Кхамоши – молчание, 1969 г.
Данная тема называется «Лучшие индийские фильмы» и этот фильм один из обязательных, я считаю, к просмотру всеми любителями индийских фильмов. Хотя это не типичный болливудский фильм с песнями, плясками да драками. Это - один из последник классических фильмов индийского или болливудского неореализма, который расцвел в 50-60е гг, и который вообще-то пришел из бенгалии (а туда, вестимо, из Италии) - режиссерами и создателями практически их всех были бенгальцы и практически все они были римейками их бенгальских оригиналов! И вот «последним из Могикан» стал этот фильм – "Кхамоши" (молчание), который вышел на экраны в 1969 году. Продюссером его значится в титрах «Гитанджали» - это кинокомпания принадлежавшая Хеманту Кумару, одному из великих композиторов и певцов золотого века Болливудской музыки.
Он кстати и дал музыку фильму – классическими стали все песни в фильме (их всего 3).
Сюжет – известного бенг. писателя, Ашутоша Мукерджи – фильм на Хинди, как и оригинал на бенгальском, поставлен по его рассказу 'Nurse Mitra' (Сестра-друг). Сценаристы – Гульзар и А. Мукерджи. Гульзар написал и диалоги и слова песен. Особенно сильной стороной этого ч/б фильма является операторская работа Камала Боса, которая получила Премию журнала «Филмфейр» 1970 г. Фильм снят в Калькутте. Режиссер – Асит Сен, который и ставил оригинал на бенгальском под названием « «Deep Jwele Jaai »(Зажечь лампаду, 1959), где героиню играла Сучитра Сен. Сам Асит Сен (не путать с известным в 60-70х гг комическим актером - его тезкой) исполнил в бенгальском оригинале роль, которую сыграл Дхармендра, но он был показан очень завуалированно и со спины, так что об этом известно только с его слов в интенрвью данном в 1990 х гг.
Фильм построен вокруг образа героини Радхи - ее сыграла Вахида Рехман и это ее вершинная роль ! Конечно бенгальцы и бенгалофилы говорят, что Сучитра Сен бы и лучше сыграла, но и Вахида, думаю, не хуже актриса ... :))
Думаю, выбор Вахиды диктовался ее звездностью и также, конечно, уровнем ее мастерства.
Я сказал в другом месте в теме про инд музыку и композитора Хеманта Кумара, что сюжет этого фильма революционен. Конечно для того времени. Сейчас он, с высоты нашего времени, кажется несколько наивным. Тогда еще не было так много психологических драм. Фильм, даже несколько неожиданно для самих создателей, стал хитом в то время.
Сюжет:
Некто «Полковник-сааб» (роль которого исполняет Насир Хусейн – родной дядя Амира Хана, кстати) - доктор в психиатрической(скорее калькуттской) больнице. Областью его особого интереса является наблюдение, описывание и лечение пациентов с острой манией, которая, по его мнению, вызвана тоской сына-мальчика по безоговорочной любви, которую он получает от своей матери (каков источник сей «Эдип-Электра» теории говорить излишне !:)))). После того, как он (сын-мальчик) отделяется от нее (матери), он ищет эту любовь в других женщинах, пока он не встречает ту, которая он чувствует, способна к тому же самому. Но когда этого не происходит, мальчик становится циничным, полным ненависти и недоверия, и развивает острую манию.
Медсестра и близкая помощница-соратница Полковник-сааба со времен войны, Радха (Вахида Рехман), успешно вылечила вот одного такого пациента по именем Дев (Дхармендра). Но вылечила, оказывается, ценою своего сердца – она в него влюбляется, а он вылечившись, ее не узнает и уходит навсегда из ее жизни (чем и начинается фильм) и она вынуждена проводить его не показывая виду, но внутренне она слишком страдает. И вот теперь к ним в больницу приводят другого такого же, по имени Арун Чоудхари (Раджеш Кханна). Полковник-доктор занят, празднованием «своего» успеха в эксперименте, который он поставил на Деве. Это - прорыв, он говорит, если это исследование окажется правильным, медицинская наука, имеющая отношение к психическому здоровью, может быть в состоянии обойтись без лечения и терапии электро током (шоком) в лечении безумия. Палата #24, в которой лежал Дев должна быть сохранена для этого исследования, говорит Полковник-доктор, и следующий пациент, которого положат в ту палату, должен также быть страдающим от острой мании. Медсестра Радха сначала отказывается повторять эксперимент, но когда проваливается попытка другой медсестры сделать то же, Радха неохотно соглашается обращаться с новым пациентом также как и с первым - по-матерински заботливо, завоевывать его доверие, любить его, и тем сделать его готовым предстать перед повседневной жизнью. Что не понимают Полковник Сааб со товарищи (Старшей Сестрой - «мэтрон» б-цы, сыгранная также интересной актрисой – Лалитой Павар, бывшей в то время штатной свекровью-нехорошим человеком в Болливуде и другим доктором, сыгранного Ифтекаром), так это то, что это делает с Радхой непосредственно, когда она чувствует, что не может действовать больше беспристрастно и становится все более вовлеченной в жизни своих пациентов, зная в то же время хорошо, что она должна продолжать профессиональное отношение, и что пациент сободен от обязательств и, возможно, даже не вспомнит о той заботе, любви и том обращении, что он получил от Радхи. И Радха должна теперь решать - продолжать ли быть медсестрой, оставив за порогом палаты свое женское начало, или подвергать себя опять тем же страданиям ? К чему это приведет Радху ? Медленно, погруженная в глубокую печаль, Радха увязает в болоте депрессии, ее преследуют воспоминания о Деве. Хотя есть одно утешение - заботливое отношение Радхи излечивает Аруна. И он ... влюбляется в Радху, и думает, что это взаимно...
Этот фильм конечно бенефис Вахиды. Который тоже нелегко ей дался. Она как-то в интервью призналась, что тоже испытала опустошенность после съемок этого фильма и долго не могла играть эмоционально заряженные сцены.
Вахида Рехман получила премию журнала "Филмфейр" 1970 года за лучшую роль героини.
Кстати, сообщалось, что будет римейк этого фильма и в Голливуде, в котором главную роль должна играть Дженифер Энистон. Не знаю, правда ли это !?
|