые Ханоем и Хойаном и потому без труда отбивались от различных предложений.На рынке можно не только купить что-нибудь, но и поесть (антисанитария полная, наверное поэтому так вкусно
), пообщаться и побывать у цирюльника.Элу еле удалось выбраться, так страстно его хотели постричь и побрить.Рынок - это многолюдье, многоцветье, многозвучье и многомногомногочегоеще. Под стать внешнему виду пришлого населения и местные дома на рынке - разноцветные, иногда яркие. С обилием деталей и внешними коммуникациями наружу. Фронтальная яркость. И скудный, обеднённый внутренний двор. Попытка украсить жизнь? "
Сапа это прикольно. Селиться рекомендую по-дальше от туристической улицы, где не очень шумно и пыльно. Например мы, после долгого критического осмотра нескольких гостинниц нашли тихое красивое место, где нам сначала за номер на верхотуре, с душем, горячей водой, 2мя огроменными кроватями(это кстати у них везде во Вьетнаме), камином, верандой с видом на горы, рассвет и закат, зактили цену аж 12 баксов за сутки. Мы сказали, что это дорого для нас, нам предложили за 8 ниже, без вида и камина, мы отказались, сказали, что хотим верхнюю но за 7 и собрались уходить. Тут конечно нас остановили и согласились на наши условия, в итоге отдали 20 баксов за три дня и расставались при этом как лучшие друзья
, ведь мы не снизили цену в 2-3 раза. Вообщем шиканули
Рассказываю, это на дороге от центральной площади (рынок остается слева) к деревне Cat Cat. Отель справа, называется Cat Cat Hotel (их там несколько, надо тот, что справа, в LP 2005 на карте Сапы он под номером 10 на улице Pho Cat Cat ). Нам очень понравилось.
В Сапе мы в реальности увиделись с одной своей интернет знакомой, замечательной девушкой Сабиной (Израиль), которая много путешествовала по ЮВ Азии. В Сапе она задержалась надолго, решила помочь одной девочке, которую в семье заставляли продавать наркотики туристам (для себя качественная смесь, для туристов с засушенным навозом!). Родители больные наркоманы, неработающие, пытались с Сабины тянуть деньги. Сабина подняла на уши редакцию одной Ханойской газеты и организации помощи детям (официально, по информации от властей, в этом районе "нет проблем"), в итоге устроила Па и ее брата в один из близлежащих интернатов. Неизвестно конечно, что для детей лучше, жить в такой "этнической" семье, адаптироваться, или жить без родителей в интернате. Но Сабина мужественный человек, довольно долго разрабатывала различные варианты. Па приходила к нам в гости, рассказывала много интересного, но все же, мне показалось, что она избалованна вниманием туристов.
Но ехали мы в Сапу совсем за другим. Об этом дальше...